Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.
Данный факультативный курс (34 часа) призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Курс состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы. При подготовке учебного материала данного курса была учтена статистика результатов сдачи ГИА в 2010 году.
№ | Содержание занятия |
Количество часов | |
1-ая часть: подготовка к написанию изложения. | |||
1 | Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования. Практическая работа. | 1 | |
2 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 | |
3 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. | 1 | |
4 | Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Практическая работа. | 1 | |
5 | Контрольная работа. № 1. Изложение | 2 | |
2-ая часть: подготовка к выполнению тестовых заданий. | |||
6 | Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа. | 1 | |
7 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. Практическая работа. | 1 | |
8 | Правописание корней слов. Практическая работа. | 1 | |
9 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Практическая работа. | 1 | |
10 | Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложнённое предложение Практическая работа. | 1 | |
11 | Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение. Практическая работа. | 1 | |
12 | Правописание –Н-, -НН- в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа. | 1 | |
13 | Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа. | 1 | |
14 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа. | 1 | |
15 | Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа. | 1 | |
16 | Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты) | 1 | |
17 | Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности. | 1 | |
18 | Контрольная работа № 2. Тест | 1 | |
3-я часть: подготовка к сочинению-рассуждению. | |||
19 | Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа. | 2 | |
20 | Позиция автор. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа. | 1 | |
21 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа. | 2 | |
22 | Анализ написанного. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка написанного. | 2 | |
23 | Репетиционный экзамен в формате ГИА | 6 | |
24 | Итоговое занятие. | 2 |