Цель урока: учащиеся должны познакомиться с силой Лоренца, усвоить особенности действия магнитного поля на движущийся заряд, научиться использовать правило «левой руки» для определения направления действия силы Лоренца в незнакомой ситуации и объяснять работу кинескопа и электрических генераторов на основе своих знаний о действии магнитного поля на движущийся заряд.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обосновать связь между силой тока в проводниках и силой их взаимодействия. Познакомить учащихся с экспериментальным методом исследования явлений. Продолжить работу по формированию умений работать с рисунками и заданиями учебника.
- Проконтролировать уровень усвоения основных положений, характеризующих силу Ампера. Сформировать умения применять правило «левой руки».
Воспитательные:
- Показать, что взаимосвязь силы Ампера и силы Лоренца является примером проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений.
Развития мышления:
- Познакомить с элементами приема обобщений. Проверить уровень самостоятельности мышления школьника и его способностей применять полученные знания в различных жизненных ситуациях.
- Формировать элементы творческого поиска, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, давать свою оценку изучаемым явлениям.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск «Уроки физики КиМ 10 класс», диск демонстрационные опыты по теме «Магнитное поле», сборник тестов 10 класс.
Ход урока
I. Разминка.
- Как взаимодействуют проводники с током?
- Что произойдет, если полосовой магнит распилить пополам?
- Если на постоянный магнит положить чистый лист бумаги и сверху посыпать железными опилками, как называются линии, созданные ими? Какие они и как направлены?
- Что собой представляет вектор магнитной индукции?
- Сформулируйте правило по определению направления вектора магнитной индукции.
- Записать формулу для определения силы Ампера.
- Сформулируйте правило «левой руки» для определения силы Ампера.
- №6 стр. 50 тесты 10 кл.
- На проводник с током, внесенный в магнитное поле, действует сила Ампера, направленная:
а) вверх
б) вниз
в) вправо
г) к наблюдателю
д) от наблюдателя
(использую рисунки и демонстрации урока №27 «Магнитное поле», 10 кл., Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)
II. Новый материал:
А) Демонстрирую 16 фрагмент из сборника демонстрационных опытов по теме «Магнитное поле» без звука и предлагаю ученикам ответить на вопросы:
Почему электролит начинает вращаться?
Что произойдет если сменить направление тока, сменить полюс магнита ?
(повторяю эксперимент, включив звук).
Какими частицами образован ток в электролите?
Делаем вывод: чтобы электролит пришел в движение, на него должна действовать сила.
Причем, эта сила должна действовать на двигающиеся частицы, несущие как положительный, так и отрицательный заряд. Эту силу называют силой Лоренца
Б) Вывожу на доске формулу для нахождения силы Лоренца.
В) Направление силы Лоренца для положительно заряженных частиц определяют с помощью правила левой руки. (Найти в учебнике это правило и применить его для определения направления силы Лоренца в случаях в опыте с электролитом.)
Вопросы: Под каким углом к скорости частицы действует сила Лоренца?
Как это направление действия влияет на траекторию движения частицы?
III. Закрепление.
Вопросы для закрепления:
- На какие заряды способно действовать магнитное поле?
- Какую силу называют силой Лоренца?
- Сформулируйте правило «левой руки».
- №7 страница 50 тесты 10 класс.
IV. Задание на дом:
п. 25 (до стр. 67); мини- проект «Применение силы Лоренца».
V. Самостоятельная работа по теме «Движение частицы в магнитном поле».
(урок №28, 10 класс, из уроков физики Кирилла и Мефодия.)
1 вариант
- Почему работа силы Лоренца равна 0?
- Как будет двигаться частица, влетевшая в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям индукции с некоторой скоростью?
2 вариант
- Какое поле называется однородным?
- Зависит ли радиус движения частицы от отношения заряда данной частицы к ее массе?