Цель урока: Познакомить детей со временем глагола: (прошедшее, настоящее, будущее).
Задачи:
- Образовательные – познакомить детей со временем глагола, повторить и закрепить изученные признаки глагола (род, число, лицо, Н.ф.)
- Воспитательные – воспитывать умению слушать учителя, своих одноклассников.
- Развивающие – развивать память, внимание, логическое мышление, формировать правильную речь, умение выделять главное, формулировать собственные выводы, развивать интерес к предмету.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа творческого характера.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята. К нам сегодня пришли гости. Ребята, повернитесь, «Поприветствуйте наших гостей!». Тихонечко садитесь. Начинаем урок.
Я хотела бы узнать ваш настрой на работу, покажите мне с помощью карточек своё настроение. Я думаю, урок у нас пройдёт очень хорошо, а у кого плохое настроение, то в конце урока, я думаю, оно улучшиться.
II. Речевая разминка. (2 мин.)
– Прочитайте стихотворение ВалентинаДмитриевича Берестова и ответьте на вопрос из-за чего могут петухи драться? (Читает 1 ученик громко)
Петушки распетушились,
Но подраться не решились,
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
(В. Берестов)
– Как вы думаете, из-за чего петухи могут драться? (из-за территории)
– Как вы понимаете слово распетушиться? (драться)
– По словарю Ожегова: Распетушиться – прийти в возбуждённое состояние, расхрабриться.
– В стихотворении Валентина Дмитриевича Берестова вам понравилось поведение петухов? (нет)
– Почему? (драки ни к чему хорошему не приводят)
– Какая буква в речевой разминке, чаще употребляется и какой звук чаще слышится? (Буква Ша и звук Ш)
– Охарактеризуйте мне звук ш (согл, тверд, глух)
III. Минутка чистописания (2 мин.)
Свою тетрадь раскрою, с наклоном положу и красиво я писать начну.
Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (ша) (показываю)
– Продолжите элемент буквы Ша
Обращаю внимание на осанку детей
– На доске записаны слова. Прочитайте их.
– Решите орфографические задачи, где необходимо. Назовите орфограммы.
Ш_ гать (шаг), ш_лестеть (шелест), шалить (шалость), шмыгать
(Какая орфограмма в этом слове? Как вы понимаете это слово?), шлифовать (Какая орфограмма в этом слове? Как вы понимаете это слово? Обрабатывать поверхность металла или дерева с помощью трения для придания гладкости, определённой формы), шлёпать (какая орфограмма в этом слове? Как понимаете это слово?)
– Из выделенных букв каждого слова составьте тему нашего урока? (глагол)
– Что вы знаете о глаголе? (самостоятельная часть речи)
– Какая часть речи называется глаголом?
– Как изменяется глагол? (по родам и числам, по лицам и числам, имеет Начальную форму)
– На какие вопросы отвечает начальная форма? (что делать? что сделать?)
IV. Ребята, по дороге в школу я встретила почтальона, и он мне отдал письма для вас и принёс вам задания.
В предложении решите орфографические задачи: (5 мин.) (1 ученик у доски)
Я п_йду (гл. ед ч., 1 л.) встр_чать (Н.ф.) маму.
– В каком слове вам было сложно вставить букву?
– В каком слове было легко вставить?
– Найдите в предложении глаголы и где возможно определите число, лицо, Начальную форму.
– В каком глаголе не смогли определить число и лицо? (встречать)
– Почему? (Этот глагол находится в начальной форме).
– В чём особенность начальной формы глагола? (в начальной форме нельзя определить род, число и глаголы в начальной форме отвечают на вопросы что делать? Что сделать?)
Предложение записывается в тетради.
Закрываем свою тетрадь.
V. – Ребята, следующее задание в конверте №1, который лежит у вас на столе. Откройте его и прочитайте задание. Это задание вы будете выполнять в паре.
1 в. Подчеркните глаголы в Н. ф.
Ходит, ходить, кость, косит, косить, кровать, крыть, кроют.
– Кто согласен?
– Кто не согласен?
– Сколько глаголов вы подчеркнули? (3)
2 в. Подчеркните глаголы в Н. ф.
Сидеть, крик, кричать, ручка, ломать, лопата, лом, копать
– Проверка.(2 пары).
– Кто согласен?
– Кто не согласен?
– Сколько глаголов вы подчеркнули? (4)
Физминутка для глаз
VI. Упражнение 238 в печатной тетради (5 мин.) Подготовка к восприятию нового материала.
– Отложите в сторону письмо. Открыли печатную тетрадь на странице 10, упр. 238
Прочитайте задание.
– Прочитайте диалог 2 мальчиков
– Решите орфографические задачи.
– В каком слове вы затруднились вставить нужную букву? (математика)
– В каком слове было легко? (русский)
– Подчеркните глаголы двумя чертами в первых четырёх строчках.
– Какие глаголы подчеркнули? (делаешь, делал, буду делать)
– Скажите, какие это глаголы? (однокоренные)
– Какой у них общий корень? (дел)
– Назовите мне первый глагол? (делаешь)
– Что он обозначает? (действие)
– Это действие происходит сейчас, происходило давно, или будет происходить? (это действие происходит сейчас)
– Это действие происходит в момент разговора мальчиков? До момента разговора? Или после момента разговора? (Действие происходит в момент разговора)
– Это действие происходит в прошлом, в настоящем или будущем? (в настоящем).
– запишите этот глагол в упр. 239
– в какую строчку будем записывать? (2-я строчка, где действие происходит во время разговора.)
