Цель: Знакомство с древними русскими городами, с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами древнего города.
Задачи:
Образовательная
Должны узнать:
- Название первых древнерусских городов
- Основные элементы древнерусского города
- Что такое Собор, колокольня, звонница, сторожевые башни.
Развивающая задача - развивать творческое воображение учащихся средствами изобразительного искусства, творчески участвовать в создании собственного проекта.
Формирование представлений о многообразии национальных художественных культур, их особенностей и красоте.
Воспитательная задача – формирование у детей представление о роли искусства в их жизни, формирование творческой активности личности, эмоционально откликаться на красоту.
Оборудование: Гуашь, ватман, линейка, карандаш, ножницы, кисти, клей.
Иллюстративный материал: детские работы, ксерокопии с изображением элементов древнерусского города презентация.
Ход урока
Ребята! Сегодня у нас новая тема: «Белокаменный город»
В 3 классе мы уже встречались с вами с отдельными памятниками русской архитектуры. Теперь есть смысл познакомиться с древними русскими городами.
«Русская земля! Как ты прекрасна полноводными реками, которые несут свои быстрые воды к морям, бескрайними просторами лесов, полей и лугов».
Вот так о русской земле писал один из поэтов.
Прекрасна наша земля, прекрасны наши древнерусские города, свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых по прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны.
Сегодня мы будем путешествовать по древнерусским городам, восхищаться талантами русских мастеров.
Давайте вместе вспомним название древнерусских городов:
- Москва (слайд)
- Новгород (слайд)
- Киев (слайд)
- Суздаль (слайд)
- Псков (слайд)
- Ростов Великий (слайд)
Ребята, это древнейшие города нашей страны. Много городов возникло на Руси в глубокой древности, многие из них превратились крупные города страны, где древни памятники архитектуры живут рядом с современными постройками. Давайте заглянем вглубь веков. Суровой, трудной, но и прекрасной была жизнь славян среди лесов, полей, степей. Славяне – это предки русских, болгар, украинцев, словаков, чехов, белорусов. Бревенчатые дома, где они жили, составляли поселок. Подумайте, где жители построили свой поселок? Да, это поселок для обороны и он строился на возвышенности, рядом с водой. Окружен был частоколом. Частокол – забор из деревянных колышков.
Но прошли столетия и поселки стали превращаться в большие города. Так же как и деревни города стояли на возвышенности. Города стали укреплять более надежными стенами. Они уже становятся каменными. Называют их крепостными стенами (крепкие, крепость). В промежутках между стенами строятся смотровые башни (вежи - видеть). Башни были:
- Угловые (круглые)
- Промежуточные (квадратные)
Конечно, всегда могут внезапно напасть враги – вот поэтому город был окружен рвом. Ров – глубокая, широкая яма залитая водой, через него перекидывался мост. Мост в определенное время поднимался, и чужестранец не мог попасть в город. Русские города всегда подвергались набегам враждующих князей. Поэтому город имел оборонительный характер, непреступной крепости. Город - крепость для защиты мирной жизни и труда.
В городе начинают развиваться ремесла, торговля идет с утра до вечера. Работают:
- Плотники (работы с деревом)
- Ремесленники
- Каменщики (строители)
- Кузнецы (подковы, металлические изделия)
- Ювелиры (кольца, серьги, браслеты, колье)
- Оружейника (мечи с резными рукоятками, шлемы, кольчуги)
- Кожевники (сапоги, изделия из кожи)
- Портные (кафтаны, злато - кузнецы, изделия из золота).
Не только делали, но и торговали с другими странами. Торговля проходила на красной площади (от слова красивая, значит базар). (слайд)
Ярко блестят на солнце купола церкви, грозно высятся стены и башни. У пристани стоят суда, из разных стран приплыли. Каких только товаров не привезли. Красивая греческая посуда, золотые и серебряные украшения, яркие шелковые ткани, заморские вина. Наступают сумерки, и затихает русский город, наглухо закрывают ворота, нельзя никому проникнуть внутрь города. Утром все начнется с начало.
А теперь давайте познакомимся с городскими постройками. Здесь, в кремле люди создавали бесценные памятники искусства, которые украшали жизнь. Столетиями расцветали и умирали цветы и травы, а постройки возвышались непоколебимые, гордые и прекрасные. Наиболее значительные сооружения древнерусского города являются:
- Соборы
- Крепостные стены
- Сторожевые башни
- Звонницы или колокольни
- Красная площадь
- В центре города всегда стоял Собор (слайд)
(место сбора людей). Соборы раньше строились не только для службы, это были общественные здания, где люди встречались, перед которыми собиралось вече, где обсуждались дела частные и личные. Кого напоминает эта постройка? Ну, конечно же, могучий богатырь, стоит он уверенно на земле русской. Всмотритесь в благородные пропорции храмов, огромные купола, возвышаются к небу, золотом переливаясь на солнце.
В большинстве случаев в плане собор имеет квадрат или чуть вытянутый прямоугольник. Купол выполнен в форме луковицы, стоит купол на высоком цилиндрическом барабане. Центральный вход в Собор называют портал
- Мы уже говорили, что колокольня неотъемлемая часть кремля. Любила Русь колокольный звон. Как вы, думаете, зачем городу колокольня? Колокольня звучала «в дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздник веселье и торжеств. Литье колоколов считалось очень почетным делом на Руси. Колокольня (слайд) необычно стройная устремленная вверх словно хочет небо достать, с великолепной формой шара, который завершает постройку и увенчан небольшой «луковицей» - главкой.
Мы сегодня познакомились с особенностями архитектуры древнерусского города. Давайте повторим, что усвоили на уроке:
- Какие основные элементы древнерусского города вы узнали?
- Для чего служат сторожевые башни?
- Какая постройка находится в центре города?
- Для чего служит собор?
- Зачем нужна колокольня?
- Что происходило на красной площади?
Повторили, хорошо. Следующая наша задача, сделать проект своего древнерусского города. Используя линейку, карандаш и полученные знания на уроке. Обратите внимание на иллюстрации предложенные вам. Посмотрите на особенности каждой постройки. Удачи в работе.