Цель: дать представление о начале правления Петра, о предпосылках его преобразований; формировать умение работать с текстом, извлекать из него нужную информацию, делать выводы; прививать умение работать в группах.
Ход урока
I. Повторение
1) Предпосылки петровских преобразований. (Слайд 2)
Задание: Прочитайте, найдите и выпишите правильные ответы.
Усилению западного влияния на Россию в XVII в способствовали:
- Постоянные войны России с Польшей и Швецией;
- Долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.;
- Приглашение царями на службу зарубежных специалистов;
- Стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;
- Стремительное формирование всероссийского рынка;
- Снятие Россией таможенных барьеров;
- Присоединение Левобережной Украины и Киева к России.
2) Реформирование России в правление Алексея Михайловича (Слайд 2)
– Вспомните, кто такой С. Полоцкий? Какой вклад он внес в развитие отечественного просвещения России?
– В чем прогрессивная роль С. Полоцкого?
Задание по группам: 1 гр. – А. Ордин-Нащокин; 2 гр. – В. Голицин; 3 гр. – Ю. Крижанич.
– Кто были эти люди, какой вклад они внесли в историю России?
Задания выполняются на листах формата А5, записи делаются маркером, затем вывешиваются на доску и защищаются.
– В чем сходство и различие взглядов реформаторов?
3) Словарные слова (Слайд 3)
Рекрутская повинность, постоянная армия, регентство, наемная армия.
– Сделайте вывод на основе прозвучавших ответов о роли западного влияния на Россию в XVII в.
II. Изучение новой темы.
1) Петр I. Работа с дополнительным источником (Приложение 1)
Детям раздается текст из ДЭКМ.
Задание: прочитайте и извлеките максимум информации о Петре I из представленного текста. Распределите, что относится к внутренней политике, а что к внешней политике. Запишите в тетрадь.
Проверка работы (Слайд 4-5)
Информация:
- Годы жизни – 1672-1725 гг.
- 1689 г. – начало правления Петра
- Характер: беспощадный, жестокий, целеустремленный.
- Идея: преодоление отсталости страны, сделать ее мощной и развитой европейской державой.
- 1703 г. – основание г. Санкт-Петербург – столица
Внутренняя политика | Внешняя политика |
Реформы по укреплению государства:
Сенат, коллегии. Поощрение развития науки, промышленности и торговли. Открытие учебных заведений.Обычаи и правила по западноевропейскому образцу. Создал армию, построил флот. |
1695-1696 гг. – Азовские походы против Крымского ханства 1700-1721 гг. – Северная война со Швецией |
Вопросы:
- Что вы узнали о Петре I? Какой вывод можно сделать из полученной информации?
- Что нам предстоит узнать на этом и последующих уроках?
- Какие вопросы раскрыть, дать на них исчерпывающий ответ?
- о правлении
- о цели путешествия
- об армии и флоте
- об Азовских походах, чем закончились и для чего они были нужны
- как поощрял развитие науки, промышленности и торговли
- какие учебные заведения открыл
- что было перенято из западноевропейских стран
- что значит «прорубить окно в Европу»
- как проявлялся характер Петра I в достижении целей
– На сегодняшнем уроке мы сможем найти ответы только о начале правления, о путешествии и Азовских походах.
Задание: чтение текста учебника по группам (Слайд 6): 1 гр. – детство Петра; 2 гр. – Двоецарствие; 3 гр. – Начало царствования Петра.
Задача: определить, кем были эти люди, каков их вклад в историю России?
- Н. К. Нарышкина –
- Софья Алексеевна –
- Федор Алексеевич –
- Иван Алексеевич –
2) Азовские походы. Работа с картой и учебником
- К чему могла стремиться великая Россия?
- За выход к какому морю, и с каким государством будет воевать Россия?
- Сколько походов было совершено против Крымского ханства?
- Назовите причины неудач Азовских походов.
3) Самостоятельная работа (или задание на дом).
Заполните таблицу «Великое посольство 1697-1698 гг.» (Слайд 7)
Главные задачи | Основные итоги |
III. Закрепление изученного материала.
(Ответы, слайд 8)
Тест
-
Кто был воспитателем Петра?
А) С. Полоцкий;
Б) Н. Зотов;
В) Ю. Крижанич. -
Как звали мать Петра?
А) Софья Романова;
Б) Наталья Нарышкина;
В) Мария Милославская. -
В каком году Петр стал полноправным царем?
А) 1687 г.;
Б) 1689 г.;
В) 1686 г. -
С каким государством Петр стал воевать за выход к Черному морю?
А) Крымское ханство;
Б) Турция;
В) Швеция. -
Назовите главную цель Великого посольства:
А) найти союзников против Крымского ханства и Турции;
Б) знакомство царя с жизнью и порядками европейских стран;
В) найти союзников против Швеции.
Вопрос: Сделайте вывод о начале правления Петра, каковы его дальнейшие цели.
IV. Д/з:
параграфы 12-13, таблица, новые слова, сообщение «Реорганизация армии». (Слайд 9)