Вопрос о том, как помочь детям с заиканием в условиях логопедического пункта ДОУ, волнует многих логопедов. Существующие технологии работы с заикающимися дошкольниками Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой, И.Г. Выготской, В.И. Селиверстова ориентированы на оказание коррекционной помощи в специальных учреждениях: стационарах, санаториях, логопедических группах. При отсутствии подобных учреждений, дети с заиканием принимаются на логопедический пункт ДОУ. Логопед дошкольного учреждения в соответствии с возрастом ребенка и характером речевого нарушения выстраивает стратегию коррекционной работы.
Познакомившись с разными подходами к преодолению заикания, апробировав множество приемов, мне удалось выработать определенную систему работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ. Представленный перспективный план логопедической работы отражает этапы и последовательность проводимых коррекционных мероприятий.
Особо заинтересуют логопедов-практиков в данной разработке приемы синхронизации речи с движением.
Упражнение "Ручки" [2]. Пальцы рук переплетаются в замок, все слоги в словах сопровождаются поочередным легким нажатием большими пальцами на горизонтально лежащий указательный палец. При нормальном чувстве ритма (отсутствии дизартрии) ребенок легко овладевает этим приемом. В иных случаях требуется предварительная помощь. Взрослый берет руки ребенка в свои руки и большими пальцами поочередно нажимает на ладошки малыша в такт слогового ритма. Сильное нажатие делается в местах смысловых акцентов. В конце фразы выдерживается пауза, она обеспечивает рефлекторную смену речевого выдоха и вдоха. Заикающимся малышам можно несколько раз в день поиграть в "ручки".
Данный прием эффективен в работе над слоговыми цепочками, словом, фразой - обеспечивает плавность и замедленный темп речи. Замедленная речь - это новая для ребенка форма речи, она свободна от заикания.
Упражнение "Колесо" [3]. Перед началом речи ребенок, делая вдох, через стороны поднимает руки над головой, ладонями наружу, слегка касаясь пальчиками. С началом речи руки через стороны медленно опускаются вниз. Данное упражнение позволяет плавно произнести фразу, сделать паузу и рефлекторный вдох. Круговое движение рук является легким, естественным, симметричным движением, гармонично синхронизирующим фразовую речь.
Упражнения "Ручки" и "Колесо" доступны для использования с детьми 3-5 лет, они легко понимаются и принимаются родителями.
Перспективный план логопедических занятий
Режим занятий: 2 индивидуальных (индивидуально-подгрупповых) занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей.
Первый год обучения: 64 занятия.
Задачи первого года обучения:
1) учить расслаблять общую, лицевую, артикуляторную мускулатуру;
2) сформировать диафрагмальное дыхание, отработать длительный равномерный речевой выдох (на звуках, слогах, во фразе);
3) учить мягкой атаке звука и слитному голосоведению, интонационной выразительности;
4) нормализовать ритм речи с помощью опоры на движения рук;
5) формировать правильное звукопроизношение (при необходимости);
6) совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
7) развивать звуко-слоговой анализ и синтез, обучать чтению (аналитико-синтетическим методом).
Второй год обучения: 32 занятия.
Задачи второго года обучения:
1) автоматизировать технику правильной речи: диафрагмальное дыхание, рациональный выдох, плавное голосоведение в различных формах речи и речевых ситуациях;
2) закреплять послоговой ритм на разнообразном речевом материале, достигая ритмичности речи при постепенном уменьшении внешних опор (переходя во внутренний ритм);
3) развивать речь на разных её уровнях - уровне звука (звукопроизношение), слова (словарная работа), предложения, связного высказывания (грамматический строй, связная речь);
4) совершенствовать языковой анализ и синтез, продолжать обучение чтению.
№ занятия | Разделы работы | Содержание работы | Обеспечение коррекционного процесса |
I год обучения 1-3
1-16
4-16
4-16
4-16
4-16 |
1 этап - Работа над дыханием,
артикуляцией, голосом (2 месяца) Обследование ребенка.
Щадящий общий и речевой режим.
Релаксация.
Речевое дыхание.
Артикуляция и голосоведение.
Речь и движение. |
* Сбор анамнестических данных (изучение мед. документации, беседы с родителями). * Обследование речи, моторных функций, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами. * Направление на консультацию к детскому психиатру (невропатологу), психологу. * Установочная беседа с родителями и педагогами по организации щадящего общего и речевого режима (режима молчания). * Расслабление туловища и конечностей по контрасту с напряжением.
* Постановка диафрагмально-реберного дыхания: -без фонации, -с произнесением гласных звуков по одному, по два на плавном выдохе с самоконтролем, -использование минимального речевого материала: звукоподражаний, междометий, слогов. * Развитие артикуляционной моторики нижней челюсти, губ, языка, мимических мышц. * Овладение мягкой голосоподачей, слитным голосоведением, замедленным темпом произнесения гласных звуков, слоговых цепочек.
* Координация речи и движений рук: -выполнение движений в медленном и умеренном темпе за речью взрослого, -включение в ритм движений звукоподражаний и междометий, -обучение маркировке ритма большими пальцами обеих рук (упражнение "Ручки"), -маркировка гласных звуков: двух, трех, четырех; эталона гласных АОУИ (большими пальцами обеих рук - упражнение "ручки").
* Развитие общей и мелкой моторики. |
Диагностический материал, речевые карты, магнитофонная запись.
Письменные и устные консультации для педагогов и родителей по организации жизни и проведению занятий с ребенком.
Картотека упражнений "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением". Наглядные модели для координации носового и ротового дыхания. Игровой материал на поддувание. Звуковые символы гласных звуков (буквы). Картотека упражнений на развитие речевого дыхания.
Схемы для модуляции голоса. Картотека упр. "Артикуляционная мимическая гимнастика". Звуковые символы гласных и согласных звуков Практический материал для знакомства с буквой. Слоги. Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры и упражнения со звукоподражанием", "Игры с движением".
"Пальчиковый тренажер". |
16-32
16-32
16-32
16-32
20-32
16-32 |
2 этап - Работа над словами и простой
фразой (2 месяца) Щадящий общий и речевой режим.
Релаксация.
Речевое дыхание.
Артикуляция и голосоведение.
Активизация автоматизированной речи.
Речь и движение. |
* Продолжение щадящего общего и
речевого режима. Ограничение спонтанной речи
(ответы жестом, одним словом, простой фразой). * Расслабление мышц лица, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением. Внушение состояния покоя, формул правильной речи.
* Постановка диафрагмального речевого дыхания: -упражнения на слитность и плавность произнесения гласных звуков, эталонов гласных - АОУИ, ЯЮЕЁ, -называние предметных картинок с опорой на ударный гласный звук, двух-трехкратное проговаривание слова на одном выдохе слитно: 1) слов-картинок, начинающихся с гласного звука (ударный гласный в начале слова, в середине, в конце), 2) слов-картинок, начинающихся с согласных звуков. * Выработка самоконтроля дыхательных движений груди и диафрагмы. * Подготовка артикуляционных органов к произнесению нарушенных у ребенка звуков, формирование правильного произношения в соответствии с возрастом. * Овладение интонационной выразительностью: вопросительной интонацией, утвердительной, восклицательной (на материале гласных звуков, слоговых рядов, слов). * Развитие звуко-слогового анализа и синтеза. Обучение чтению (аналитико-синтетическим звукобуквенным методом) * Обучение плавному и слитному произношению автоматизированных рядов: прямой счет (обратный), дни недели, времена года (в соответствии с возрастом). * Совершенствование лексико-грамматического строя речи. * Координация речи и движений в играх и упражнениях. * Маркировка слогового ритма с помощью упражнения "Ручки" (цепочки гласных звуков, слогов, слов). Маркировка ритма слов в лексико-грамматических играх и упражнениях. |
Консультирование педагогов и родителей
по соблюдению щадящего режима. Игровые упражнения из разделов картотеки "Мышечная релаксация по контрасту с напряжением", "Формулы релаксации" Звуковые символы, буквы, слоговые таблицы. Предметные картинки, игрушки. Минимальный речевой материал в дидактических играх.
Фото артикуляционных укладов, логопедическ. инструментарий. Схемы для интонирования. Предметные, сюжетные картинки, игрушки, лото. Практический материал для знакомства с буквами: палочки, веревочки, конструктор Книги по обучению дошкольников чтению, слоговые таблицы.
Картинки.
Игры и упражнения из разделов картотеки "Словарная работа", "Словообразование", "Словоизменение", "Предложно-падежное управление". Игровые упражнения из разделов картотеки: "Игры с ходьбой", "Игры с движениями рук и ног". |
33-63
33-63
33-63
33-63
33-63
64
II год обучения 1-7
8-20
21-30
8-30
8-30
31-32 |
3 этап - Работа над фразой (8месяцев) Щадящий режим. Релаксация.
Речевое дыхание.
Активизация развернутой речи.
Речь и движение.
Итоговая диагностика
Обследование ребенка.
Активизации ранее сформированных умений.
