Цель: отрабатывать умение решать задачи на сложение и вычитание; подбирать подходящие числа, которые подходят к сюжету задачи; отрабатывать умения решать примеры, опираясь на исходные данные, развивать умения работать в группе.
Оборудование: учебник С.Ф. Горбова, В.В. Давыдова.
Ход урока
I. Математическая разминка
– Ребята, давайте немного поиграем.
– Вы называете число меньше 10, другой указывает – что надо сделать (например, прибавить 2 или отнять 4)
– Третий называет ответ:
- 9
- отнять 4
- 5
– Сегодня на уроке мы продолжим работать над задачами, составлять схемы по сюжету и наоборот.
II. Минутка чистописания
0; 3
– Ребята, о чем вам говорят эти цифры?
– Напишите их через клетку, соблюдая все правила чистописания.
III. Решение примеров на сложение и вычитание с опорой на известные данные
– Чем еще интересны эти цифры?
1. Если поменять их местами.
– какое число получится?
– Что вы можете сказать об этом числе?
– Чём оно интересно? (двузначное)
– Почему мы его так называем?
2. Как можно получить число 30? (10+20, 15+15, 25+5 и т.д.)
3. На плакате пример: 20 + 10 = 30
– Назовите 1-е слагаемое? 2-е слагаемое?
– Глядя на этот пример, что вы можете сказать о числе 30? (сумма)
– Как по-другому можно сказать? (часть, часть, целое)
4. Опираясь на этот пример, найдите значение выражения. Работа в парах.
- 30-10
- 22+10
- 18+10
- 30-8
- 30-20
- 20+14
- 10+20
- 8+20
(дети работают самостоятельно, затем по одному выходят к доске, пишут ответ и объясняют, почему и как они рассуждали)
IV. Сравнение, используя данные.
1. На плакате a + b = c
– Перед вами буквенное выражение.
2. Сравните: < , > ,=
3. (устно, советуясь в парах)
- a c
- с в
- а в
4. Проверка
- a < c
- с > в
- а ? в
V. Решение задач с подбором сюжетов к схемам с заданными числами
1. Составьте задачу по выражению:
- а + в;
- с - а;
- в - а
2. Задание по группам:
Схемы на плакатах.
– Глядя на эти схемы, каждый ряд составьте задачу. (дети рассказывают, остальные показывают: + или -)
3. Запись решения у доски последующей записью в тетрадях. (+ или -)
- 20 – 15 = 5 (…)
- 10 + 10 = 20 (…)
- 30 – 10 = 20 (…)
VI. Задачи с "ловушками"
а) с. 102 №181(1) – устно
– Прочтите задачу.
б) подставьте свои данные.
в) Один ученик читает задачу, называя свои данные, дети говорят ответ (устно)
1. с. 103 №10
а) читает задачу учитель
б) чтение детьми
в) анализ задачи.
2. составьте схему к задаче
(3-e ребят у доски, остальные в тетрадях)
3. обсуждение. Чья схема правильная?
– Какую еще схему можно сделать?
4. Запиши решение. (один ученик у доски, остальные в тетрадях)
20 - к - а
5. Почему не можем записать ответ?
– Что у нас получилось?
6. Дом. задание: вместо букв вставьте любые однозначные числа и решите задачу.
VII. Итоги
- Какое задание показалось вам самым главным?
- самым интересным?
- самым легким?
- самым трудным?
VIII. Постановка задачи на следующей урок
– Побольше поработаем над заданиями, которые показались вам самыми трудными
IХ. Оценивание
– В каждой паре оцените работу друг друга и свою тоже.