Интегрированный урок (физика + химия) "Электрический ток в металлах и электролитах"

Разделы: Физика, Химия


Цель:

  • Создать условия для введения основных понятий электрической цепи и знакомства с особенностями электрического тока в металлах и электролитах.
  • Создать условия для развития умений обобщать, вступать в речевое общение, выражать результаты своей деятельности в письменной форме, внимательности.
  • Создать условия для воспитания самостоятельности, воли и настойчивости для достижения конечного результата при выполнении заданий.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, кристаллическая решетка, источник тока, соединительные провода, лампы, ключ,

План урока

  1. Орг.момент.
  2. Повторение материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Обобщение и систематизация знаний.
  5. Итог урока.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг.момент. Проверка готовности учащихся к уроку.  
2. Повторение. Учитель физики:

Для того чтобы приступить к изучению новой темы нам необходимо повторить изученный материал.

Фронтальный опрос учащихся:

  1. В чем состоит отличие проводников от изоляторов?
  2. Что является причиной направленного движения заряженных частиц?
  3. Какую роль выполняют источники тока?
  4. Что такое электрический ток?
  5. Какие вы знаете источники тока?
  6. Какие процессы происходят при зарядке и разрядке аккумуляторов?
  1. Проводники проводят электрический заряд, а изоляторы нет.
  2. Электрическое поле.
  3. Длительное время поддерживают электрическое поле, для существования электрического тока.
  4. Электрический ток - движение направленных электронов проводимости в металлических проводниках под действием поля.
  5. Гальванические.
    Термоэлемент.
    Фотоэффект.
  6. Чтобы зарядить аккумулятор через него пропускают ток. При прохождении между пластинами и кислотой происходит химическая реакция. И только потом он становится источником тока.
3. Изучение нового материала. Учитель физики: Сегодня на уроке вы научитесь собирать электрические цепи, узнаете какие металлы, проводят электрический ток, узнаете, что такое электролиты.

И тема нашего урока: Электрическая цепь. Электрический ток в металлах и электролитах.

Учитель физики: В источнике тока за счет энергии неэлектрического происхождения совершается работа по разделению заряженных частиц.

Учитель химии: Какие заряженные частицы вы знаете?

Презентация. Слайд 2

Учитель химии: В результате чего происходит образование ионов в кристаллической решетке металла?

Учитель химии: От атомов металла легко отрываются электроны, атом частица - электронейтральная, а при отрыве электрона, превращается в положительный заряженный ион, а электроны несут отрицательный заряд, они и заполняют пространство между атомами и ионами кристаллической решетки металла.

Слайд 3

Учитель физики: Так как частицы делятся, то возникает электрическое поле, которое обладает энергией, оно и совершает работу. Чтобы ток существовал, необходимо, кроме поля, наличие еще и замкнутой цепи, в которую включаются потребители энергии.

Учитель физики: Сейчас вы познакомитесь с элементами электрической цепи.

Слайд 4

В простейших случаях электрическая цепь состоит из:

А) источника тока;

Б) системы соединительных проводов и управляющих устройств;

В) потребителя электрической энергии.

  • Каково назначение источника тока в электрической цепи?
  • Какие источники электрического тока вам известны?
  • Какую электрическую цепь называют замкнутой? Разомкнутой?

Учитель физики: Давайте сейчас попробуем собрать простую электрическую цепь, которая состоит из: источника тока, лампа, которая включается ключом.

Учитель физики: Сейчас попробуйте собрать электрическую цепь самостоятельно. Цепь содержит источник тока и две электрические лампы, каждая из которой включена своим выключателем.

Учитель физики: Ту цепь, которую вы сейчас собрали, ее можно перенести в тетрадь, т.е. начертить. Давайте попробуем.

Учитель физики: Когда к металлическому проводнику присоединяются полюсы источника тока, в проводнике возникает электрическое поле, которое на беспорядочное тепловое движение свободных электронов накладывает направленное движение. Под действием сил электрического поля свободные электроны начинают двигаться, что приводит к появлению электрического тока. Сейчас это вы и пронаблюдаете.

Слайд 6

Учитель физики: Самые электропроводные металлы - золото, серебро, медь.

