Цели урока:
- Образовательная: сформировать практические умения и навыки при решении задач
- Развивающая: развитие способности учащихся самостоятельно анализировать задание, планировать свои действия и осуществлять их контроль
- Воспитательная: воспитание самостоятельности учащихся, чувства ответственности за качество выполняемых заданий
Учебно-материальное оснащение урока:
- Персональный компьютер;
- DVD-проектор;
- CD диск «Репетитор по физике Кирилла и Мефодия», «Курс физики XXI века»;
- Инструкционные карты;
- Таблица «Газовые законы».
Ход урока
I. Организация начала урока
Выделение цели и задач урока.
II. Мотивация знаний
Объяснение важности и личной значимости освоения данного материала.
Ознакомление учащихся с планом предстоящей учебной работы.
III. Актуализация знаний
Рассказ преподавателя с элементами беседы.
Учащиеся выполняют задание 1 из инструкционной карты (приложение 1).
Демонстрация слайдов «Репетитор по физике Кирилла и Мефодия» справочник «Процессы в идеальных газах».
Фронтальный опрос.
Учащиеся выполняют задание 2 из инструкционной карты.
- Какие процессы мы называем изопроцессами?
- Какой процесс называется изотермическим?
- Каким законом описывается изопроцесс?
- Какой процесс называется изобарным?
- Каким законом описывается изобарный процесс?
- Какой процесс называется изохорным?
- Каким законом описывается изохорный процесс?
Систематизация и обобщение знаний: учащиеся выполняют задание 3, заполняют структурно-логическую схему в инструкционной карте, преподаватель демонстрирует таблицу «Газовые законы» (приложение 2), учащиеся самостоятельно проверяют правильность заполнения схемы.
IV. Применение знаний и формирование умений
Решение упражнений. Учащиеся выполняют задание № 4 из инструкционной карты.
Задача 1. (Решение разбирается и записывается на доске одним из учеников)
При температуре 27°С давление газа в закрытом сосуде было 75 к Па. Каким будет давление при температуре - 13°С?
Задача 2. (Решение разбирается и записывается на доске одним из учеников)
При температуре 27°С давление газа в закрытом сосуде было 75 к Па. Каким будет давление при температуре - 13°С?
Задача 3. (Решение разбирается и записывается на доске одним из учеников)
При изобарном расширении газа его объем изменился от 5 м3 до 6 м3. При этом конечная температура газа оказалась равной 37°С. Определите начальную температуру газа.
Задача 4. На экране демонстрируется слайд с графиком. Учащиеся выполняют задание 5.
По графику, приведенному на рисунке, определите какие процессы происходят с газом и постройте графики этих процессах в осях p, V и V, T (графики перечертите в тетрадь и запишите название процессов)
(Решение разбирается и записывается на доске одним из учеников)
V. Закрепление знаний
Учащиеся выполняют задание 6 (задача №11.09 темы «Идеальный газ» «Курс физики XXI века Кирилла и Мефодия)
Задача 11.09 Идеальный газ изохорно охладили от 200 К до 100 К, а затем изобарно расширили до получения начальной температуры. Найти отношение конечного и начального давлений, а также отношение конечного и начального объемов.
Используя электронное учебное пособие «Курс физики XXI века», демонстрируется модель происходящих с газом процессов, один из учеников на компьютере решает задачу №11.09 темы 11 «Идеальный газ» в режиме «Профессор», решение демонстрируется на экране.
VI. Подведение итогов
Сообщение преподавателя.
Комментарий и оценка работы учащихся.
Сообщение домашнего задания (Рымкевич № 522, 524).