Урок по окружающему миру на тему "Кто во что верит". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока: дать общее представление о человечестве как о всех людях, живущих на земле; заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается российское и общечеловеческое общество.

1. Обучающий аспект цели:

  • уметь структурировать полученные знания при знакомстве с основными религиями мира;
  • формирование предварительной целостной картины мира.

2. Воспитательный аспект цели:

  • формировать толерантное и уважительное отношение к друг другу.

3. Развивающий аспект цели:

  • развитие способности структурировать информацию;
  • создать условия для развития познавательного интереса;
  • развитие коммуникативной, информационной компетентности.

Ход урока

Постановка проблемы.

Аня и Юля – сестры, у них много общих воспоминаний, интересов. Часто ли у них могут совпадать переживания и мысли?

Д. – Да, часто.

На доске запись: «У родных сестёр (брата и сестры) много общего»

Слайд 1 Презентации

– Однажды между ними произошёл такой разговор (диалог разыгрывают заранее подготовленные ученики):

Аня: Я боюсь идти по дороге, если её перебежала черная кошка.

Юля: Ну, ты прямо как в каменном веке живёшь! Может, ты и в домового веришь?

Аня: В домового, может, и не верю, а с приметами лучше не спорить.

– Одинаково ли думают Аня и Юля?

Д. – Нет, по- разному. Аня верит в приметы, а Юля нет.

На доске появляется запись: «Родные сестры думают по-разному»

Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока.

«Почему люди не могут думать одинаково?»

Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?

(Ученики совещаются в группах, высказывают свои предположения, суть которых сводится к тому, что все люди разные, у каждого свои привычки, характер, происхождение и т.п.)

На доске вывешивается изображение солнца с большими лучами. В центре надпись: «Многоликое человечество. Мы разные…»

По мере того как дети вспоминают отличия людей друг от друга, учитель вместо «лучей» прикрепляет карточки с надписями:

  • «по внешнему облику»;
  • «по национальности»;
  • «по месту рождения и проживания»;
  • «по взглядам на мир».

Каждой группе учеников раздаются по 1-2 листа с рисунками и словами: (Приложение 1, Приложение 3)

  1. «верующие разных религий», например, христианский священник, мулла в чалме;
  2. «атеисты», например, два человека с плакатом «Бога нет!»;
  3. «граждане разных государств» (люди с флагами разных государств);
  4. «европеоидная раса» (светлокожий человек)
  5. «монголоидная раса» (желтокожий человек)
  6. «негроидная раса» (чернокожий человек)
  7. «люди разных народов».

Представители от групп должны разместить листы в том или ином «луче», объяснить свой выбор. Таким образом, ученики актуализируют и систематизируют свои знания по теме «Многоликое человечество».

  • «Лучик» по внешнему облику – 4-6
  • «Лучик» по национальности – 7
  • «Лучик» по месту рождения и проживания – 3
  • «Лучик» по взглядам на мир – 1-2

Если лист со словом «атеист» вызовет затруднение, его можно прикрепить к краю доски и разместить на схеме позднее.

Поиск решения проблемы (открытия нового знания).

  • Общие черты религиозных верований.

– Обратите внимание на «лучик» «по взглядам на мир». Вы разместили сюда карточку «верующие разных религий».

– Вы ответили на вопрос: «Почему они думают по – разному». Но мне бы хотелось остановиться на «лучике» – ПО ВЗГЛЯДАМ НА МИР

– На какие две группы по взглядам, опираясь на рисунки, мы можем разделить людей? (верующие и атеисты)

– На какой вопрос, вы бы хотели получить ответ по данному материалу?

  1. Кто такие верующие?
  2. Кто такие атеисты? Слайд 3.

Если ребята не озвучат вопросы, вопрос задаёт учитель.

– Объясните мне, пожалуйста, кого мы называем верующими, а кого атеистами?

– Мне бы хотелось получить более точную формулировку. (Ребята за помощью обращаются к энциклопедиям, электронным носителям, интернету)

– Дайте определение слову «религия».

Появляется запись: «Религией называют веру людей в существование высших, сверхъестественных сил – Бога или богов.» Слайд 4

– Давайте попробуем выделить структурные элементы религии.

  1. Бог
  2. Посредник между Богом и человеком
  3. Места для поклонений
  4. Обряды

– Любая религия берёт начало в язычестве. Религий в мире существует огромное множество. Я предлагаю вам остановиться на 3-х основных религиях.

На доске появляется схема:

– Посмотрите, на какие группы разделились люди по взглядам. Во все времена велись воины за свои убеждения, взгляды на мир… (Слайд 5-6)

Идут кадры презентации:

  1. Джордано Бруно был сожжен в Риме, на площади Цветов, 17 февраля 1600 года, как еретик и нарушитель монашеского обета.
  2. Возникновение христианства на Руси, сожжение языческих идолов.
  3. Крестовые походы (насильно насаждалась вера).
  4. Революция 1917 года. Уничтожение храмов, расстрел священнослужителей.
  5. Наше время: война на Ближнем Востоке. (Слайд 4-7)

Кто прав? Во что верить? Какая вера истинна?

Чтобы это понять, предлагаю вам сравнить три мировые религии.

Работа в группах (три группы выбирают по жребию материал, знакомятся с религиями, 4-я группа – аналитическая, помогает их сравнивать). Приложение 2. Слайды 9-25

4-й группой заполняется таблица и делается вывод. Слайд 26

Название религии Бог Места поклонения Посредник между Богом и человеком Основные учения, идея
1 Буддизм Будда Храм Лама Вера в добро, жизнь по совести ….
2 Ислам Аллах Мечеть Мулла  
3 Христианство Бог, Иисус Христос Храм Священнослужитель  

Вывод: различия есть, но касаются чисто внешней стороны, основные идеи учения одни и те же.

Проверка. Ребята, я тоже выполняла работу аналитической группы, давайте сравним результаты.

– А атеистам будут ли чужды эти идеи?

– Тогда получается что лучшей религии нет. Как определить во что верить?.. (Верят все кто во что хочет)

– !!! Только сам человек может решить, придерживаться ему какой-нибудь веры или нет. А подсказать решение должны его разум и совесть, но не чьё-то принуждение. Это великое право каждого человека называется свободой совести.

Итог. Д/з

– Подготовить информацию о других религиозных направлениях.

– На все ваши возникшие вопросы после сегодняшнего урока, я отвечу, свои вопросы в письменной форме складывайте в почтовый ящик.

– Работу какой группы вам бы хотелось отметить? Почему? Как вы оцениваете свою работу.