ЦЕЛИ:
- Познакомить с «невидимой пищевой сетью», с понятиями «невидимая сеть» и «невидимая пирамида».
- Развивать мышление, внимание, воображение, наблюдательность, речь, расширять кругозор учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: рисунок божьей коровки, дуба, карточки с названиями животных, понятий; словарные слова, карточки для групповой работы, тесты, аудиозапись «Звуки леса», учебники, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
– Работать сегодня на уроке будем в группах.
II. Разминка.
– Дежурный, расскажите о сегодняшнем дне.
– Сегодня __ февраля, понедельник. Восход солнца в _ часов __ минут. Заход солнца – __ часов __ минут. Долгота дня ___ часов __ минут. Сегодня … погода.
Февраль – последний месяц зимы. В старину февраль называли «лютень, бокогрей, сумерки зимы, снежень, межень, сечень, вьюговей», так как в этот период морозы чередуются с потеплениями. Ещё февраль называли свадьбами, так как в это время на Руси было много свадеб. И у зверей февраль – «свадебник».
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
– Итак, ребята, впереди нас ждет интересная работа, но вначале давайте повторим пройденный материал. Для этого каждая группа получит свое задание. Прошу вас быть внимательными, чтобы не допустить ошибок.
1 группа, вам нужно будет составить цепи питания с данными карточками.
растения | тля | божья коровка |
волк | заяц | растения |
растительноядные животные | растения | насекомоядные и хищные животные |
2 группа, вы отвечаете на вопросы теста.
ТЕСТ
1. Как называется наука о животных?
2. Животные – это …
|
3 группа, а мы с вами поработаем вместе.
– На какие группы делят животных в зависимости от цепи питания?
– Что такое цепь питания?
– Назовите примеры цепей питания.
– Почему цепи питания начинаются с растений?
– Какое второе звено в цепи питания животных?
– А третье звено цепи питания?
– Как хищники приспособились к добыванию пищи?
– А что помогает животным защищаться от хищников?
Слайд 1. (Презентация)
– Это кто?
А к какой группе (по типу пищи) относится божья коровка?
– 1 группа, прочитайте цепь питания божьей коровки.
– Как вы относитесь к ней? Почему?
IV. Введение в тему.
– А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте запись. Постарайтесь представить, куда вы попали, что, кого вы увидели? Какой цвет предстал перед глазами? (Слушание аудиозаписи «Звуки леса»)
– Откройте глаза. Коротко расскажите об услышанном. (Ответы детей.)
Слайд 2
с) – Правильно, мы оказались в лесу. А про какой лес будем говорить, узнаете, если правильно отгадаете слово. Для этого каждая группа должна отгадать по 1 букве слова.
ЗАДАНИЯ:
1 группа: Как в народе называют божью коровку?
Д – солнышко, Т – тучка, Р – кнопочка.
2 группа: Что можно определить по количеству точек у божьей коровки?
Ю – количество лет; У – к какому виду относится.
3 группа: Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?
К – быстрее начинает есть;
Б – обрывает нити и освобождает жуков.
(Группы, посовещавшись, зачитывают вопрос и ответ, называют и записывают букву.)
Слайд 3
– Какое слово получилось?
V. Сообщение темы и целей урока.
– Правильно, мы будем говорить сегодня о дубе, узнаем, с кем он дружит и изучим экологические связи в дубовом лесу.
Слайд 4
VI. Изучение нового материала.
1. Сценка «Сила и слабость дуба»
– Ребята, давайте послушаем «научных сотрудников».
1 ученик Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий, прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья могут прожить даже 2000 лет!
2 ученик. Да, дуб – сильное дерево. Но есть у него слабая сторона – боится холода. Молодые листья и побеги погибают при заморозках. Поэтому он позже других деревьев начинает зеленеть. А жёлуди зимой погибают от мороза, летом от засухи высыхают, от лишней влаги загнивают. Вот поэтому в желудях его слабость.
