Цели урока:
- познакомить с творчеством И.И. Шишкина;
- формировать навыки описания увиденного;
- познакомить со словами «пейзаж» и «пейзажист»;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: интерактивная доска, репродукции картины, Толковый словарь.
Ход 1-го урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
(Приложение, СЛАЙД 1) Тема сегодняшнего урока «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща», запишем ее в тетрадь по развитию речи (дата, тема). (СЛАЙД 2) На этом уроке мы познакомимся с картиной замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», а также будем учиться грамотно, связно, красиво (с точки зрения русского языка) рассказывать об увиденном – художник рисует кистями и красками, а мы с вами попробуем рисовать словами. Также мы познакомимся с лексическим значением слов «пейзаж» и «пейзажист».
III. Изучение нового материала.
1. Прежде, чем мы начнем говорить о картине, узнаем немного о художнике. (сообщение ученицы) (СЛАЙДЫ 3-4)
2. Ребята, вы услышали, что Иван Иванович был пейзажистом, а кто это? Что обозначает это слово? А что такое пейзаж? Проверим наши догадки по словарю (прочитать из Толкового словаря – у кого-то на парте). Правильно мы думали? (СЛАЙДЫ 6-8). Запишите эти слова в словарик и выучите.
3. Вывод: какие картины писал Шишкин, что на них изображено?
4. Картина «Корабельная роща» не исключение – на ней тоже изображен пейзаж (СЛАЙД 9 – первое восприятие картины). Что вы видите? Аня расскажет нам как появилась эта картина. (сообщение ученицы). (СЛАЙД 10)
ФИЗМИНУТКА:
Встаньте, отвернитесь от экрана, внимание на меня:
Глазки видят всё вокруг, (повернуть головой во все стороны)
Обведу я ими круг. (не двигая головой, обвести глазами круг)
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино. (повернуть глаза к окну, повернуть голову к экрану в разные стороны)
Обведу я ими круг, (не двигая головой, обвести глазами круг)
Погляжу на мир вокруг. (медленно повертеть головой).
Закройте глаза и представьте того, кого вы очень-очень любите, улыбнитесь ему. Откройте глаза. Сядьте на места
5. Как вы думает, почему картина так называется? Ведь на ней изображены совсем не корабли. Посмотрите внимательно на сосны (СЛАЙД 11): какие они? На что они походят? На какую часть старинных кораблей? (СЛАЙД 12). Раньше из таких сосен (высоких, стройных, без многочисленных сучков) делали мачты для кораблей.
Ребята, а вы когда-нибудь по-настоящему видели корабельные сосны? Где они растут? (вокруг села). Расскажите о том, что в вашей округе растут корабельные сосны своим родителям и друзьям, дорожите ими, охраняйте и не засоряйте лес.
Ход 2-го урока
IV. Работа с черновиком.
1. Приготовьте листочки, которые я вам раздала, ручки, линейки и карандаши. Расчертите на две колонки (первую можно поуже сделать).
2. Итак, мы говорили о соснах. Какие они? (СЛАЙДЫ 13-14) . Давайте запишем о них
1. сосны | Величавые, стройные, огромные, с пышными вершинами, густой хвойный бор. |
(на доске в правую колонку записывать то, что говорится)
3. Что еще изображено на картине? (давайте по порядку) (СЛАЙДЫ 15-16):
2. опушка соснового бора | Солнечная, яркая |
4. Что еще вы запомнили? (СЛАЙДЫ 17-18)
3. ручей | Прозрачный, спокойный, ленивый, медленно движется с покосившимся заборчиком (значит там никто не ходит, раз он такой заброшенный – никто не нарушает тишину и спокойствие леса) |
5. Как вы думаете, мы обо всем вспомнили? О чем еще не сказали? (СЛАЙДЫ 19-20). Это солнышко, про него нельзя забывать, почему? Какое оно?
4. cолнце | Ласковое, летнее, радостное, доброе, освещающее каждую травинку, каждую сосенку |
6. Что вы почувствовали, когда впервые посмотрели на эту картину? Запишите свои впечатления самостоятельно в пятую графу. (СЛАЙД 21)
7. ФИЗМИНУТКА. (традиционная – только отвернуться от доски).
8. Ребята, посмотрите на свой черновик, как вы думаете, что у нас получилось? (план), подпишите свою табличку.
9. А теперь давайте попробуем устно по этому плану рассказать о картине «Корабельная роща». Представим, что мы рассказываем о ней кому-то, кто никогда ее не видел. Что это значит? (рассказать подробно, интересно, красочно, так, чтобы на неё тут же захотелось посмотреть). А как можно начать свой рассказ? «На картине известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща» изображены… дальше по плану» (кто-то один) (СЛАЙД 22). (Устная корректировка, оценивание ответа). (ДОСКУ ВЫКЛЮЧИТЬ)
V. Домашнее задание:
ваша задача – письменно рассказать об этой картине. Не забывайте соблюдать орфографические и пунктуационные правила. Как пишется название картины? Также помните, что описание каждого пункта плана начинается с красной строки. Пишите сначала на черновике, затем его проверьте, и только потом переписывайте в тетрадь по развитию речи.
VI. Итоги урока.
- Послушайте, как о картине говорят искусствоведы (люди, которые изучают произведения искусства).
- Как вы думаете, любил ли художник русскую природу? Почему?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Оценивание – отметки за урок.