Цель:
- Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
- Формировать умение собирать лекарственные растения в определенные сроки и в определённых местах.
- Развивать экологическое мышление на основе представлений о "царстве" лекарственных растений.
- Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
- Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана, ромашка; засушенные растения.
Ход занятия
Ребята, посмотрите, куда привела нас тропинка? Вы ощущаете аромат? Мы с вами оказались в царстве растений, а каких растений вы узнаете, отгадав загадки и прослушав стихотворения.
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)Красиво выглядит крапива,
А поступает не красиво:
Чем к ней нежнее прикасаются,
Тем хитрая больней кусается.Рос шар бел,
Дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик)Одуванчик золотой
Был красивый молодой,
Не боялся никого,
Даже ветра самого.
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой.
И как только поседел
Вместе с ветром улетел.Нарядные платьица , желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежке,
Если случится тебе простудится:
Привяжется кашель, поднимется жар -
Подвинь к себе кружку в которой дымиться
Слегка горьковатый, душистый отвар.
- Что же это за чудесный цветок? (Ромашка)
- Ребята, а как называются эти растения? Почему они так называются?
Проблемная ситуация
Издавна люди заметили, что больные животные уходят чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Исследовательская деятельность
Посмотрите на это растение ( картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках и называется оно- тысячелистник. Посмотрите на его листья. Теперь вам понятно, почему он так называется? (ответ детей). Да каждый лист состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика ажурные края. Тысячелистник - лекарственное растение. Издавна его использовали для остановки кровотечений, также для улучшения аппетита. Используют у тысячелистника соцветия -корзинку. А чем хорошо лечить, если разобьешь коленки? Зеленым бинтом, который называется:(подорожник). Почему это растение так называется? Да, ребята, мы иногда его топчем. Оно плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелёк с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого так страдают многие другие растения. Подорожник великий путешественник. Известна история его появления. Очень давно европейцы начали заселять новую для них землю- Северную Америку. А с ними и поселился и подорожник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебрался через океан. И там, где проходили европейцы, стал расти. Индейцы дали ему название- "след бледнолицых".
Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе? Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.
Отгадайте. О каком растении говорят, что оно жжет. Правильно это крапива. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Важно и другое, о чем писали очень давно русские врачи. "Берём сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам- она раны вычистит и заживит". В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы; из неё делают бумагу. Да, да из крапивы можно получать бумагу, а также мешковину и верёвки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна. Вспомните сказку Х. Андерсена " Дикие лебеди". Именно из крапивы пришлось сестрицы связать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.
Полезна крапива и бабочкам - адмиралу, павлиньему глазу, крапивнице, гусеницы, которых едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы- кормилицы.
Но почему все-таки крапива обжигает?
На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся- получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву. Одевают перчатки.
А что это за растение?
Отгадайте.
Стоит в поле кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое
Что это такое?
Это ромашка. Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки. Давайте научимся её отличать от другой, которая не кого не лечит, и называется поповником.
Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рассечены и много мелких цветков; у половины- листья цельные, на каждом стебельке один цветок. А если разрезать цветоложе (серединку) ромашки аптечной вдоль, то оно будет полое, в то время как у поповки- нет. Есть еще один признак- запах. Понюхайте, ребята. У ромашки аптечной он отсутствует или неприятный.
Лекарственная ромашка любит солнце - в темных и влажных местах она не растёт.
- А теперь посмотрите на это растение. Кто знает как оно называется? Золотисто- желтые цветочные корзинки, похожие на мягкие кошачьи лапки, обладают удивительной способностью сохранить в засушенном состоянии свой естественный вид и окраску. Именно поэтому растение получило название бессмертник. Эта особенность растения используется для составления "зимних букетов". Бессмертник довольно прихотливое растение, хорошо переносит засуху в наших степных районах. Растение укрыто специальными волосками, надежно защищающими растение от излишнего испарения. (Дети рассматривают растение).
С незапамятных времен растение это в лекарственных целях. Из него изготавливали "грудной чай", рекомендованный при простудах , отвары применялись при укусах бешенных животных, а порошком бессмертника присыпали долго не заживающие раны. Еще бессмертник используют для добывания желтой окраски. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью, повреждающей одежду, ковры, меховые изделия.
- А вот ещё один врачеватель из нашей аптечки- что это за растение определите по запаху.
- Корень валерианы. В переводе с латинского языка "ре" означает "быть здоровым".
Это одно из пахнущих лекарственных растений. На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Ещё царь Петр I повелел выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных " аптекарских огородах". Растет валериана по заболоченным и влажным, иногда засоленным лугам, по берегам водоемов и канав, в зарослях кустарников, на лесных полянах и опушках.
Физминутка.
На берегу стояла ива,
Ветер ветками качал
То налево
То направо,
То листочками играл.
Посчитаем да подумаем.
- Кто соседи аптечной ромашки?
- Какая по счету валериана?
- На котором месте находится бессмертник?
- Сколько лекарственных растений мы "встретили" в нашем крае на этом занятии?
Дополнительные упражнения
"Какого растения не стало?" (На внимание).
Правила сбора лекарственных растений.
- Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
- Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей)
- При сборе цветков часть из них оставляют на растении. Зачем? (ответы детей).
- Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.
Литература
- И.А. Лифшиц "Природы мудрые советы" г. Иркутск ИП "Пируз" 1993г.
- А.А. Ульянова Сборник лекарственных трав. Санкт- Петербург "Весь" 2006г.