Реализация проекта через разные виды деятельности:
Речевая 1. Сказки с картинками: "Как зимуют животные", Новогодняя сказка" 2. Кроссворд "Узнай дерево". |
Познавательная 1. Дид. игры: "Шишки", "Что должен знать следопыт?", "Кто тут обедал?" 2. Схема рассмотрения семян растений и деревьев. 3. Консультация "Когда родилась елочка?", "В лесу родилась елочка", "Кто побывал на ели?", "Ель голубая, серебристая". 4. Цикл наблюдений за елью во время прогулки. 5. Занятие "Лесная красавица", "Зеленые сестрички". |
Художественно-творческая 1. Консультация: "Новый год", "Краски елки". 2. Мастерская Деда Мороза: изготовление композиций и украшений к Новому году. 3. Составление фотоальбома композиций. 4. Выпуск плаката - календаря 2011г. 5. Ручной труд: "Подарки для елки" |
Игровая Дидактические игры: "С кем дружит ель", "Кто где живет", Что изменилось за окном?", "Узнай и раскрась дерево", "Обитатели тайги", "Кто питается шишками". |
Экологический проект:
"Оставим елочку в лесу". Цель: убедить детей и взрослых, в том, что не стоит вырубать хвойные деревья ради нескольких праздничных дней. |
Изобразительная 1. Алгоритм рисования хвойных деревьев. 2. Рассмотрение разнообразных приемов рисования ели. 3. Консультации: "Композиции из еловых веток" 4. Конспект занятия "Колючие сестрички". |
Духовно-нравственная 1. Заучивание стихов: 3. Александрова "Птичья елка", С. Михалков "Стояла елочка", И. Демьянов "Ель". 2. Чтение Д. Кайгородов "Красавица елка", М. Скребцова "Колючая упрямица", "Звездная елочка", "Почему у елочки белые лапки", "Елкины шубки", А. Лопатина "Музыкальное дерево". |
Музыкальная 1. Муз. - дид. игра "Наша елка велика" 2. Разучивание песен: "Вот какая елочка" Филькенштейн; "Наша елка" Вихарева; "В лесу родилась елочка" Бекман. 3. Пальчиковая игра: "Иголочка, иголочка", "Елочка - елка, колкая иголка". |
Работа с родителями 1. Составление альбомов о ели. 2. Рисование плакатов, эскизов и рисунков. 3. Консультация: "Новый подход к старой традиции". 4. Анкетирование родителей. 5. Обращение к родителям. 6. Изготовление новогодней композиции. 7. Презентация проекта. |
Программное содержание:
- Учить передавать в рисунке строение ели и сосны в сравнении; их различие в силуэтах.
- Изображать деревья на широкой полосе земли, на разном расстоянии (ближе, дальше);
- Развивать художественный вкус у детей (умение передавать красоту пейзажа через сочетание разных красок в рисунке; ярких, светлых, темных);
- Закреплять технику рисования щетинной кистью (умение изображать наклонными штрихами хвою ели и приемом набивания - хвою сосны);
- Продолжать развивать у детей цветовое восприятие - умение использовать для хвои разные оттенки зеленого цвета (ель - темно-зеленый, сосна - светло-зеленый);
- Побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание.
Материал к занятию:
- Черные силуэты ели и сосны;
- Лист бумаги с нарисованной веткой ели и сосны;
- У детей тонированные листы бумаги (1/3 - земля, 2/3 - небо до горизонта, окрашенное красками вечернего заката или восхода солнца;
- Краски, гуашь, мягкие и щетинные кисти, листы газеты (для снятия лишней краски);
- Иллюстрации с изображением ели, сосны.
Ход занятия
Прилетела сорока - белобока (кукла Би - Ба - Бо) и педагог, действуя куклой, читает стихотворение
А сороки - белобоки
Поскакали по полям,
3акричал и там и сям!
Горе! Горе! Крокодил
Снова солнце проглотил!
Прошу Сороку успокоится и толком объяснить, что случилось? Она объясняет, что в сказочном лесу снова несчастье - крокодил проглотил снова солнце, наступила такая темнота, что лесные звери не могут отличить одно дерево от другого, а это опасно, так как деревья - это и дом, и стол для животных.
Мы с детьми предлагаем научить Сороку различать деревья по темным силуэтам, чтобы можно было найти пищу на деревьях, а через некоторое, время придет Медведь и освободит Солнце.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением дерева. Спрашивает, знают ли дети, каким словом называют всю листву дерева. Обвожу крону дерева, а дети называют ее.
Когда вы видите дерево днем, то узнаете его по разным признакам. По каким? По цвету ствола, по форме листьев, по направлению роста ветвей. А когда в лесу, без солнца, звери вышли на улицу, они увидели только черные силуэты деревьев, вот такие (показывает черные силуэты ели, березы, сосны). В темноте не видно ни цвета стволов, ни цвета и формы листьев. Скажите, что за деревья перед вами?
Спрашивает, по каким признакам дети узнали ель и сосну? Обобщает их высказывания.
Ель вы узнали по кроне. Ель похожа на пирамиду. От острой макушки она постепенно расширяется книзу. Ветки ели доходят почти до самой земли. Крона березы вам тоже знакома, вы ее недавно рисовали. Крона напоминает удлиненный треугольник.
Если дети по кроне не определили сосну" то следует назвать ее, уточнить, что крона - вытянутый овал, ветки располагаются только на макушке, а весь остальной ствол голый и только кое - где сломанные сучки, дерево гораздо выше остальных.
Уточнить, чем похожи друг на друга сосна и ель? - у обоих деревьев есть хвоя, но разной длины и цвета (темно и светло - зеленая).
-Сегодня мы с вами нарисуем двух сестричек - два хвойных дерева - ель и сосну - ель - темно-зеленую, с коричневыми шишками и стройную высокую сосну со светло-зеленой хвоей.
Хвою ели вы будете рисовать жесткой полусухой кистью наклонными штрихами.
Вспоминаем с детьми, как набрать краску на жесткую кисть, что нужно сделать, чтобы получились штрихи, а не пятна.
Показывает, как изобразить на ветке ели хвою наклонными штрихами.
Подчеркивает, что штрихи наклонны к концам ветки.
-Сначала надо нарисовать все ветки, начиная с самых коротких вверху ели и кончая самыми длинными "внизу, постепенно удлиняя их к низу.
-Затем штрихами изобразить хвою на каждой ветке.
Показывает, как изобразить на ветке сосны хвою приемом набивания щетинной кистью, хвоя растет пучками.
Далее педагог обращает внимание детей на фон листа бумаги, на котором будут рисовать и сосну. "Когда мы видим такую окраску неба? Во время заката или восхода солнца. Предлагаю рассмотреть, сколько места занимает на листе земля. Подчеркнуть, что земля изображена, как широкая поверхность, значит на ней нужно нарисовать деревья, растущие в разных местах - одно ближе к зрителю, другое - дальше.
Предлагаю детям самим решить, каким приемом можно нарисовать шишки на ветках ели.
Когда их работа начинает близиться к концу, советую вносить дополнения, которые сделают рисунок более интересным.
Пока дети заканчивают свои рисунки и ставят на выставку, незаметно достаю плоскостное изображение медведя и солнца и помещаю на рисунках.
Обращаю внимание детей на новые персонажи и поясняю, что Медведь в очередной раз освободил Солнце.
Солнце выкатилось,
Солнце вывалилось!
Побежало по лесам, осветило ели там.
Здравствуй елочка в лесу.
Любим мы твою красу!
Предлагаю детям и Сороке найти рисунки самые удачные в цветовом решении и пояснить, почему они красивые. Подтвердить, что красота рисунков заключается в цветовом сочетании, а не только в том, как нарисованы предметы. Яркие краски сочетаются с темными. Рассмотреть рисунки с дополнениями, внесенными детьми.