Перспективное планирование логопедической работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Вопрос о том, как помочь детям с заиканием в условиях логопедического пункта ДОУ, волнует многих логопедов. Существующие технологии работы с заикающимися дошкольниками Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, И.Г. Выготской, В.И. Селиверстова ориентированы на оказание коррекционной помощи в специальных учреждениях: стационарах, санаториях, логопедических группах. При отсутствии подобных учреждений, дети с заиканием принимаются на логопедический пункт ДОУ. Логопед дошкольного учреждения в соответствии с возрастом ребенка и характером речевого нарушения выстраивает стратегию коррекционной работы.

Познакомившись с разными подходами к преодолению заикания, апробировав множество приемов, мне удалось выработать определенную систему работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ. Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных мероприятий.

Особо заинтересуют логопедов-практиков в данной разработке приемы синхронизации речи с движением.

Упражнение "Ручки" [2]. Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха. Заикающимся малышам можно несколько раз в день поиграть в "ручки".

Данный прием эффективен в работе над слоговыми цепочками, словом, фразой - обеспечивает плавность и замедленный темп речи. Замедленная речь - это новая для ребенка форма речи, она свободна от заикания.

Упражнение "Колесо" [3]. Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.

Упражнения "Ручки" и "Колесо" доступны для использования с детьми 3-5 лет, они легко понимаются и принимаются родителями.

Перспективный план логопедических занятий

Режим занятий: 2 индивидуальных (индивидуально-подгрупповых) занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.

Первый год обучения: 64 занятия.

Задачи первого года обучения:

1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;

2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);

3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;

4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;

5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);

6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).

Второй год обучения: 32 занятия.

Задачи второго года обучения:

1) автоматизировать технику правильной речи: диафрагмальное дыхание, рациональный выдох, плавное голосоведение в различных формах речи и речевых ситуациях;

2) закреплять послоговой ритм на разнообразном речевом материале, достигая ритмичности речи при постепенном уменьшении внешних опор (переходя во внутренний ритм);

3) развивать речь на разных её уровнях - уровне звука (звукопроизношение), слова (словарная работа), предложения, связного высказывания (грамматический строй, связная речь);

4) совершенствовать языковой анализ и синтез, продолжать обучение чтению.

№ занятия Разделы работы Содержание работы Обеспечение коррекционного процесса
I год обучения

1-3

 

 

 

 

 

1-16

 

 

 

 

 

4-16

 

 

 

4-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-16

 

4-16

1 этап - Работа над дыханием, артикуляцией, голосом (2 месяца)

Обследование ребенка.

 

 

 

 

 

Щадящий общий и речевой режим.

 

 

 

 

Релаксация.

 

 

 

Речевое дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артикуляция и голосоведение.

 

Речь и движение.

 

 

* Сбор анамнестических данных (изучение мед. документации, беседы с родителями).

* Обследование речи, моторных функций, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами.

* Направление на консультацию к детскому психиатру (невропатологу), психологу.

* Установочная беседа с родителями и педагогами по организации щадящего общего и речевого режима (режима молчания).

* Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.

 

* Постановка диафрагмально-реберного дыхания:

-без фонации,

-с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем,

-использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов.

* Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц.

* Овладение мягкой голосоподачей, слитным голосоведением, замедленным темпом произнесения гласных звуков, слоговых цепочек.

 

 

* Координация речи и движений рук:

-выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого,

-включение в ритм движений звукоподражаний и междометий,

-обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение "Ручки"),

-маркировка гласных звуков: двух, трех, четырех; эталона гласных АОУИ (большими пальцами обеих рук - упражнение "ручки").

 

* Развитие общей и мелкой моторики.

 

 

Диагностический материал, речевые карты, магнитофонная запись.

 

 

 

Письменные и устные консультации для педагогов и родителей по организации жизни и проведению занятий с ребенком.

 

Картотека упражнений "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением".

Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания. Игровой материал на поддувание. Звуковые символы гласных звуков (буквы). Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.

 

Схемы для модуляции голоса. Картотека упр. "Артикуляционная мимическая гимнастика". Звуковые символы гласных и согласных звуков Практический материал для знакомства с буквой. Слоги.

Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры и упражнения со звукоподражанием", "Игры с движением".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Пальчиковый тренажер".

 

 

16-32

 

 

16-32

 

 

 

 

16-32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16-32

 

 

 

 

 

20-32

 

 

 

 

16-32

2 этап - Работа над словами и простой фразой (2 месяца)

Щадящий общий и речевой режим.

 

 

Релаксация.

 

 

 

 

Речевое дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артикуляция и голосоведение.

 

 

 

 

 

Активизация автоматизированной речи.

 

 

 

Речь и движение.

* Продолжение щадящего общего и речевого режима. Ограничение спонтанной речи (ответы жестом, одним словом, простой фразой).

* Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи.

 

* Постановка диафрагмального речевого дыхания:

-упражнения на слитность и плавность произнесения гласных звуков, эталонов гласных - АОУИ, ЯЮЕЁ,

-называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук, двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно:

1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце),

2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков.

* Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы.

* Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом.

* Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов).

* Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом)

* Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный), дни недели, времена года (в соответствии с возрастом).

* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

* Координация речи и движений в играх и упражнениях.

* Маркировка слогового ритма с помощью упражнения "Ручки" (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях.

Консультирование педагогов и родителей по соблюдению щадящего режима.

Игровые упражнения из разделов картотеки "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением", "Формулы релаксации"

Звуковые символы, буквы, слоговые таблицы. Предметные картинки, игрушки. Минимальный речевой материал в дидактических играх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото артикуляционных укладов, логопедическ. инструментарий. Схемы для интонирования. Предметные, сюжетные картинки, игрушки, лото.

Практический материал для знакомства с буквами: палочки, веревочки, конструктор Книги по обучению дошкольников чтению, слоговые таблицы.

 

Картинки.

 

 

Игры и упражнения из разделов картотеки "Словарная работа", "Словообразование", "Словоизменение", "Предложно-падежное управление".

Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры с ходьбой", "Игры с движениями рук и ног".

 

 

33-63

 

33-63

 

 

 

33-63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33-63

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33-63

 

 

 

 

 

 

64

 

 

II год обучения

1-7

 

 

 

 

 

 

8-20

 

 

 

21-30

 

 

8-30

 

 

8-30

 

 

 

31-32

3 этап - Работа над фразой (8месяцев)

Щадящий режим.

Релаксация.

 

 

 

Речевое дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация развернутой речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь и движение.

 

 

 

 

 

 

Итоговая диагностика

 

 

 

Обследование ребенка.

 

Активизации ранее сформированных умений.

 

 

Переход к спонтанной речи.

 

 

 

 

 

Практика разговорной речи.

 

 

Артикуляция и голосоведение.

 

 

Речь и движение.

 

 

Итоговая диагностика.

 

 

* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости.

* Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи.

* Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок.

* Выработка плавного длительного выдоха при произнесении фраз:

1) простых, состоящих из двух-трех-четырех слов:

-автоматизированные ряды,

-спряжение предложений,

-ответы на вопросы,

2) развернутых, состоящих из нескольких смысловых отрезков:

-ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы,

-ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью,

-стихотворная речь.

* Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен.

* Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков.

* Пересказ.

* Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил:

-описательного рассказа о предмете, игрушке,

-рассказа по картине,

-сюжетного рассказа по серии картин,

-рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения.

* Совершенствование лексико-грамматического строя речи.

* Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение "ручки").

* Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение "Колесо").

* Координация речи и движений в играх и упражнениях.

*Магнитофонная запись речи ребенка

* Оценка эффективности проведенной работы.

 

* Обследование речи, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами и родителями.

* Повторение игр и упражнений с использованием диафрагмально-реберного дыхания; требующих рационального выдоха, правильного голосоведения; нормализующих темп и ритм речи.

* Воспитание свободной эмоциональной речи в инсценировках, драматизации, рассказах по представлению, дидактических и сюжетно-ролевых играх. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги.

* Планирование предстоящей деятельности, рассказ о будущей поделке, рисунке.

* Овладение интонационно выразительной речью во фразе (дид. игры, стихи с диалогами, пересказ по ролям, составление рассказов с прямой речью).

* Закрепление навыков свободного общения в различных жизненных ситуациях: разговоры по телефону, поручения, требующие речевой активности.

* Формирование правильного звукопроизношения, автоматизация звуков во фразовой, разговорной речи.

* Постановка логического ударения при ответах на вопросы, в стихах, монологической речи.

* Развитие языкового анализа и синтеза. Обучение чтению.

 

* Обучение согласованию слова с движением в инсценировках, драматизации, играх и упражнениях.

Использование вспомогательных навыков при произнесении фраз.

* Обследование речи: оценка динамики речевого развития и уровня владения навыками плавной речи.

* Прослушивание магнитофонных записей, сделанных в начале и конце курса занятий; сравнение качества речи.

* Беседа с родителями по вопросу обеспечения наилучшей адаптации ребенка к школе и предупреждению рецидивов заикания.

 

 

 

Игровые упражнения из разделов картотеки: "Мышечная релаксация по представлению", "Формулы релаксации"

Игровые упражнения из картотеки "Развитие речевого дыхания".

Предметные сюжетные картинки, поделки.

Речевой материал: двустишия, четверостишия, стихи, загадки, пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схемы для составления рассказов, тексты для пересказа, серии сюжетных картинок.

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования)

 

 

 

 

Игры и пособия по развитию словаря и лексико-грамматическ. категорий.

Упражнения с мячом и другими предметами для маркировки ритма.

 

 

Магнитофонная запись, рекомендации по сопровождению ребенка для педагогов и родителей.

Диагностический материал, речевые карты.

Знакомые игры и упражнения.

 

 

Литературный материал, театры, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактич.игр "Телефон", "Магазин", "Школа", "Улица города", "Автобус", "Библиотека", "Почта".

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования)

 

 

Поручения, экскурсии.

 

 

 

 

Речевой и наглядный материал для автоматизации и дифференциации звуков.

Игры и пособия по развитию фонематических процессов и обучению чтению.

Театрализованные игры, игры-драматизации.

 

 

 

Диагностический материал.

Магнитофонная запись речи детей.

Рекомендации для родителей по профилактике рецидивов заикания.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Абелева И.Ю. Если ребенок заикается. - М.: Просвещение, 1969.
  2. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. - М.: ООО "Творческий центр СФЕРА", 2005.
  3. Евгенова А.Я. Лечение заикания. - М.: Медицина, 1964.
  4. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л.: Медицина, 1988.
  5. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - СПб.: Издательство "Союз", 2001.