Цель:
- Создать условия для введения основных понятий электрической цепи и знакомства с особенностями электрического тока в металлах и электролитах.
- Создать условия для развития умений обобщать, вступать в речевое общение, выражать результаты своей деятельности в письменной форме, внимательности.
- Создать условия для воспитания самостоятельности, воли и настойчивости для достижения конечного результата при выполнении заданий.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, проектор, кристаллическая решетка, источник тока, соединительные провода, лампы, ключ,
План урока
- Орг.момент.
- Повторение материала.
- Изучение нового материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Итог урока.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг.момент. | Проверка готовности учащихся к уроку. | |
2. Повторение. | Учитель физики: Для того чтобы приступить к изучению новой темы нам необходимо повторить изученный материал. Фронтальный опрос учащихся:
|
|
3. Изучение нового материала. | Учитель физики: Сегодня на уроке вы
научитесь собирать электрические цепи, узнаете
какие металлы, проводят электрический ток,
узнаете, что такое электролиты. И тема нашего урока: Электрическая цепь. Электрический ток в металлах и электролитах. Учитель физики: В источнике тока за счет энергии неэлектрического происхождения совершается работа по разделению заряженных частиц. Учитель химии: Какие заряженные частицы вы знаете? Презентация. Слайд 2 Учитель химии: В результате чего происходит образование ионов в кристаллической решетке металла? Учитель химии: От атомов металла легко отрываются электроны, атом частица - электронейтральная, а при отрыве электрона, превращается в положительный заряженный ион, а электроны несут отрицательный заряд, они и заполняют пространство между атомами и ионами кристаллической решетки металла. Слайд 3 Учитель физики: Так как частицы делятся, то возникает электрическое поле, которое обладает энергией, оно и совершает работу. Чтобы ток существовал, необходимо, кроме поля, наличие еще и замкнутой цепи, в которую включаются потребители энергии. Учитель физики: Сейчас вы познакомитесь с элементами электрической цепи. Слайд 4 В простейших случаях электрическая цепь состоит из: А) источника тока; Б) системы соединительных проводов и управляющих устройств; В) потребителя электрической энергии.
Учитель физики: Давайте сейчас попробуем собрать простую электрическую цепь, которая состоит из: источника тока, лампа, которая включается ключом. Учитель физики: Сейчас попробуйте собрать электрическую цепь самостоятельно. Цепь содержит источник тока и две электрические лампы, каждая из которой включена своим выключателем. Учитель физики: Ту цепь, которую вы сейчас собрали, ее можно перенести в тетрадь, т.е. начертить. Давайте попробуем. Учитель физики: Когда к металлическому проводнику присоединяются полюсы источника тока, в проводнике возникает электрическое поле, которое на беспорядочное тепловое движение свободных электронов накладывает направленное движение. Под действием сил электрического поля свободные электроны начинают двигаться, что приводит к появлению электрического тока. Сейчас это вы и пронаблюдаете. Слайд 6 Учитель физики: Самые электропроводные металлы - золото, серебро, медь. Учитель физики: Но не только металлы проводят электрический ток, но и растворы. Сейчас вы посмотрите прохождение электрического тока в растворе иодида калия. Слайд 7 Учитель химии: А вы знаете формулу иодида калия? Учитель химии: Попытайтесь объяснить появление темно-коричневой окраски у анода и окрашивание индикатора у катода в малиновый цвет.
Учитель химии: В водном растворе иодид калия распадается на ионы: К+ и I- (т.к. в этом веществе ионный тип связи). Ионы К+ несут положительный заряд и будут устремляться (под действием электрического поля) к отрицательному катоду, брать от него электроны и восстанавливаться, взаимодействовать с молекулами воды давая щелочь, поэтому индикатор окрашивается в малиновый цвет. Ионы I- несут отрицательный заряд, и под действием электрического поля будут устремляться к положительно заряженному электроду - аноду (отдавать электроны). Так как I с водой почти не взаимодействует, это видно как он образуется по темно-коричневой окраски. Учитель химии: Какой тип кристаллической решетки характерен веществам с ионным типом связи? Вы сейчас посмотрите, как называются вещества, водные растворы, которых проводят электрический ток. Слайд 8 Учитель физики: Как называются вещества растворы или расплавы, которых проводят электрический ток? А как вы назовете вещества расплавы или растворы, которых не проводят электрический ток? Учитель физики: На основании опытов мы с вами можем сделать вывод: Ток в электролитах представляет направленное движение положительных и отрицательных ионов под действием электрического поля. |
Записывают в тетрадь.
Электроны, ионы, протоны. Просмотр фрагмента "Ионы". Отрыв электронов от атомов, образующих кристаллическую решетку.
Просмотр фрагмента "Проводник".
Знакомятся с основными элементами электрической цепи.
Собирают электрическую цепь вместе с учителем.
Собирают самостоятельно электрическую цепь.
Чертят схему в тетради.
Просмотр фильма "Электропроводность металла". Записывают в тетрадь.
Просмотр фильма "Электролиз раствора иодида калия". КI. Иодид калия в воде распадается на ионы калия и иодид - ионы. Ионы калия имея положительный заряд устремляются к отрицательному катоду и способствуют образованию щелочи, поэтому индикатор становится малиновым. Ионы йода движутся к аноду образуя простое вещество йод и пространство вокруг анода окрашивается в коричневый цвет.
Растворы солей, кислот, щелочей.
Просмотр фильма "Электролиты". Электролиты. Не электролиты. Записывают в тетрадь. Записывают в тетрадь. |
4. Обобщение и систематизация знаний. | Закрепление материала проходит в виде выполнения теста. | Самостоятельная работа учащихся. |
5. Подведение итогов и результатов урока. | Вернемся к теме урока и ответим на
вопрос: Какое применение своих знаний вы видите в жизни? Учащимся предлагается поставить галочку около выбранного утверждения. Мне все понравилось____________ Мне ничего не понравилось______ Мне ничего не понятно__________ Мне было интересно____________ Мне было скучно_______________ Мне было легко________________ Мне было трудно_______________ Я узнал много нового____________ Я не узнал ничего нового_________ Домашнее задание: параграфы 33-34 Слайд 9 |
Отвечают на вопрос
Заполняют листы
Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1
Тест по теме: Электрическая цепь. Электрический ток в металлах и электролитах.
1. Электропроводность металлов обуславливается :
- направленным движением электронов;
- беспорядочным движением электронов;
- направленным движением ионов;
2. Электролиты - :
- растворы и сплавы, которые проводят магнитное поле;
- растворы и сплавы, которые проводят электромагнитное поле;
- растворы или сплавы, которые проводят электрический ток;
3. Электрическая цепь состоит:
- источника тока, соединительных проводов, лампочек, потребителя электрической энергии;
- источника тока, звонка, соединительных проводов, потребителя электрической энергии;
- источника тока, системы соединительных проводов и управляющих устройств, потребителя электрической энергии;