Переход к спонтанной речи.
Практика разговорной речи.
Артикуляция и голосоведение.
Речь и движение.
Итоговая диагностика. |
* Соблюдение щадящего речевого режима по мере необходимости. * Снятие мышечного напряжения по контрасту и по представлению. Внушение в состоянии покоя формул правильной речи. * Повторение упражнений с фиксированным выдохом (звук, слог) в виде речевых зарядок. * Выработка плавного длительного выдоха при произнесении фраз: 1) простых, состоящих из двух-трех-четырех слов: -автоматизированные ряды, -спряжение предложений, -ответы на вопросы, 2) развернутых, состоящих из нескольких смысловых отрезков: -ритмизированные двустишия, четверостишия, пословицы, -ответы на вопросы со сложносочинительной и сложноподчинительной связью, -стихотворная речь. * Тренировка в произнесении фраз с паузой, пение детских песен. * Обучение плавному и слитному произношению фраз, состоящих из одного-трех смысловых отрезков. * Пересказ. * Составление коротких рассказов с соблюдением речевых правил: -описательного рассказа о предмете, игрушке, -рассказа по картине, -сюжетного рассказа по серии картин, -рассказа о проделанной деятельности, выполнении поручения. * Совершенствование лексико-грамматического строя речи. * Маркировка слогового ритма речи во фразе (упражнение "ручки"). * Ритмическая организация фразовой речи с помощью круговых движений рук (упражнение "Колесо"). * Координация речи и движений в играх и упражнениях. *Магнитофонная запись речи ребенка * Оценка эффективности проведенной работы.
* Обследование речи, изучение психолого-педагогической характеристики, беседы с педагогами и родителями. * Повторение игр и упражнений с использованием диафрагмально-реберного дыхания; требующих рационального выдоха, правильного голосоведения; нормализующих темп и ритм речи. * Воспитание свободной эмоциональной речи в инсценировках, драматизации, рассказах по представлению, дидактических и сюжетно-ролевых играх. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги. * Планирование предстоящей деятельности, рассказ о будущей поделке, рисунке. * Овладение интонационно выразительной речью во фразе (дид. игры, стихи с диалогами, пересказ по ролям, составление рассказов с прямой речью). * Закрепление навыков свободного общения в различных жизненных ситуациях: разговоры по телефону, поручения, требующие речевой активности. * Формирование правильного звукопроизношения, автоматизация звуков во фразовой, разговорной речи. * Постановка логического ударения при ответах на вопросы, в стихах, монологической речи. * Развитие языкового анализа и синтеза. Обучение чтению.
* Обучение согласованию слова с движением в инсценировках, драматизации, играх и упражнениях. Использование вспомогательных навыков при произнесении фраз. * Обследование речи: оценка динамики речевого развития и уровня владения навыками плавной речи. * Прослушивание магнитофонных записей, сделанных в начале и конце курса занятий; сравнение качества речи. * Беседа с родителями по вопросу обеспечения наилучшей адаптации ребенка к школе и предупреждению рецидивов заикания. |
Игровые упражнения из разделов картотеки: "Мышечная релаксация по представлению", "Формулы релаксации" Игровые упражнения из картотеки "Развитие речевого дыхания". Предметные сюжетные картинки, поделки. Речевой материал: двустишия, четверостишия, стихи, загадки, пословицы.
Схемы для составления рассказов, тексты для пересказа, серии сюжетных картинок. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования)
Игры и пособия по развитию словаря и лексико-грамматическ. категорий. Упражнения с мячом и другими предметами для маркировки ритма.
Магнитофонная запись, рекомендации по сопровождению ребенка для педагогов и родителей. Диагностический материал, речевые карты. Знакомые игры и упражнения.
Литературный материал, театры, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактич.игр "Телефон", "Магазин", "Школа", "Улица города", "Автобус", "Библиотека", "Почта". Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, разные виды конструирования)
Поручения, экскурсии.
Речевой и наглядный материал для автоматизации и дифференциации звуков. Игры и пособия по развитию фонематических процессов и обучению чтению. Театрализованные игры, игры-драматизации.
Диагностический материал. Магнитофонная запись речи детей. Рекомендации для родителей по профилактике рецидивов заикания. |
Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Абелева И.Ю. Если ребенок заикается. - М.: Просвещение, 1969.
- Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей. - М.: ООО "Творческий центр СФЕРА", 2005.
- Евгенова А.Я. Лечение заикания. - М.: Медицина, 1964.
- Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. - Л.: Медицина, 1988.
- Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - СПб.: Издательство "Союз", 2001.