Урок по окружающему миру "Невидимая сеть и невидимая пирамида". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ЦЕЛИ:

  • Познакомить с «невидимой пищевой сетью», с понятиями «невидимая сеть» и «невидимая пирамида».
  • Развивать мышление, внимание, воображение, наблюдательность, речь, расширять кругозор учащихся.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок божьей коровки, дуба, карточки с названиями животных, понятий; словарные слова, карточки для групповой работы, тесты, аудиозапись «Звуки леса», учебники, тетради.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.

– Работать сегодня на уроке будем в группах.

II. Разминка.

– Дежурный, расскажите о сегодняшнем дне.

– Сегодня __ февраля, понедельник. Восход солнца в _ часов __ минут. Заход солнца – __ часов __ минут. Долгота дня ___ часов __ минут. Сегодня … погода.

Февраль – последний месяц зимы. В старину февраль называли «лютень, бокогрей, сумерки зимы, снежень, межень, сечень, вьюговей», так как в этот период морозы чередуются с потеплениями. Ещё февраль называли свадьбами, так как в это время на Руси было много свадеб. И у зверей февраль – «свадебник».

III. Актуализация опорных знаний учащихся.

– Итак, ребята, впереди нас ждет интересная работа, но вначале давайте повторим пройденный материал. Для этого каждая группа получит свое задание. Прошу вас быть внимательными, чтобы не допустить ошибок.

1 группа, вам нужно будет составить цепи питания с данными карточками.

растения тля божья коровка
волк заяц растения
растительноядные животные растения насекомоядные и хищные животные

2 группа, вы отвечаете на вопросы теста.

ТЕСТ

1. Как называется наука о животных?

  1. ботаника;
  2. зоология;
  3. астрономия.

2. Животные – это …

  1. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви.
  2. Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, растения, грибы, микробы.
  3. Человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.
3. Назови животное, которое относится к рыбам:
  1. Дельфин
  2. Бегемот.
  3. Карп.
4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
  1. Коровы, бегемоты, жирафы.
  2. Волки, лисы, кабаны.
  3. Лоси, тюлени, киты.
5. Какая цепь указана правильно?
  1. Сосна – дятел – жук-короед.
  2. Слизни – капуста – жаба.
  3. Рожь – мышь – змеи – орлы.
6. Что будет, если в цепи питания «рожь – мыши – лисы» люди уничтожат лис?
  1. Станет больше мышей, уменьшится урожай ржи.
  2. Станет больше мышей, увеличится урожай ржи.
  3. Сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что повлечет за собой уменьшение количества мышей.

3 группа, а мы с вами поработаем вместе.

На какие группы делят животных в зависимости от цепи питания?

– Что такое цепь питания?

– Назовите примеры цепей питания.

– Почему цепи питания начинаются с растений?

– Какое второе звено в цепи питания животных?

– А третье звено цепи питания?

– Как хищники приспособились к добыванию пищи?

– А что помогает животным защищаться от хищников?

Слайд 1. (Презентация)

– Это кто?

А к какой группе (по типу пищи) относится божья коровка?

– 1 группа, прочитайте цепь питания божьей коровки.

– Как вы относитесь к ней? Почему?

IV. Введение в тему.

– А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте запись. Постарайтесь представить, куда вы попали, что, кого вы увидели? Какой цвет предстал перед глазами? (Слушание аудиозаписи «Звуки леса»)

– Откройте глаза. Коротко расскажите об услышанном. (Ответы детей.)

Слайд 2

                             

с) – Правильно, мы оказались в лесу. А про какой лес будем говорить, узнаете, если правильно отгадаете слово. Для этого каждая группа должна отгадать по 1 букве слова. 

ЗАДАНИЯ:

1 группа: Как в народе называют божью коровку?

Д солнышко, Т – тучка, Р – кнопочка.

2 группа: Что можно определить по количеству точек у божьей коровки?

Ю – количество лет; У – к какому виду относится.

3 группа: Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?

К – быстрее начинает есть;

Б – обрывает нити и освобождает жуков.

(Группы, посовещавшись, зачитывают вопрос и ответ, называют и записывают букву.)

Слайд 3

– Какое слово получилось?