– Назовите следующий глагол (делал)
Что он обозначает? (действие)
– Это действие происходит сейчас, происходило давно, или будет происходить? (это действие происходило давно)
– Это действие происходит в момент разговора? До момента разговора? Или после момента разговора? (Действие происходило до момента разговора)
– Это действие происходит в прошлом, в настоящем или будущем? (в прошлом).
– Запишите этот глагол, где действие происходит до разговора (делал)
– Назовите следующий глагол (буду делать)
Что он обозначает? (действие)
– Это действие происходит сейчас, происходило давно, или будет происходить? (это действие будет происходить)
– Это действие происходит в момент разговора? До момента разговора? Или после момента разговора? (Действие будет происходить после момента разговора)
– Это действие будет происходить в прошлом, в настоящем или будущем? (в будущем).
– Запишите этот глагол, где действие будет происходить после разговора (буду делать)
Цель: А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним изменением глагола – изменение глагола по временам.
Итак, если действие происходит до момента речи, то этот глагол будет иметь прошедшее значение, и время прошедшее (прош. вр.) табличку показываю.
Если действие происходит в момент речи, то этот глагол будет иметь значение настоящего и время будет называться настоящее (наст.вр.) табличку показываю
Если действие происходит после момента речи, то этот глагол будет иметь значение будущего и время глагола, в этом случае, будет называться будущее (буд. вр.) табличку показываю
VII. Работа с учебником, читаем правило (3 мин) упр. 240
– Открыли учебник на стр. 80-81 Читаем правило (1 ученик)
– Как изменяются у нас глаголы? (по временам: прошедшее, настоящее, будущее)
– Как называется время, где действие происходит до момента речи? (прошедшее)
– Как называется время, где действие происходит в момент речи? (настоящее)
– Как называется время, где действие происходит после момента речи? (будущее)
VIII. Физкультминутка (2 мин.)
Стоя, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Руку левую подняли,
Ею дружно помахали.
Пальцы в замок соединили,
За головою поместили.
Влево сделать поворот,
Вправо сделать поворот.
Влево, вправо…
Влево, вправо…
Не начать ли все сначала?
– Молодцы!
Игра на внимание: Если я называю существительное, вы хлопаете в ладоши, если прилагательное, то должны присесть, если глагол, то должны ходить шагом.
- Лопата
- Кричать
- Синий
- Топтать
- Мебель
- Бежать
- Точилка
- Волшебный
- Тетрадь
- Писать
- Цветок
- Читать
IX. Закрепление нового материала (10 мин.)
Разделите свою тетрадь на 3 колонки и на 4 строчки вниз
Встречал встречает звонит позвонить
Позвонил повстречает позвонит
– Найдите слова с вопросом что (когда-то) делал? Что сделал? (3 ученика у доски поочерёдно)
- Встречал
- Позвонил
– В каком времени находятся глаголы, если действие уже произошло? (прош. вр.)
– Найдите слова с вопросом что (сейчас) делает?
- Встречает
- Звонит
– В каком времени находятся глаголы если действие происходит сейчас? (наст. вр.)
– Найдите слова, которые отвечают на вопрос что (потом) сделает?
- Повстречает
- Позвонит
– В каком времени находятся глаголы, если действие будет происходить? (буд. вр.)
– Какой глагол не входит в таблицу? (звонить)
– Почему? (этот глагол находится в начальной форме)
– Давайте повторим. Как же изменяются глаголы? (по лицам, по числам и по родам, имеют Н. ф. и изменяются по временам).
– Давайте заполним таблицу в печатной тетради на стр. 9, у нас осталась одна строчка не заполнена. Какое слово мы вставим? (по временам)
X. А теперь, ребята, сложное задание нам принёс почтальон.
Индивидуальное, выполняют девочки, и мальчики на разных карточках по цвету.
Измените, глаголы и вставьте по смыслу в следующее предложение: Приплестись, сбежаться
- Собрались старые зайцы, ______________ маленькие зайчата, _________________ старые зайчихи – все слушают и своим ушам не верят.
Измените, глаголы и вставьте по смыслу в следующее предложение: Улыбнуться, хихикнуть
- _________________ молодые зайчата, засмеялись добрые старухи-зайчихи, ___________ даже старые зайцы.
– Что значит, приплелись? (еле-еле идти)
– Прочитайте, что у вас получилось.
– А почему именно это слово вставляется?
– В каком времени вы вставили глагол?
XI. Дополнительное задание игра
Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска:
Например,
- Котлеты жарят, а суп варят.
- Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ______ вбивают. (Какое время?)
- Топором рубли, а пилой _________ пилили. (Какое время?)
- Ластиком будут стирать стирать, а ручкой _____ будут писать. (какое время?)
- Водитель ведёт автобус, а корабль __________ плывёт. (Какое время?)
- Рыбы плавали, а птицы _______ летали. (Какое время?)
- Платье будут шить, а шарф ________ будут вязать. (Какое время?)
XII. Рефлексия. (5 мин.)
– Что нового мы сегодня с вами узнали? (Глагол изменяется по временам)
– Оценки за урок (обязательно)
Перед тем как дать домашнее задание, я хочу прочитать стихотворение, как один мальчик учил глаголы, а вы мне ответьте на вопрос: « Как вы считаете можно ли так учить глаголы?»
“Я учу глаголы”.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы.
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
“кричать” – кричу,
“вертеть” – верчу,
“двигать” – двигаю,
“прыгать” – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей,
Вдруг звонок не зазвенел!
Открываю: наш сосед
Он живет под нами:
Не причесан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы…
– Дом. Задание: Упражнение 242 (пис. в тетрадь), 240 учить
– Ребята каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:
- Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы прикрепляете на доске солнышко зелёное.
- Если не совсем уверены в том, что всё поняли, то прикрепляете к доске жёлтое солнышко.
- Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке – красное солнышко.