Учитель физики: Но не только металлы проводят электрический ток, но и растворы. Сейчас вы посмотрите прохождение электрического тока в растворе иодида калия.

Слайд 7

Учитель химии: А вы знаете формулу иодида калия?

Учитель химии: Попытайтесь объяснить появление темно-коричневой окраски у анода и окрашивание индикатора у катода в малиновый цвет.

 

 

 

Учитель химии: В водном растворе иодид калия распадается на ионы: К+ и I- (т.к. в этом веществе ионный тип связи). Ионы К+ несут положительный заряд и будут устремляться (под действием электрического поля) к отрицательному катоду, брать от него электроны и восстанавливаться, взаимодействовать с молекулами воды давая щелочь, поэтому индикатор окрашивается в малиновый цвет.

Ионы I- несут отрицательный заряд, и под действием электрического поля будут устремляться к положительно заряженному электроду - аноду (отдавать электроны). Так как I с водой почти не взаимодействует, это видно как он образуется по темно-коричневой окраски.

Учитель химии: Какой тип кристаллической решетки характерен веществам с ионным типом связи?

Вы сейчас посмотрите, как называются вещества, водные растворы, которых проводят электрический ток.

Слайд 8

Учитель физики: Как называются вещества растворы или расплавы, которых проводят электрический ток? А как вы назовете вещества расплавы или растворы, которых не проводят электрический ток?

Учитель физики: На основании опытов мы с вами можем сделать вывод:

Ток в электролитах представляет направленное движение положительных и отрицательных ионов под действием электрического поля.

 

 

 

Записывают в тетрадь.

 

 

Электроны, ионы, протоны.

Просмотр фрагмента "Ионы".

Отрыв электронов от атомов, образующих кристаллическую решетку.

 

 

 

 

Просмотр фрагмента "Проводник".

 

 

Знакомятся с основными элементами электрической цепи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Собирают электрическую цепь вместе с учителем.

 

Собирают самостоятельно электрическую цепь.

 

Чертят схему в тетради.

 

Просмотр фильма "Электропроводность металла".

Записывают в тетрадь.

 

 

 

Просмотр фильма "Электролиз раствора иодида калия".

КI.

Иодид калия в воде распадается на ионы калия и иодид - ионы. Ионы калия имея положительный заряд устремляются к отрицательному катоду и способствуют образованию щелочи, поэтому индикатор становится малиновым. Ионы йода движутся к аноду образуя простое вещество йод и пространство вокруг анода окрашивается в коричневый цвет.

 

 

 

 

 

 

Растворы солей, кислот, щелочей.

 

Просмотр фильма "Электролиты".

Электролиты.

Не электролиты.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

4. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление материала проходит в виде выполнения теста.

Приложение 1.

Самостоятельная работа учащихся.
5. Подведение итогов и результатов урока. Вернемся к теме урока и ответим на вопрос:

Какое применение своих знаний вы видите в жизни?

Учащимся предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.

Мне все понравилось____________

Мне ничего не понравилось______

Мне ничего не понятно__________

Мне было интересно____________

Мне было скучно_______________

Мне было легко________________

Мне было трудно_______________

Я узнал много нового____________

Я не узнал ничего нового_________

Домашнее задание: параграфы 33-34

Слайд 9

Отвечают на вопрос

 

 

 

Заполняют листы

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1

Тест по теме: Электрическая цепь. Электрический ток в металлах и электролитах.

1. Электропроводность металлов обуславливается :

  1. направленным движением электронов;
  2. беспорядочным движением электронов;
  3. направленным движением ионов;

2. Электролиты - :

  1. растворы и сплавы, которые проводят магнитное поле;
  2. растворы и сплавы, которые проводят электромагнитное поле;
  3. растворы или сплавы, которые проводят электрический ток;

3. Электрическая цепь состоит:

  1. источника тока, соединительных проводов, лампочек, потребителя электрической энергии;
  2. источника тока, звонка, соединительных проводов, потребителя электрической энергии;
  3. источника тока, системы соединительных проводов и управляющих устройств, потребителя электрической энергии;

Приложение 2.