V. Сообщение темы и целей урока.

– Правильно, мы будем говорить сегодня о дубе, узнаем, с кем он дружит и изучим экологические связи в дубовом лесу.

Слайд 4

VI. Изучение нового материала.

1. Сценка «Сила и слабость дуба»

– Ребята, давайте послушаем «научных сотрудников».

1 ученик Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий, прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья могут прожить даже 2000 лет!

2 ученик. Да, дуб – сильное дерево. Но есть у него слабая сторона – боится холода. Молодые листья и побеги погибают при заморозках. Поэтому он позже других деревьев начинает зеленеть. А жёлуди зимой погибают от мороза, летом от засухи высыхают, от лишней влаги загнивают. Вот поэтому в желудях его слабость.

3 ученик. В желудях не только слабость, но сила дуба. В них много питательных веществ. У желудей есть интересная «шапочка». Ученые ёё называют «плюска». Они похожи на украшение. Но это не так. Плюски защищают мягкое и нежное основание растущего желудя.

4 ученик. Люди издавна почитали дуб. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за подвиги. В Древнем Риме дуб был посвящён богу Юпитеру. А у славян дуб считался священным деревом и был посвящён богу Перуну.

5 ученик. Слайд 5 Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который, вероятно, растёт в Литве. Его называют «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет. Тень его кроны покрывает площадь 1500 квадратных метров. В урожайный год он даёт 10000 кг желудей. Ими можно засадить новый лес, площадью 100 гектаров.

2. Беседа о правилах поведения в лесу.

– Кто знает, как называется дубовый лес?

(Каждой группе показывается запрещающий знак.)

– А как нужно вести себя в лесу? А ещё нельзя шуметь, чтобы не спугнуть друзей дуба.

3. Пищевая сеть дубового леса.

– Откройте учебник на с. 110. Внимательно посмотрите, кто же из этих животных является другом дуба?

Слайд 6

Лось кабан мышь белка сойка гусеница

– А почему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.)

Прямая связь

– Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.

– А почему в учебнике нарисованы и другие животные?

– Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую?

Косвенная связь

- Правильно, не напрямую. А косвенно.

– Что у нас получилось? (цепи питания)

пищевая сеть невидимая сеть

– Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания, или пищевая сеть.

– Мы её видим постоянно? Поэтому её называют невидимая сеть.

– Сколько получилось отдельных цепей? (8 – показ учеником на доске)

– Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.

4. ФИЗМИНУТКА (музыка)

А сейчас все встаньте, немного отдохнём.

По родному лесу дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – дуб, слева от нас – дуб. (Повороты.)
Здесь полно чудес: (Руки разводим в стороны)
Белка с ветки на ветку скок, (Прыжки на месте.)
Сова крыльями машет. Ух! (Махи руками.)
Аж захватывает дух!
Солнце ярко светит нам, (Руки вверх, посмотреть наверх)
Мы рады травам и грибам. (Наклон вперед.)

5. Беседа.

Давайте продолжим нашу работу. Каждая группа получает задание: отгадать загадку.

Слайд 7

1 группа:

В золотой клубочек
спрятался дубочек.

2 группа:

Эта маленькая крошка
рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
в норке прячется она.

3 группа:

У неё глаза большие,
хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
спит на дереве лишь днём.

– Составьте из этих слов цепь питания.

– Кто крупнее в этой цепи?

– А мышь крупнее желудя. Немного пофантазируем. Представьте себе, что у нас есть волшебные весы. Мы соберем всех-всех сов, всех мышей и все жёлуди и взвесим. Что окажется тяжелее? Почему?

– Потому что желудей очень много, мышей просто много, а сов мало. А почему, как вы думаете?

– Таким образом, получается невидимая пирамида, по-другому её называют экологическая пирамида.

– Откройте учебник на с. 103. Найдите экологическую пирамиду. Невидимые пирамиды есть повсюду в природе.

VII. Практический итог урока.

– Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа, попробуйте составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.

1 группа:

ягоды слизень змея

2 группа:

кора дерева заяц лиса

3 группа:

растительноядные животные растения  хищные животные

– Прокомментируйте свой ответ.

– Откройте учебник на с.104, прочитайте вывод. (Самостоятельно, 1 ученик - вслух.)

– А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса.

VIII. Домашнее задание.

Слайд 8

1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.

2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.

3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу.