Тип урока: урок систематизации знаний.
Вид урока: урок-диалог.
Класс: 11 класс.
Задачи урока: охарактеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране.
Цели урока:
обучающие: углубление и обобщение знаний об историческом событии, процессе, явлении; изучение национального аспекта деятельности татарского либерально-демократического движения начала XX века.
развивающие: развивать у обучающихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов; вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов
воспитывающие: формировать активную гражданскую позицию; воспитывать нравственность, патриотизм, воспитание толерантности, уважения к другой точке зрения.
Основные понятия: джадидизм, либерализм, мусульманский либерализм, тюрко-мусульманская элита, вестернизция, Национальное собрание (Миллят меджлиси), мударрис, политическая партия – «Иттифак аль-муслимин» («Союз мусульман»).
Оборудование: проекционное оборудование мультимедийное оборудование, электронные пособия – отсканированные документы, таблички с понятиями и картины-иллюстрации, презентация к уроку.
Методы работы: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, творческие, интерактивные.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
План урока:
- Перспективы участия российской молодежи в политической жизни страны в начале XXI веке.
- Деятельность общероссийской либеральной партии мусульман в начале XX века.
- Мусульманская фракция Государственной думы Российской империи.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
II этап. Подготовка к основному этапу занятия. Опрос домашнего задания по подгруппам обучающихся.
Учитель: формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. Молодежь – главное действующее лицо будущего и задача государства постараться помочь молодым людям стать полноправными членами гражданского общества, а также устранить преграды на пути развития личности каждого молодого человека.
В современном российском обществе наиболее восприимчивой к нововведениям социальной группой является молодежь, которая формирует свое мировоззрение и способна скорее других усвоить новые взгляды, однако российская политическая культура обращена в будущее при недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования традициям, крайней переимчивости, чувствительности новым веяниям.
Было дано трем группам класса опережающее задание провести социологический опрос среди молодежи. Слово первой группе ребят.
Ответ обучающихся 1-ой группы: мы провели соц. опрос «Уровень доверия молодежи различным органам власти» и получили следующие результаты:
Вывод: участие молодежи в выборах – важнейших факт, характеризующий гражданскую позицию и политическую культуру человеке.
Вопросы молодежи показывают, что почти 42% молодых избирателей считает, что выборы - это инструмент борьбы за власть между политическими силами, которые не учитывает интересов общества.
Большая часть опрошенных предпочитает реализовать свою активность в неполитических организациях.
Выступление 2-ой группы: нами был проведен соц. опрос молодежи «Как вы участвуете в политической жизни общества?» и получили следующие сведения:
Вывод: каждый четвертый опрошенный не интересуется политикой.
Около четверти опрошенных участвуют в политической жизни посредством выборов.
Каждый пятый опрошенный следит за публикациями в прессе по вопросам политики.
Выступление 3-ей группы: нами был проведен опрос молодежи по вопросу «Есть ли сейчас в Татарстане значительные оппозиционные партии, движения?» в разные годы: 2008 г.; 2009 г.; 2010 г.
Вывод: повысилось количество граждан, затруднившихся определить свое отношение к наличию оппозиции. Уменьшилось количество граждан, отмечающих наличие оппозиционных партий и движений. Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе.
См. приложение.
Учитель: из ваших выступлений напрашивается вывод, что большая часть опрошенных предпочитает реализовать свою активность в неполитических организациях. Среди важнейших факторов, определяющих политические ориентации молодежи, можно выделить влияние средств массовой информации. СМИ являются главным источником информации для молодежи. Самый высокий рейтинг у телевидения, далее радио, газеты и журналы, интернет.
Одной из причин аполитичности российской молодежи является недостаточное внимание государства к молодому поколению. Политическая активность напрямую зависит от уровня образования молодежи. На сегодняшний день во многих городах Татарстана существует такая организация, как Молодежный парламент.
Какие цели и задачи у Молодежного парламента?
Ответы обучающихся: цели и задачи Молодежного парламента важны и ответственны. Они направлены на обеспечение реального участия молодых граждан, молодежных и детских объединений в реализации государственной молодежной политики: представления и защиты интересов молодежи, формирования правовой и политической культуры в молодежной среде, содействия развитию общественной активности молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма.
Учитель: какие молодежные организации нашего города вы знаете?
Ответы обучающихся: так, например, Молодежный парламент города Бугульма – это орган молодежного самоуправления, состоящий из депутатов в возрасте от 14 до 18 лет, предоставляющих общественные организации и школьные коллективы самоуправления. Выборы в состав молодежного парламента осуществляются ежегодно в сентябре месяце на основании решения коллективов, выдвигающихся своих представителей по установленной квоте парламентских мест. Главная задача Молодежного парламента – развитие подросткового самоуправления.
Учитель: что может дать этот парламент молодежи, или это просто большая игра в политику?
Ответы обучающихся: Молодежный парламент должен стать школой для будущих политиков. Он не только даст молодым людям правовые, экономические и политические знания, но и обогатит их опыт политической борьбы.
Учитель: таким образом, парламентская форма государственного правления – верный и наиболее короткий путь к установлению мира, спокойствия, делового сотрудничества всех слоев населения, укрепления могущества и независимости государства.
III этап. Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление.
Учитель: в XX столетие Россия вошла как крупнейшая по численности населения держава, объединявшая в своих государственных границах и миллионы тюрко-мусульман Восточной Европы и Центральной Азии. Присоединив к себе часть мусульманского Востока, Россия, тем не менее, оставалась христианской державой, тяготевшей в своей политической ориентации к западному миру. Прозападная ориентация была предопределена также конфессиональными традициями страны, где православие играло роль государственной идеологии. Пользуясь своим положением господствующей религии, православная церковь в значительной мере определяла религиозную и национальную политику светской власти, содержавшую в себе «скрытый потенциал исламофобии».
Какие изменения в политической системе Российской империи произошли в начале XX века?
Ответы обучающихся: формирование многопартийности в России; образование Государственной Думы; 17 октября 1905 года Николай II с большой неохотой подписал Манифест, изменивший основы государственного строя Российской империи, а в 1917 году к власти пришли большевики, что привело к единой идеологии и единой партии, т.е. к диктатуре пролетариата и это положило конец многопартийности.
Учитель: из истории России вам известно, что политические партии у нас стали возникать значительно позднее, чем в Европе и Америке, лишь на рубеже XIX-XX вв., а чем это можно объяснить?
Ответ обучающихся: это объясняется господством монархической системы и самодержавием.
Учитель: назовите черты и признаки политической партии?
Ответы обучающихся: партия – это добровольное объедение граждан; цель партии – участие в осуществлении политической власти; партия имеет общие политические интересы, на их основе разрабатывается программа, формулирующая стратегию и тактику партии, т.е. цели и задачи борьбы, а также пути и средства их достижения в партии четко выделяется руководящее ядро, лидеры; партия имеет свое имущество, финансовые средства, свои СМИ; наличие определенных символов, значков, знамен, иногда даже формы.
Учитель: углубление модернизационных процессов в российском обществе, получивших импульсы в результате социально-экономических реформ 60-70-ых годов XIX века и социально-политических преобразований 1905-1906 годах, отразилось на тюрко-мусульманском населении страны. Следствием этого стала постепенная секуляризация общественного сознания российских мусульман и политизация их общественной жизни. Воплощением названных явлений стал российско-мусульманский модернизм (известный более как джадизм), использовавший плоды европейского Просвещения для подъема культурного уровня тюрко-мусульманских народов с целью включения их в русло развития глобальной цивилизации.
В начале XX века, с момента создания пропартийных, а затем партийных структур, русский либерализм стал превращаться из интеллектуального течения в социально-политическое движение. На этом этапе он оказывает ощутимое влияние на становление общественно-политического движения российских мусульман, которое формируется как умеренно-либеральное. Несмотря на свой религиозный оттенок, мусульманский либерализм, как и русский, не смог стать идеологией масс и охватил своим влиянием тюрко-мусульманскую элиту. Идейным обоснованием этого пути стала теория «мусульманского коммунизма» М. Султан-Галиев.
Учитель: мусульманские либералы были «далеки от народа», свидетельствует их программа национально-государственного обустройства своих народов. В ее составе лежала «западная» идея о культурно-национальной автономии «малых» народов в многонациональном государстве. Попытка осуществления этой идей на практике в 1917-1918 годах имела определенный успех, но скорее как форма сохранения своего самобытного «мусульманского мира» в разгар революционной «смуты».
В период работы Национального собрания (Миллят меджлиси), созванного мусульманскими либералами с целью учреждения культурно-национальной автономии тюрко-татар внутренней России и Сибири, были провозглашены первые национально-территориальные образования тюрко-мусульманских народов (Кокандская автономия, Алаш-Орда, автономия Башкурдистана). В итоге и само Национальное собрание приняло решение о создании территориальной автономии для «тюрко-татар» – Урало-Волжского штата. Мусульманские либералы были «далеки от народа», свидетельствует их программа национально-государственного обустройства своих народов. В ее составе лежала «западная» идея о культурно-национальной автономии «малых» народов в многонациональном государстве. Попытка осуществления этой идей на практике в 1917-1918 годах имела определенный успех, но скорее как форма сохранения своего самобытного «мусульманского мира» в разгар революционной «смуты».
«Танчылар» – политическая организация татарских эсеров, которые объединились вокруг газеты «Утренняя звезда», составляла основу радикально-демократического лагеря татарского национального движения и занимала левый фланг татарской общественно-политической мысли начала XX века. Организация сформировалась в ходе российской революции 1905-1907 гг. из числа молодой радикально настроенной татарской интеллигенции. Группу возглавлялась Гаязом Исхаки, Ф. Туктаровым и Ш. Мухамедьяровым. Политические установки этой группы были близки политическим требованиям правых эсеров.
Показ слайдов 15-16
Какая цель партии эсеров как политического объединения?
Ответы обучающихся: свержение самодержавия; «народовластие» (провозглашает Учредительное собрание); всеобщее избирательное право и демократические свободы; «социализация» земли (уничтожение частной собственности на землю, передача ее в общественное пользование); 8-ми часовой рабочий день, отмена штрафов; отмена выкупных платежей; федеративное отношения между отдельными национальностями, наделение их правом самоопределения; террор как средство революционизирования масс, устранения правительства.
Учитель: татарские эсеры принимали активное участие в выборах во II Гос. думу. Во II Думе была создана (Мусульманская трудовая группа), идейными руководителями которой были Г. Исхаки и Ф. Туктаров. не имея четкой программы и устава, группа представляла собой в организованном отношении не устойчивое политическое образование. После поражения революции 1905-1907 гг. организация прекращает свою деятельность. Г. Исхаки за революционную деятельность высылают в Архангельскую губернию. А после ссылки он уезжает в Санкт-Петербург и начинает издавать газету «Иль». Ф. Туктаров поступает в университет и становится профессиональным юристом. В последние годы они отходят от социалистических идей и становятся ведущими лидерами татарского национального движения. С этого времени группа «Танчылар» прекращает свою деятельность.
Используя имеющие знания, определите цель партии кадетов?
Ответы обучающихся: конституционно-демократическая партия (кадеты)
Время существования – организационное оформление партии произошло на I съезде, проходившем в Москве в октябре 1905 года. На II съезде в январе 1906 года к основному названию партии было добавлено – «народной свободы». В ноябре 1917 года СНК объявил кадетов партией «врагов народа», тем не менее, партия действовала до конца мая 1918 года. В июне кадеты подвергались новым репрессиям, и перешли на нелегальное положение. С 1920 года начался эмигрантский период в истории партии.
Политический спектр – левый фланг либерального лагеря.
Основатели и лидеры – лидер партии – историк, профессор П.Н. Милюков; видную роль в партии играли П.Д. Долгоруков, С.А. Муромцев, Д.И. Шаховской, Ф.А. Головин.
Течения и фракции – в КДП не было организационного размежевания, деления на какие-либо фракции.
Печатный орган – еженедельник «Вестник партии народной свободы», газета «Речь». Всего около 70 изданий.
Социальный состав – неоднороден: представители интеллигенции, либерального дворянства, средней городской буржуазии.
Методы борьбы – пропаганда и агитация. В случае, если власть проигнорирует проведение неотложных реформ, партия не исключала возможности революции. Однако предпочтение отдавалось мирным парламентским формам борьбы. В результате Февральской революции 1917 года кадеты стали «партией власти».
Программные установки – программа на I съезде партии в октябре 1905 года.
Политическое устройство – считали необходимым созыв Учредительного собрания, которое бы конституционно закрепило положения Манифеста 17 октября 1905 года и определило форму правления России. Выступали за конституционную монархию или республику, реформирование политической системы на основе принципа разделения властей. Предполагали учредить законодательный парламент, избираемый на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, перед которым будет ответственно правительство. Требовали гражданского и политического равноправия, введения демократических свобод.
Аграрный вопрос – предлагали наделить землей безземельных и малоземельных крестьян за счет государственных, удельных, кабинетских и монастырских земель; допускали частичное принудительное отчуждение помещичьих земель с компенсацией их владельцам стоимости земли на счет государства.
Рабочий вопрос – предусматривалось представление рабочим права собраний, стачек, создания союзов; постепенное введение 8-часового рабочего дня, сокращение сверхурочных работ; запрет на привлечение к ним женщин и подростков; введение государственного страхования по смерти, старости и болезни; компенсации за счет предпринимателей в случае производственных травм и профессиональных заболеваний.
Национальный вопрос – кадеты выдвигали лозунг культурно-национального самоопределения народов (использование национальных языков в школах и вузах). Противники федерализма, они выступали за унитарное государственное устройство, в то же время предлагали даровать автономию Польше и Финляндии «в пределах империи».
Учитель: что характерно для либерализма?
Ответы обучающихся: для либерализма характерны свобода от групповых, национальных и классовых предрассудков, терпимость и космополитизм, индивидуализм и гуманизм.
Учитель: образование политической организации либерально-демократического направления, одна из крупнейших партий татарского общества XX века «Иттифк ал-Муслимин» (Союз мусульман). Сформировалась в результате трех Всероссийских мусульманских съездов 1905-1906 гг. I cъезд не принял программы Иттифак ал-Муслими, ограничившись только провозглашением состоянием создания общероссийской общественной организации Иттифак ал-Муслимин. На II съезде в январе 1906 года Иттифак ал-Муслимин был принят Устав партии и обсуждена программа, признанная временной, поскольку часть делегатов выступала против некоторых пунктов программы. Окончательно программа Иттифак ал-Муслимин была принята на III съезде, который прошел в августе 1906 года в Нижнем Новгороде. В целом программа Иттифак ал-Муслимин была близка программным требованиям кадетов, которые видели будущее развитие страны (соответственно и татарского общества) в постоянном реформировании в духе буржуазных реформ (установлении парламентской конституционной монархии, развитии законодательной, исполнительной и судебной властей, реформе местного управления и самоуправления). Подобно кадетам, Иттифак ал-Муслимин выступала за введение в России всеобщего избирательного права, ратовала за осуществление всего комплекса демократических свобод, прежде всего политических и гражданских (свобода слова, совести, печати, собраний, митингов). На III съезде был избран центральный комитет в составе 15 человек, среди которых были известные общественно-политические деятели: Г. Ибрагим, Ю. Акура, С. Алкин, И. Гаспринский, Г. Баруди, Г. Буви, А.Максуди и С. Максуди, А. Топчибашев. Состав ЦК партии в целом отражал и социальный состав всей партии. Его основу составляли татарские буржуазно-демократические либералы, цвет татарской интеллигенции: юристы, ученые, педагоги, журналисты, руководители медресе, представители буржуазии, духовенства, некоторое число рабочих и ремесленников. Эта была самая крупная политическая организация татар Поволжья и Приуралья в 1905-1907 гг. и ее программу поддерживала либерально-демократическая интеллигенция Крыма, Азербайджана, Средней Азии и других регионов Российской империи. Иттифак ал-Муслимин была партией парламентского типа. В I Гос. думе отдельной мусульманской фракции не существовало. Депутаты-мусульмане по вопросам, обсуждаемые на заседаниях Думы, примыкали к различным фракциям, но в основном к кадетам. Уже во II Думе партия образовала самостоятельную фракцию общей численностью 29 человек, которая была самой многочисленной национальной фракцией в Думе. Новый избранный закон от 3 июня 1907 года практически устранил от участия в выборах в III Думе левые партии. В результате многие национальные фракции, в том числе и мусульманская, получили меньше депутатских мест по сравнению с предыдущей Думой (мусульманская фракция получила всего десять депутатских мест). Следующая Дума еще больше уменьшила представительство Иттифак ал-Муслимин в законодательном органе государства (всего восемь депутатов). В дальнейшем произошли перемены в государстве (поддержка частью русских либералов политики П.А. Столыпина, усиление, как следствие этой политики, черносотенного движения в стране) вынудило лидеров Иттифак ал-Муслимин (Ю. Акчура, А. Ибрагим) эмигрировали за границу. Наступил кризис идеологии татарского национального движения.
Таким образом, на этом закончился период сотрудничества татарских либерал-демократов с кадетами, и партия к 1914 года как политическая организация прекратила свою деятельность.
Мусульманская фракция Государственной думы Российской империи.
Среди непартийных фракций дореволюционной Государственной думы. В первый российский парламент было избрано семьдесят депутатов-мусульман. Поскольку некоторые депутаты избирались дважды и более, всего интересы мусульманского населения страны представляли шестьдесят семь человек.
Среди депутатов-мусульман были двадцать пять татар, одиннадцать азербайджанцев, девять казахов, семь башкир, четыре лезгина, три узбека, два крымских татарина, по одному туркмену и чеченцу. Этническая принадлежность четырёх депутатов-мусульман не уточнена. Доминирующими в Думе сословиями были дворянство (девятнадцать депутатов, шестеро из которых представляли родную аристократию, являлись потомками владетельных ханов) и крестьянство (не менее двадцати – двадцати пяти депутатов). Представителей мещанства, купечества и чиновничества было меньше. Значительную группу составляли муллы – пятнадцать мандатов (тридцать человек, так как двое из них избирались дважды). Но поскольку мусульманское духовенство не являлось отдельным сословием, то практически всех мулл относили к крестьянству. Десятерых депутатов-мулл направило в парламент население Волго-Уральского региона и троих – Туркестана и Степного края.
Образовательный уровень депутатов-мусульман в целом соответствовал средним показателям по Думе: из шестидесяти семи человек высшее и среднее образование имели тридцать три, то есть половина из общего числа депутатов. Среди двадцати одного депутата с высшим образованием одиннадцать имели юридическую квалификацию.
Избранные в Государственную думу первого созыва двадцать пять депутатов-мусульман представляли не все «мусульманские» регионы страны, а лишь Поволжье, Приуралье и Кавказ. Идея создания мусульманской фракции возникла сразу, но для её осуществления понадобилось некоторое время. Однако организация фракции не была завершена, запланированное на 14 июля выступление о её целях и составе не состоялось из-за роспуска Думы. Из находившихся тогда в столице девятнадцати депутатов-мусульман к Выборгскому воззванию присоединились А. Ахтямов, С.- Г. Алкин, А. Зиатханов, С.-Г. Джантюрин, А.-М. Топчибашев и А.Букейханов. Все они, кроме А. Ахтямова, после отбытия трёхмесячного тюремного заключения были лишены политических прав.
Вторая Дума оказалась для мусульман самой благоприятной в количественном отношении: благодаря тому, что выборы на окраинах прошли вовремя, все мусульманские регионы были представлены в ней своими народными избранниками. Тридцать семь мусульманских депутатов организовали две фракции и послали своего представителя в руководящие органы. Им стал С.Максуди бурные политические события в стране, поляризация российского общества нарушили неустойчивое единство депутатов-мусульман: уже к концу февраля во фракции наметился раскол, и она поделилась на две группы. Большинство мусульманских делегатов (к концу работы Думы их число превысило тридцати) организовались в мусульманскую фракцию. Меньшинство – шесть человек составили блок под названием «Мусульманская трудовая группа» и официально присоединилась к фракции трудовиков.
Официальным председателем мусульманской фракции стал уфимский депутат М.-А. Биглов, членами бюро – Р. Медиев, Х.Усманов, М.-С. Ханхойский. При фракции было образовано несколько комиссий: для рассмотрения законопроектов, касающихся положения мусульманского населения империи, юридическая и экономическая. Мусульмане, в отличие от либералов, ратовали за сохранение народных судов, учитывая их корни, а также популярность среди местного населения. Мусульманская фракция была за то, чтобы конфисковать помещичьи земли со справедливой компенсацией (тогда как мусульманские трудовики настаивали на безвозмездной конфискации и раздать малоземельным крестьянам).
Оживлённые дискуссии во фракции вызывал вопрос о женском равноправии. Только после разъяснений наиболее влиятельных улемов Троицка, Оренбурга и Казани о том, что в Коране нет указаний против политического равноправия женщин и мужчин, этот пункт программы был окончательно сформулирован в либеральном духе.
Центральным вопросом во второй Думе некоторым категориям населения, в том числе и по территориально-этническому принципу: представительства лишились такие регионы с мусульманским населением, как Туркестан и Степной край, резко сократилось общее количество депутатов, избираемых от Казани, ряда Поволжских губерний (Казань была исключена из числа городов, имевших право выбирать отдельного депутата). Повышение избирательного ценза привело к значительному сокращению числа мусульманских выборщиков, а, следовательно, и уменьшению квоты для нерусских депутатов. В итоге всех этих перемен в избирательной практике в Думу третьего созыва было избрано всего девять мусульман.
Мусульманская фракция четвёртой Государственной думы состояла из шести человек, возглавил её К.-М. Тевкелев, секретарём был И. Ахтямов.
Таким образом, несмотря на незначительные итоги законотворческой деятельности депутатов-мусульман и всей Думы, участие мусульманских представителей в работе российского парламента имело большое значение для формирование политического движения мусульманских народов в целом и татар в частности. Государственная дума была тогда единственной всероссийской трибуной политического характера, с которой представители мусульманской уммы могли публично и легально защитить свои корпоративные интересы, учились выражать свои требования и находить политических союзников, привыкли к неизбежному компромиссу и балансу интересов.
Показ слайдов 21-23
IV этап. Обобщение и систематизация знаний.
Практическое задание в рабочих тетрадях составить таблицу и сделать презентации к политически организациям Казанской губернии.
Задание №2: из кого из татарских либералов называли «мусульманский Лютер»: Г. Ибрагимова, М. Беги, М. Султан-Галиева, С. Максуди, А.Г. Сандецкий, Ф. Амерхана, М. Гафири, Г. Тукая?
Показ слайдов 24-25
Задание №3: установите соответствия между терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в тетрадь ответы.
Итог урока: в начале столетия общественно-политическая жизнь нашего края стала как никогда насыщенной и противоречивой. Были созданы и действовали местные организации различных российских партий – от левых до правых. Под влиянием революции 1905-1907 гг. на более высокую ступень поднялось татарское национальное движение. Население нашего края накапливало опыт участия в выборах в Государственную Думу, а его представители – депутаты – опыт думской деятельности.
V этап. Информация о домашнем задании.
Подготовьте сообщение о жизни и деятельности лидеров татарского национального движения. Объясните главную цель выборов, перечислите основные черты современных выборов и объясните их преимущества и недостатки.
Использованные литература и материалы:
- учебник история Татарстана XX –XXI века, – КАЗАНЬ «ТаРИХ» - 2006.
- учебник история России XX –XXI века – Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. – М., «Просвешение» - 2006.
- Исхаков С.М. Мусульманский либерализм в России в конце XX века / Либеральный консерватизм: история и современность. - М.,2001.
- Мухаметшин Р.М. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты: Сборник статей для учителей и учащихся старших классов. – Казань: Магариф, 2000.
- Усманова Д.М. Мусульманские представители в российском парламенте. – Казань, 2005.
- – 584 с.; Фахрутдинов P.P. Татарское либерально-демократическое движение в конце XIX – начале XX вв.: идеология и политическая программа. - Казань, 1996.