Цели:
- учить правильно писать сочетания цы-ци в словах;
- формировать навыки грамотного письма;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать монологическую речь, внимание, наблюдательность, мышление;
- совершенствовать санитарно-гигиенические навыки;
Оборудование: учебник, карточки, опорные карточки.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Работа по теме.
1) анализ тетрадей
– откройте тетради. Посмотрите. Вы меня очень порадовали.
Без ошибок выполнили работу – …чел.
1-2 ошибки допустили – … чел.
Порадовалась за работы: …
Стараются: …
Любуюсь тетрадями: …
Будьте внимательны. Старайтесь.
2) Работа над загадкой
а) на доске запись: (выдел.соед. жк, шк цв.мелком)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
– Прочитайте (читают самостаятельно)
– Прочитай, докажи что прочитал? (загадка, т.к. предмет описывается, но не называется)
– Отгадайте (цифры). доказывают.
– Перечитайте, подумайте:
- Сколько звуков [ж] в загадке? (1)
- Сколько звуков [ш] в загадке? (2)
– Что можно сказать про эти звуки? (всегда твёрдые, парные по звонкости и глухости, шипящие)
– Какие буквы обозначают эти звуки? («же» «ша») карточки Ж Ш на на доску
б) мин. каллиграфии
– Обратите внимание на написание этих букв.
– Показ учителя.
– Запишите соединения ЖК ШК (показать в словах) (правило посадки)
Итог: Молодцы! Написали каллиграфически правильно. Старались.
в) – Какие шипящие звуки ещё знаете? (ч щ ц)
– Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»)
на доску карточки Ч Ц Щ
– Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?
(ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)
карточки ЖИ ШИ ЧА ЩА ЧУ ЩУ
– А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)
г) Перечитайте загадку.
– Что же это такое? (цифры)
– Выполним звукобуквенный разбор слова «цифры» (дети выполняют
самостоятельно) ПРАВИЛО ПОСАДКИ
ПРОВЕРКА
– Проверим как выполнили?
– У кого так? (дети сигналят красным цветом; если зелёным – почему? сомневалась)
– А что у тебя не так? (– я пост. «И»; – я пост. «Ы»)
– А я ничего не поставила. Как вы думаете, почему?
– Я сомневаюсь, какую букву надо писать.
– Так над чем будем работать?
вывешиваю на доску
3) Работа в парах.
а) – Возьмите карточку зелёного цвета.
– Прочитайте задание
– Что непонятно? Работаем.
I гр. |
– Прочитайте: Умельцы, цирк, синицы, циркуль, певцы, цитрус, мотоцикл, скворцы. – Разбейте на две группы, запишите. – Сделайте вывод |
II гр. |
Прочитайте умельцы цирк синицы циркуль скворцы цитрус певцы мотоцикл – Когда пишется цы с буквой ы? – Когда пишется ци с буквой и? – Сделайте вывод. |
б) Проверка
– На какие две группы вы разбили слова?
(слова с орф. ЦЫ с буквой Ы
слова с орф. ЦИ с буквой И)
в) Перечитайте слова I группы. (дети читают слова)
На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦЫ
– Перечитайте слова.
– Что интересного вы заметили? (ЦЫ стоит в конце слова)
– Прочитайте слова II группы. (дети читают слова)
На доске появляется карточка. Подчёркиваю сочетание ЦИ
– Перечитайте слова.
– Что интересного вы заметили? (ЦИ в середине слова)
ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.
ВЫВОД: – Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется на конце слова)
– Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в середине слова)
ФИЗМИНУТКА
4) Работа над текстом.
– Возьмите конверты, достаньте карточки.
– Прочитайте. (дети читают)
– Что прочитали? (предложения)
– Давайте перечитаем. (читают по одному предложению)
– Как вы думаете, какое задание будем выполнять?
– Составьте из этих предложений текст.
Мёрзнут зимой и звери. 5
Дети рады снегу. 2
Птицы с трудом находят корм. 4
Вот и зима пришла. 1
А птицы, звери? 3
ПРОВЕРКА
– Прочитайте текст, который у вас получился. Докажите. (это текст, т.к. все предложения связаны по смыслу, каждое следующее предложение продолжает предыдущее)
– О чём текст? Тема (наступление зимы)
– Перечитайте текст ещё раз.
– Найдите и запишите предложения, где говорится о птицах.
ПРОВЕРКА
– Сколько предложений записали?
– Прочитайте.
– Найдите слова с новой орфограммой. Докажите.
(ЦЫ пишу с буквой Ы, потому что на конце слова)
ИТОГ: Молодцы! Вы правильно выполнили работу.
5) Открываю запись на доске:
– Прочитайте. (читают слова цепочкой)
– Что интересного вы заметили? (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)
– Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ
– Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)
Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыплёнку говорит.
– Произнесём все вместе.
ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки.
6) Вернёмся к слову (схеме)
ЦИФРЫ |
– Какую же букву будем писать в этом слове?
– Докажите. (ЦИ пишу с буквой И, потому что ЦИ в середине слова и в словах исключениях этого слова нет)
– Доказали правильно.
– Давайте сделаем вывод.
ВЫВОД:
– Когда пишется ЦИ с буквой И? (в середине слова)
– Когда пишется ЦЫ с буквой Ы? (в конце слова)
– Кто запомнил все слова исключения?
– Назовите их.
ИТОГ: Молодцы! Правильно доказали и сделали вывод.
7) Самостоятельная работа.
– Поработаем над заданием.
– Возьмите карточку (жёлтого цвета)
Прочитайте. Улиц _ , снеж _ нка, ц _ган, Франц _ я, птенц_ , ц _ линдр. Вставьте пропущенную букву. Спишите. |
б) Проверка.
– Прочитай ……слова, которые записала.
– Что общего? (в каждом слове есть орфограмма)
– Какое слово «лишнее»? (Франция – государство, снежинка – орф. жи – ши)
– Прочитайте слова на орфограмму «цы пишу с буквой ы»
- Цыган
- Улицы
- Птенцы
– Какое слово «лишнее»?
Цыган (слово исключение)
– Прочитайте слова с орфограммой «ци пишу с буквой и»
- Франция
- Цилиндр
ВЫВОД:
– Когда пишется цы с буквой ы? (на конце слова и в словах исключениях)
– Когда пишется ци с букой и ? (в середине слова)
– На какой вопрос мы искали ответ? (когда в словах пишется ЦЫ, а когда ЦИ)
– Ответили ли мы на этот вопрос?
– Когда же пишется ЦЫ с буквой Ы, ЦИ с буквой И?
III. Рефлексия:
– Оцените свою работу на уроке.
– Продолжите предложение:
- Мне было интересно…
- Мне захотелось…
- Я узнал, что ….
- У меня получилось…
ИТОГ УРОКА:
– Ребята, я была довольна.
– Вы были настоящими учёными. Нашли орфограмму и доказали её.
Молодцы!