Логарифмический контроль

Разделы: Математика


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: Образовательная цель: обобщение типов и методов решения логарифмических и показательных уравнений и неравенств; подготовка к ЕГЭ.

Воспитательная цель: формирование системного мышления, формирование мотивации к учебному труду.

Развивающая цель: усвоение ведущих идей на основе широкой систематизации, развитие познавательного интереса.

Задачи урока: Закрепить навыки преобразования логарифмических выражений и решения логарифмических неравенств; вспомнить и обобщить способы решения логарифмических неравенств; активизировать познавательную деятельность учащихся; мобилизовать учащихся на осмысление собственной деятельности.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: Учащиеся актуализируют знания по преобразованиям логарифмических выражений, в решении логарифмических неравенств; приобретают навыки грамотного оформления заданий типа С5, закрепляют различные способы решения неравенств.
Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, ноутбуки мобильного класса, проектор, доска.

Подробный конспект урока.

Мотивация учащихся: Так как учащимся в этом учебном году нужно сдавать ЕГЭ, причем класс нацелен добиваться высоких баллов, то учащиеся активно принимают всегда тестовые задания по темам, а особенно важно отработать решение логарифмических неравенств разными способами и задание С5 (правильное оформление и геом. интерпретация)
Ход и содержание урока: Организационный момент. Целеполагание (2 мин.)

Задачи - Проверить работу технического оборудования, подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание деятельности - сообщение темы урока. Мотивирование учащихся к принятию и последующему достижению целей урока. Учащиеся знакомятся с планом урока. Слайд 2.

Актуализация знаний (10 мин.)

Задачи - воспроизвести опорные знания, корректировать допущенные ошибки.

Метод - проверка и оценивание (тестовые задания).

Форма работы - индивидуальная.

Содержание деятельности - повторение основных фактов - тренинг (отработка свойств логарифма и логарифмической функции). Анализ допущенных ошибок. Работа с листком контроля.

Учащиеся работают на персональных ноутбуках. Отвечают на вопросы в специальной программе - проверке тестов (тест 8). Проходят тестирование и получают свой результат (процент выполнения). Слайд 3,4,5. Проводится разбор ошибок. Акцентируется внимание на максимальное получение баллов за тест (процент выполнения)

Проверка домашнего задания (7 мин.)

Задачи - проанализировать различные способы решения логарифмического неравенства. Показать достоинства и недостатки каждого. Обратить внимание на оформление решения.

Метод - репродуктивный.

Форма работы - фронтальная работа с классом.

Содержание деятельности - Несколько учащихся показывают свое решение на доске. Задание для учащихся было дано посильное, и поэтому у детей должна быть уверенность в возможности выполнения.

Решить неравенство несколькими способами:

1 способ:

Ответ: .

Используется правило: Знак разности совпадает со знаком произведения в ОДЗ.

2 способ:

Перейдем к основанию 10 и рассмотрим два случая.

Первая система решений не имеет.

Решением второй системы является промежуток .

Проанализировать различные решения. Обратить внимание учащихся на оформление.

Основной этап (18 мин.). Открытое решение заданий.

Задачи - отработать усвоенный материал на заданиях.

Содержание деятельности - Решение заданий различных по уровню сложности. Анализ допущенных ошибок. Работа с листком контроля.

Учащиеся работают совместно с учителем. Первые 3 задания учащиеся могут решить самостоятельно, однако планирование решения и возможность правильного оформления осуществляется учителем. Относительная новизна каждого задания заостряет внимание учащихся.

Задания 4 и 5 - наиболее сложные. Работать с ними необходимо эвристическим методом. В работе с заданием 1 - 5 используется наглядный метод - символическая наглядность. На слайдах представлены соотношения величин и понятий, зависимость между определенными параметрами. Слайд 6-16.

Подведение итогов урока (5 мин.)

Задачи - подвести итог, акцентировать внимание учащихся на главном. Мобилизовать учащихся на осмысление собственной деятельности на уроке.

Форма работы - индивидуальная.

Содержание деятельности - Подведение итогов урока. Рефлексия - самоанализ и самооценка учеников. Итогом анализа своей деятельности будет заполненная таблица допущенных ошибок и отработка их при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание (3 мин.). Задача - обеспечить понимание значения выполнения домашнего задания для перспектив последующей работы.

Проверка и оценивание ЗУНов: На 2 этапе - преобразование логарифмических выражений, свойств логарифмической функции - тестирование.

На 3 этапе - отработка решения логарифмических неравенств.

На 4 этапе - отработка решений логарифмических неравенств, нахождение суммы членов арифметической прогрессии, делимость чисел, геометрическая интерпретация решения неравенства.

Рефлексия деятельности на уроке: Лист контроля

Допущенные ошибки

Свойства логарифмов

Свойства лог. функции

Решение лог. уравнений

Решение лог. неравенств

Отметка о допущенных ошибках

На каждом этапе урока учащиеся отмечают свои ошибки. Самоанализ и самооценка учащихся отражается в листе контроля. Итогом анализа своей деятельности будет заполненная таблица допущенных ошибок и отработка их при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание: Дома учащиеся могут воспользоваться данной презентацией, еще раз ее проработать, а затем выполнить задание 1 - тест (похожие задания ЕГЭ, часть В) и задание - 2 (усложняющиеся упражнения). В домашних условиях каждый ученик может спокойно, не торопясь, рассмотреть достаточное число частных случаев, вновь обратиться к презентации, самостоятельно прийти к открытиям.
Дополнительная необходимая информация: Данной презентацией могут воспользоваться и учащиеся, которые находятся на больничном. Презентация выложена на сайт Лицея.

В помощь учителю.

Использованные источники и литература (если имеются):
  1. Алгебра и начала анализа: учебное пособие / П. В. Семенов. - М. Мнемозина, 2007. - (ЕГЭ: шаг за шагом).
  2. Занимательная математика / В. С. Кессельман. - М.: астрель, 2008.-с.:ил.
  3. Математика. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ / С. И. Колесникова. - 5-е изд., испр. - М.:Айрис-пресс, 2007.
  4. http://www.mathvaz.ru - Мастерская учителя математики, программа для проверки тестов - TestCheck

Приложение.