Цели урока
- обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей является Конвенция о правах ребенка;
- продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации, умения извлекать необходимую информацию из исторического источника, продолжить работу по формированию понятийного аппарата;
- воспитывать чувство гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам других людей.
Средства обучения: учебное пособие «Обществознание. 7 класс» А.Ф. Никитин; Извлечения из Конвенции по правам ребенка (Приложение 1), презентация «Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка.» (Приложение 2); мультимедиасистема.
Тип урока: комбинированный, мультимедиа урок.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайды 1-2
Домашнее задание: урок № 3 учебника, с.17-19
Целевая установка урока:
- тема урока:
- повторить все, что было изучено на предыдущих уроках;
- изучить новую тему.
II. Повторение ранее изученного
Цель повторения:
- привести в систему знания, полученные ранее;
- работать над понятиями, схемами, таблицами, все необходимое для подготовки к экзамену ЕГЭ.
1) Заполните пропуски в схеме: Слайд 3
2) Составьте логические пары из определений и раскройте их: Слайд 4
социальные нормы | декларация |
право | мораль |
свобода | обязанности |
кодекс | Конституция |
3) Заполните пропуски в схеме: Слайд 5
4) Соотнесите виды прав человека и их проявление: Слайд 6
НЕОТЪЕМЛИМЫЕ | …имеет право владеть имуществом (ст. 17) |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ | …имеет право на гражданство (ст. 15) |
ГРАЖДАНСКИЕ | …имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3) |
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ | …имеет право…, свободно наслаждаться искусством (ст. 27) |
СОЦИАЛЬНЫЕ | …имеет право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21) |
КУЛЬТУРНЫЕ | …имеет право на социальное обеспечение (ст. 22) |
Опрос по домашнему заданию:
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Раскройте понятие «обязанности».
- Перечислите основные конституционные обязанности гражданина РФ.
- Объясните, зачем соблюдать обязанности?. Докажите это на конкретных примерах.
- Подумайте, есть ли связь между правами человека и его обязанностями? Какая?
III. Переход к изучению нового материала
На предыдущих уроках мы говорили с вами о правах, свободах, обязанностях человека, но мы говорили о взрослых людях, самостоятельных. Но как быть с теми, кто еще только растет, формируется как личность? Права и свободы детей охраняются и защищаются особо.
Почему? Как вы думаете? Почему дети нуждаются в особой защите?
Слайды 7-8
Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока «Правовой статус несовершеннолетнего. Конвенция о правах ребенка.»
Мы должны с вами сегодня:
- познакомиться с Конвенцией о правах человека;
- выяснить какими правами и свободами вы обладаете как дети;
- продолжить учиться работать с документом, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы
IV. Изучение нового материала
1. История принятия Конвенции о правах ребенка.
Слайд 9
Впервые задекларировать права ребенка на международном уровне решили в 1959 году. Связанно это было с осознанием того, что детство нуждается в особой защите и заботе, дети должны быть максимально защищены от посягательства взрослых. 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация о правах ребенка. ней утверждалось, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла огромную роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Но только призывом….
Вспомните, что такое декларация?
Потому было принято решение о разработке более жесткого документа. С 1979 – 1989 г.г. шла работа над текстом такого документа. 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. А через год была ратифицирована и нашей страной.
Так что же такое конвенция?
Конвенция – это документ, носящий обязательный характер для государств ее подписавших.
Потому Конвенция является наиболее полным документом и приобретает силу норм международного права.
2. Изучение Конвенции о правах человека.
Конвенция о правах ребенка состоит из:
- Преамбулы (вступительная статья к документу)
- Часть I (собственно статьи)
- Часть II (специальные статьи для стран участниц Конвенции)
Работа с текстом учебника, стр. 18-19.
|
Мы говорим с вами о правах ребенка. А кого собственно Конвенция называет ребенком?
Какие же виды прав содержит в себе Конвенция?
Работа с текстом Конвенции. Данные заносим в таблицу Приложение 3 Слайды 10-16
3. Международные организации по защите прав детей.
Слайды 17-20
Но одного документа недостаточно для обеспечения полного перечня прав ребенка и абсолютной защиты этих прав, пусть это даже Конвенция о правах ребенка и ее положении отменить нельзя. Помимо норм Конвенции защитой детей занимаются множество Международных организаций:
- ООН;
- Международный фонд защиты детей (ЮНИСЕФ), в работе которого принимают участие многие известные всему миру люди;
- «Движение без границ»,
- российские правозащитные организации;
- уполномоченный по правам ребенка П. Астахов.
И не случайно, что подобных организаций много, поскольку в современном мире по словам П. Астахова «ценность детской жизни падает на глазах».
V. Закрепление изученного на уроке.
В завершении еще раз поговорим с вами о значении этого документа.
- Почему Конвенции о правах ребенка придается большое значение?
- Могут ли права ребенка быть равными правам взрослых?
- Кто из взрослых, по вашему мнению, в большей степени заинтересован в реализации положений Конвенции?
- Только ли о своих правах должны помнить дети?
В заключении хотела бы провести слова, которыми можно выразить основную мысль Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему!» Слайд 21
Проверка и оценивание ЗУНков: На этапе актуализации знаний и по итогам работы на уроке.
Рефлексия деятельности на уроке: Самостоятельная организация учебной деятельности, владение умениями совместной деятельности, согласование и координация деятельности с другими учащимися, оценивание своего физического и эмоционального состояния
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить: Урок проводился для учащихся 7 класса, тема достаточно трудна для восприятия, текст Конвенции о правах ребенка сложен, поэтому для облегчения восприятия и усвоения темы целесообразно было использование наглядной презентации.