Решение задач на газовые законы

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Образовательная: сформировать практические умения и навыки при решении задач
  2. Развивающая: развитие способности учащихся самостоятельно анализировать задание, планировать свои действия и осуществлять их контроль
  3. Воспитательная: воспитание самостоятельности учащихся, чувства ответственности за качество выполняемых заданий

Учебно-материальное оснащение урока:

  • Персональный компьютер;
  • DVD-проектор;
  • CD диск «Репетитор по физике Кирилла и Мефодия», «Курс физики XXI века»;
  • Инструкционные карты;
  • Таблица «Газовые законы».

Ход урока

I. Организация начала урока

Выделение цели и задач урока.

II. Мотивация знаний

Объяснение важности и личной значимости освоения данного материала.

Ознакомление учащихся с планом предстоящей учебной работы.

III. Актуализация знаний

Рассказ преподавателя с элементами беседы.

Учащиеся выполняют задание 1 из инструкционной карты (приложение 1).

Демонстрация слайдов «Репетитор по физике Кирилла и Мефодия» справочник «Процессы в идеальных газах».

Фронтальный опрос.

Учащиеся выполняют задание 2 из инструкционной карты.

  • Какие процессы мы называем изопроцессами?
  • Какой процесс называется изотермическим?
  • Каким законом описывается изопроцесс?
  • Какой процесс называется изобарным?
  • Каким законом описывается изобарный процесс?
  • Какой процесс называется изохорным?
  • Каким законом описывается изохорный процесс?

Систематизация и обобщение знаний: учащиеся выполняют задание 3, заполняют структурно-логическую схему в инструкционной карте, преподаватель демонстрирует таблицу «Газовые законы» (приложение 2), учащиеся самостоятельно проверяют правильность заполнения схемы.

IV. Применение знаний и формирование умений

Решение упражнений. Учащиеся выполняют задание № 4 из инструкционной карты.

Задача 1. (Решение разбирается и записывается на доске одним из учеников)

При температуре 27°С давление газа в закрытом сосуде было 75 к Па. Каким будет давление при температуре - 13°С?

Задача 2. (Решение разбирается и записывается на доске одним из учеников)

При температуре 27°С давление газа в закрытом сосуде было 75 к Па. Каким будет давление при температуре - 13°С?

Задача 3. (Решение разбирается и записывается на доске одним из учеников)

При изобарном расширении газа его объем изменился от 5 м3 до 6 м3. При этом конечная температура газа оказалась равной 37°С. Определите начальную температуру газа.

Задача 4. На экране демонстрируется слайд с графиком. Учащиеся выполняют задание 5.

По графику, приведенному на рисунке, определите какие процессы происходят с газом и постройте графики этих процессах в осях p, V и V, T (графики перечертите в тетрадь и запишите название процессов)

(Решение разбирается и записывается на доске одним из учеников) 

V. Закрепление знаний

Учащиеся выполняют задание 6 (задача №11.09 темы «Идеальный газ» «Курс физики XXI века Кирилла и Мефодия)

Задача 11.09 Идеальный газ изохорно охладили от 200 К до 100 К, а затем изобарно расширили до получения начальной температуры. Найти отношение конечного и начального давлений, а также отношение конечного и начального объемов.

Используя электронное учебное пособие «Курс физики XXI века», демонстрируется модель происходящих с газом процессов, один из учеников на компьютере решает задачу №11.09 темы 11 «Идеальный газ» в режиме «Профессор», решение демонстрируется на экране.

VI. Подведение итогов

Сообщение преподавателя.

Комментарий и оценка работы учащихся.

Сообщение домашнего задания (Рымкевич № 522, 524).