Цели урока: дать общее представление о человечестве как о всех людях, живущих на земле; заложить основы уважительного и заинтересованного отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается российское и общечеловеческое общество.
1. Обучающий аспект цели:
- уметь структурировать полученные знания при знакомстве с основными религиями мира;
- формирование предварительной целостной картины мира.
2. Воспитательный аспект цели:
- формировать толерантное и уважительное отношение к друг другу.
3. Развивающий аспект цели:
- развитие способности структурировать информацию;
- создать условия для развития познавательного интереса;
- развитие коммуникативной, информационной компетентности.
Ход урока
Постановка проблемы.
– Аня и Юля – сестры, у них много общих воспоминаний, интересов. Часто ли у них могут совпадать переживания и мысли?
Д. – Да, часто.
На доске запись: «У родных сестёр (брата и сестры) много общего»
Слайд 1 Презентации
– Однажды между ними произошёл такой разговор (диалог разыгрывают заранее подготовленные ученики):
Аня: Я боюсь идти по дороге, если её перебежала черная кошка.
Юля: Ну, ты прямо как в каменном веке живёшь! Может, ты и в домового веришь?
Аня: В домового, может, и не верю, а с приметами лучше не спорить.
– Одинаково ли думают Аня и Юля?
Д. – Нет, по- разному. Аня верит в приметы, а Юля нет.
На доске появляется запись: «Родные сестры думают по-разному»
– Какое вы заметили противоречие? Сформулируйте основной вопрос урока.
«Почему люди не могут думать одинаково?»
– Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?
(Ученики совещаются в группах, высказывают свои предположения, суть которых сводится к тому, что все люди разные, у каждого свои привычки, характер, происхождение и т.п.)
На доске вывешивается изображение солнца с большими лучами. В центре надпись: «Многоликое человечество. Мы разные…»
По мере того как дети вспоминают отличия людей друг от друга, учитель вместо «лучей» прикрепляет карточки с надписями:
- «по внешнему облику»;
- «по национальности»;
- «по месту рождения и проживания»;
- «по взглядам на мир».
Каждой группе учеников раздаются по 1-2 листа с рисунками и словами: (Приложение 1, Приложение 3)
- «верующие разных религий», например, христианский священник, мулла в чалме;
- «атеисты», например, два человека с плакатом «Бога нет!»;
- «граждане разных государств» (люди с флагами разных государств);
- «европеоидная раса» (светлокожий человек)
- «монголоидная раса» (желтокожий человек)
- «негроидная раса» (чернокожий человек)
- «люди разных народов».
Представители от групп должны разместить листы в том или ином «луче», объяснить свой выбор. Таким образом, ученики актуализируют и систематизируют свои знания по теме «Многоликое человечество».
- «Лучик» по внешнему облику – 4-6
- «Лучик» по национальности – 7
- «Лучик» по месту рождения и проживания – 3
- «Лучик» по взглядам на мир – 1-2
Если лист со словом «атеист» вызовет затруднение, его можно прикрепить к краю доски и разместить на схеме позднее.
Поиск решения проблемы (открытия нового знания).
- Общие черты религиозных верований.
– Обратите внимание на «лучик» «по взглядам на мир». Вы разместили сюда карточку «верующие разных религий».
– Вы ответили на вопрос: «Почему они думают по – разному». Но мне бы хотелось остановиться на «лучике» – ПО ВЗГЛЯДАМ НА МИР
– На какие две группы по взглядам, опираясь на рисунки, мы можем разделить людей? (верующие и атеисты)
– На какой вопрос, вы бы хотели получить ответ по данному материалу?
- Кто такие верующие?
- Кто такие атеисты? Слайд 3.
Если ребята не озвучат вопросы, вопрос задаёт учитель.
– Объясните мне, пожалуйста, кого мы называем верующими, а кого атеистами?
– Мне бы хотелось получить более точную формулировку. (Ребята за помощью обращаются к энциклопедиям, электронным носителям, интернету)
– Дайте определение слову «религия».
Появляется запись: «Религией называют веру людей в существование высших, сверхъестественных сил – Бога или богов.» Слайд 4
– Давайте попробуем выделить структурные элементы религии.
- Бог
- Посредник между Богом и человеком
- Места для поклонений
- Обряды
– Любая религия берёт начало в язычестве. Религий в мире существует огромное множество. Я предлагаю вам остановиться на 3-х основных религиях.
На доске появляется схема:
– Посмотрите, на какие группы разделились люди по взглядам. Во все времена велись воины за свои убеждения, взгляды на мир… (Слайд 5-6)
Идут кадры презентации:
- Джордано Бруно был сожжен в Риме, на площади Цветов, 17 февраля 1600 года, как еретик и нарушитель монашеского обета.
- Возникновение христианства на Руси, сожжение языческих идолов.
- Крестовые походы (насильно насаждалась вера).
- Революция 1917 года. Уничтожение храмов, расстрел священнослужителей.
- Наше время: война на Ближнем Востоке. (Слайд 4-7)
– Кто прав? Во что верить? Какая вера истинна?
– Чтобы это понять, предлагаю вам сравнить три мировые религии.
Работа в группах (три группы выбирают по жребию материал, знакомятся с религиями, 4-я группа – аналитическая, помогает их сравнивать). Приложение 2. Слайды 9-25
4-й группой заполняется таблица и делается вывод. Слайд 26
№ | Название религии | Бог | Места поклонения | Посредник между Богом и человеком | Основные учения, идея |
1 | Буддизм | Будда | Храм | Лама | Вера в добро, жизнь по совести …. |
2 | Ислам | Аллах | Мечеть | Мулла | |
3 | Христианство | Бог, Иисус Христос | Храм | Священнослужитель |
Вывод: различия есть, но касаются чисто внешней стороны, основные идеи учения одни и те же.
Проверка. Ребята, я тоже выполняла работу аналитической группы, давайте сравним результаты.
– А атеистам будут ли чужды эти идеи?
– Тогда получается что лучшей религии нет. Как определить во что верить?.. (Верят все кто во что хочет)
– !!! Только сам человек может решить, придерживаться ему какой-нибудь веры или нет. А подсказать решение должны его разум и совесть, но не чьё-то принуждение. Это великое право каждого человека называется свободой совести.
Итог. Д/з
– Подготовить информацию о других религиозных направлениях.
– На все ваши возникшие вопросы после сегодняшнего урока, я отвечу, свои вопросы в письменной форме складывайте в почтовый ящик.
– Работу какой группы вам бы хотелось отметить? Почему? Как вы оцениваете свою работу.