Табличные случаи умножения 9 * 2, 9 * 3, 9 * 4. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Продолжить изучение табличного умножения.

Задачи:

  • Познакомить с новыми случаями табличного умножения вида 9х2, 9х3, 9х4 и найти их значение на основе уже известных случаев умножения и способах нахождения их значения.
  • Способствовать развитию логического мышления учащихся, внимания, умения классифицировать объекты, обобщать наблюдать; вычислительных навыков.
  • Формировать познавательный интерес к математике.

Оборудование:

  • Таблица умножения.
  • Карточки с результатами произведений.
  • Плакат “Ломаная”.
  • Житоны (красные, синие).

Литература:

  1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы.- Самара: Корпорация “Фёдоров”, Издательство “Учебная литература”, 2003. -192 с.: ил. - ISBN 5-8407-0094-0
  2. Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Фёдоров”, 2007. - 288 с.
  3. http:// archive. 1September.ru /nsc/2002/31/1.htm Задания по математике: введение в умножение.

Ход урока

Организационный момент.

Математика — королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба ни купишь, рубля на сочтешь,
Что по чем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!

Минутка чистописания.

Пропишите на первой строке цифру 9 пять раз, на второй — шесть раз, на третьей - семь раз.

9 9 9 9 9

9 9 9 9 9 9

9 9 99 9 9 9

Найдите сумму чисел на каждой строке, преобразуя каждую в числовое выражение? Чем похожи все суммы?

- Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых? ( умножением) . Сделайте замену и найдите значение выражений.

9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 х 5 = 45

9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 9 х 6 = 54

9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 63

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать табличное умножение и рассмотрим новые случаи.

Устный счет.

1. По какому признаку можно разбить числовые выражения на 2 группы:

18 + 18 +18 + 18 1. Одинаковые и неодинаковые слагаемые.
25 + 17 + 13 + 35 2. По количеству слагаемых.
9 + 9 + 9 + 9 +9 3. Выражения с двузначными и однозначными
8 + 9+ 2 + 1 + 6 слагаемыми.

- Какие выражения можно заменить другим действием? (18 + 18 +18 + 18 , 9 + 9 + 9 + 9 +9). Каким? Почему?

- Остальные выражения вычислите удобным способом.

2. Сравните:

18 + 18 + 18 + 18 … 18 х 5

25 х 4 + 25 … 25 +25 + 25 + 25

7 х 6 + 7 ….7 х 7

Задачи:

1) Из двух домов навстречу друг другу одновременно вышли два мальчика. Проходя100 м, каждый съедал по одному яблоку. Первый мальчик до встречи съел 3 яблока,а второй 5. Найди расстояние между домами? (800 м)

2) Оля, Вера, Таня и Лена собирали грибы. Оля нашла столько же грибов, сколько Вера, Таня — столько же , сколько Оля, а Лена столько же,сколько Таня Сколько всего грибов нашли мальчики?

- Как дополнить условие, чтобы можно было ответить на вопрос задачи? (например, 4+ 4 + 4 + 4).

Не вычисляя ответьте на вопрос: “ На сколько значение первого произведения меньше второго?”

9 х 4 9 х 3 9 х 2
9 х 5 9 х 5 9 х 5
(на 9) (на 18) (на 27)

- Сегодня на уроке рассмотрим эти случаи табличного умножения.

IV. Изучение темы урока.

1. Работа по учебнику ( с. 129, № 386)

  • Прочтите выражения.
  • Соотнесите их с рисунками.
  • Запишите их в два столбика.
9 х 2 =18 2 х9 = 18
9 х 3 = 27 3 х9 = 27
9 х 4 = 36 4 х9 =36
9 х 5 = 45
9 х 6 = 54
9 х 7 =63

- Как можно найти их значения? (заменить суммой одинаковых слагаемых, использовать уже известные случаи 9 х 5, 9 х 6, 9 х 7).

Допишите эти случаи с результатами.

Перемещаясь снизу вверх значения будут увеличиваться или уменьшаться?

На сколько?

Найдем результаты новых случаев.

Какое видите правило и закон математики? (переместительное свойство умножения).

Новые табличные случаи выделите в рамку.

2. Лабораторная работа № 1.

Вариант 1.

1) Рассмотри числа. Выбери только те, которые являются значениями табличного умножения 9.

29, 63, 34, 45, 30, 54, 21, 36, 26, 63, 35, 22.

2)Замени выбранные значения произведением двух однозначных чисел.

3) Остальные числа запиши в порядке увеличения:

4) На сколько каждое следующее число больше предыдущего?(Используй натуральный ряд чисел).

Вариант 2.

1) Рассмотри числа. Выбери только те, которые являются значениями табличного умножения 9.

27, 38, 54, 31,36, 34, 63, 40, 45, 32, 18, 47, 37, 43.

2) Замени выбранные значения произведением двух однозначных чисел.

3) Остальные числа запиши в порядке убывания.

На сколько каждое следующее число меньше предыдущего?(Используй натуральный ряд чисел).

Самопроверка по доске.

Физминутка.

Закрепление.

1) Работа по учебнику (№ 386, с. 129)

Сравни:

9 х 3... 9 + 9 + 9

9 х 4... 9+ 9 + 9 + 9

9 х 2 ...9 х 3

9 х 4 ...9 х 3

9 х 4 — 9 … 9х 3

9 х 5 + 9 ...9 х 4

9 х 3 + 9 ...9 х 6 — 9

2) (Устно). Какая это геометрическая фигура? (ломаная линия).

- Как найти ее длину?


9 + 9+ 9 + 9 = 36 (см)

9 х 4= 36 ( см)

Задача № 400 ( с 135).

Знакомство с задачей.

- Как ответить на первый вопрос? ( Нельзя ответить, недостаёт одного данного в условии задачи).

- Какого? ( Сколько у мамы было банок).

- На второй вопрос сможем ответить? ( Да) .-Прочтите его? Почему?

- Как изобразим условие задачи ?( с помощью схемы).

Решение запишите самостоятельно. (9 х 3 = 27 (о) )

Ответ: 27 огурцов.

Дифференцированная работа в группах:

Группы с синими житонами (средний уровень) отвечает на вопрос в), группы с красными житонами ( высокий уровень) отвечают на вопрос г). Проверка схем на доске, а решение на слайде презентации.

9 х 7 = 63 ( о.)

Ответ: 63 огурца.

9 х 9 = 9 х 7 + 18 = 81 ( о.)

Ответ: 81 огурец.

Итог урока: - Чему учились на уроке?

Контрольный срез:

Средний уровень Высокий уровень
1.Вычисли: 9 х 2 9 х 3 9 х 3 — 9 9 х 3 + 20
9 х 4 9 х 7 9 х 5 — 9 5 х 9 + 5
9х 6 9 х3 9 х 7 — 9 9 х7- 30
2. Реши задачу: В одной корзине 9 кг яблок.
В одной корзине 9кг яблок. Сколько кг яблок в пяти таких корзинах?
Сколько кг яблок в трёх корзинах?

Домашнее задание: с.174, № 557.