3 ученик. В желудях не только слабость, но сила дуба. В них много питательных веществ. У желудей есть интересная «шапочка». Ученые ёё называют «плюска». Они похожи на украшение. Но это не так. Плюски защищают мягкое и нежное основание растущего желудя.
4 ученик. Люди издавна почитали дуб. В Древней Греции дубовыми венками награждали воинов за подвиги. В Древнем Риме дуб был посвящён богу Юпитеру. А у славян дуб считался священным деревом и был посвящён богу Перуну.
5 ученик. Слайд 5 Пишут, что самый старый дуб в Европе тот, который, вероятно, растёт в Литве. Его называют «Стелмужский старик», возраст его 2000 лет. Тень его кроны покрывает площадь 1500 квадратных метров. В урожайный год он даёт 10000 кг желудей. Ими можно засадить новый лес, площадью 100 гектаров.
2. Беседа о правилах поведения в лесу.
– Кто знает, как называется дубовый лес?
(Каждой группе показывается запрещающий знак.)
– А как нужно вести себя в лесу? А ещё нельзя шуметь, чтобы не спугнуть друзей дуба.
3. Пищевая сеть дубового леса.
– Откройте учебник на с. 110. Внимательно посмотрите, кто же из этих животных является другом дуба?
Слайд 6
Лось | кабан | мышь | белка | сойка | гусеница |
– А почему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.)
Прямая связь |
– Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.
– А почему в учебнике нарисованы и другие животные?
– Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую?
Косвенная связь |
- Правильно, не напрямую. А косвенно.
– Что у нас получилось? (цепи питания)
пищевая сеть | невидимая сеть |
– Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания, или пищевая сеть.
– Мы её видим постоянно? Поэтому её называют невидимая сеть.
– Сколько получилось отдельных цепей? (8 – показ учеником на доске)
– Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.
4. ФИЗМИНУТКА (музыка)
– А сейчас все встаньте, немного отдохнём.
По родному лесу дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
Справа от нас – дуб, слева от нас – дуб. (Повороты.)
Здесь полно чудес: (Руки разводим в стороны)
Белка с ветки на ветку скок, (Прыжки на месте.)
Сова крыльями машет. Ух! (Махи руками.)
Аж захватывает дух!
Солнце ярко светит нам, (Руки вверх, посмотреть наверх)
Мы рады травам и грибам. (Наклон вперед.)
5. Беседа.
– Давайте продолжим нашу работу. Каждая группа получает задание: отгадать загадку.
Слайд 7
1 группа:
В золотой клубочек
спрятался дубочек.
2 группа:
Эта маленькая крошка
рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
в норке прячется она.
3 группа:
У неё глаза большие,
хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
спит на дереве лишь днём.
– Составьте из этих слов цепь питания.
– Кто крупнее в этой цепи?
– А мышь крупнее желудя. Немного пофантазируем. Представьте себе, что у нас есть волшебные весы. Мы соберем всех-всех сов, всех мышей и все жёлуди и взвесим. Что окажется тяжелее? Почему?
– Потому что желудей очень много, мышей просто много, а сов мало. А почему, как вы думаете?
– Таким образом, получается невидимая пирамида, по-другому её называют экологическая пирамида.
– Откройте учебник на с. 103. Найдите экологическую пирамиду. Невидимые пирамиды есть повсюду в природе.
VII. Практический итог урока.
– Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа, попробуйте составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.
1 группа:
ягоды | слизень | змея |
2 группа:
кора дерева | заяц | лиса |
3 группа:
растительноядные животные | растения | хищные животные |
– Прокомментируйте свой ответ.
– Откройте учебник на с.104, прочитайте вывод. (Самостоятельно, 1 ученик - вслух.)
– А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса.
VIII. Домашнее задание.
Слайд 8
1группа: Составить экологическую пирамиду и цепь питания.
2 группа: С. 104, ответить на вопросы 1-6.
3 группа: Построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом лесу.