Сочинение по картине И.И. Шишкина "Корабельная роща". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • познакомить с творчеством И.И. Шишкина;
  • формировать навыки описания увиденного;
  • познакомить со словами «пейзаж» и «пейзажист»;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: интерактивная доска, репродукции картины, Толковый словарь.

Ход 1-го урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

(Приложение, СЛАЙД 1) Тема сегодняшнего урока «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща», запишем ее в тетрадь по развитию речи (дата, тема). (СЛАЙД 2) На этом уроке мы познакомимся с картиной замечательного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща», а также будем учиться грамотно, связно, красиво (с точки зрения русского языка) рассказывать об увиденном – художник рисует кистями и красками, а мы с вами попробуем рисовать словами. Также мы познакомимся с лексическим значением слов «пейзаж» и «пейзажист».

III. Изучение нового материала.

1. Прежде, чем мы начнем говорить о картине, узнаем немного о художнике. (сообщение ученицы) (СЛАЙДЫ 3-4)

2. Ребята, вы услышали, что Иван Иванович был пейзажистом, а кто это? Что обозначает это слово? А что такое пейзаж? Проверим наши догадки по словарю (прочитать из Толкового словаря – у кого-то на парте). Правильно мы думали? (СЛАЙДЫ 6-8). Запишите эти слова в словарик и выучите.

3. Вывод: какие картины писал Шишкин, что на них изображено?

4. Картина «Корабельная роща» не исключение – на ней тоже изображен пейзаж (СЛАЙД 9 – первое восприятие картины). Что вы видите? Аня расскажет нам как появилась эта картина. (сообщение ученицы). (СЛАЙД 10)

ФИЗМИНУТКА:

Встаньте, отвернитесь от экрана, внимание на меня:

Глазки видят всё вокруг, (повернуть головой во все стороны)
Обведу я ими круг. (не двигая головой, обвести глазами круг)
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино. (повернуть глаза к окну, повернуть голову к экрану в разные стороны)
Обведу я ими круг, (не двигая головой, обвести глазами круг)
Погляжу на мир вокруг. (медленно повертеть головой).

Закройте глаза и представьте того, кого вы очень-очень любите, улыбнитесь ему. Откройте глаза. Сядьте на места

5. Как вы думает, почему картина так называется? Ведь на ней изображены совсем не корабли. Посмотрите внимательно на сосны (СЛАЙД 11): какие они? На что они походят? На какую часть старинных кораблей? (СЛАЙД 12). Раньше из таких сосен (высоких, стройных, без многочисленных сучков) делали мачты для кораблей.

Ребята, а вы когда-нибудь по-настоящему видели корабельные сосны? Где они растут? (вокруг села). Расскажите о том, что в вашей округе растут корабельные сосны своим родителям и друзьям, дорожите ими, охраняйте и не засоряйте лес.

Ход 2-го урока

IV. Работа с черновиком.

1. Приготовьте листочки, которые я вам раздала, ручки, линейки и карандаши. Расчертите на две колонки (первую можно поуже сделать).

2. Итак, мы говорили о соснах. Какие они? (СЛАЙДЫ 13-14) . Давайте запишем о них

1. сосны Величавые, стройные, огромные, с пышными вершинами, густой хвойный бор.

(на доске в правую колонку записывать то, что говорится)

3. Что еще изображено на картине? (давайте по порядку) (СЛАЙДЫ 15-16):

2. опушка соснового бора Солнечная, яркая

4. Что еще вы запомнили? (СЛАЙДЫ 17-18)

3. ручей Прозрачный, спокойный, ленивый, медленно движется с покосившимся заборчиком (значит там никто не ходит, раз он такой заброшенный – никто не нарушает тишину и спокойствие леса)

5. Как вы думаете, мы обо всем вспомнили? О чем еще не сказали? (СЛАЙДЫ 19-20). Это солнышко, про него нельзя забывать, почему? Какое оно?

4. cолнце Ласковое, летнее, радостное, доброе, освещающее каждую травинку, каждую сосенку

6. Что вы почувствовали, когда впервые посмотрели на эту картину? Запишите свои впечатления самостоятельно в пятую графу. (СЛАЙД 21)

7. ФИЗМИНУТКА. (традиционная – только отвернуться от доски).

8. Ребята, посмотрите на свой черновик, как вы думаете, что у нас получилось? (план), подпишите свою табличку.

9. А теперь давайте попробуем устно по этому плану рассказать о картине «Корабельная роща». Представим, что мы рассказываем о ней кому-то, кто никогда ее не видел. Что это значит? (рассказать подробно, интересно, красочно, так, чтобы на неё тут же захотелось посмотреть). А как можно начать свой рассказ? «На картине известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща» изображены… дальше по плану» (кто-то один) (СЛАЙД 22). (Устная корректировка, оценивание ответа). (ДОСКУ ВЫКЛЮЧИТЬ)

V. Домашнее задание:

ваша задача – письменно рассказать об этой картине. Не забывайте соблюдать орфографические и пунктуационные правила. Как пишется название картины? Также помните, что описание каждого пункта плана начинается с красной строки. Пишите сначала на черновике, затем его проверьте, и только потом переписывайте в тетрадь по развитию речи.

VI. Итоги урока.

  1. Послушайте, как о картине говорят искусствоведы (люди, которые изучают произведения искусства).
  2. Как вы думаете, любил ли художник русскую природу? Почему?
  3. Что нового вы узнали на уроке?
  4. Оценивание – отметки за урок.