Пояснительная записка
Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
В настоящее время, когда повышение производственной культуры требует высокой эстетизации любого труда, важно уже с младшего школьного возраста развивать у детей высокий художественный вкус.
Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.
Такие задачи могут быть решены в кружках различного профиля.
Настоящая программа нацелена на изготовление учащимися игрушек и моделей простейших технических объектов.
Цель данной программы – развитие творческой самостоятельности, фантазии учащихся, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности, помочь детям уже в этом возрасте определить будущее свое увлечение, а может быть, и профессию.
Основные задачи, которые решаются при этом:
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, развитие мелкой моторики рук;
- овладение практическими способностями планирования, организации и объективной оценки своей работы, опытом создания изделия;
- закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на уроках;
- развитие образного, пространственного воображения, художественного вкуса, творческих и конструкторских способностей, пробуждения желания творить самостоятельно;
- воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, культуры труда, уважительного отношения к человеку труда и результатам труда, умения работать в коллективе, принимать на себя различные роли, совместно трудиться над поставленной задачей.
На занятиях учащиеся приучаются к алгоритму трудовой деятельности: анализируют конструкцию изделия, планируют технологию его изготовления, осознанно готовят рабочее место, вырабатывают ритм практической деятельности, организованно завершают урок.
Педагогические принципы программы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и общего развития личности;
- доброжелательный психологический климат на занятиях, целенаправленность деятельности педагога и воспитанника;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятия и эффективности их применения;
- сочетание репродуктивного и творческого начал в реализации программы;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 144 часа (2 занятия по 2 часа в неделю).
Группы формируются из учащихся первых классов. Количество детей в группе –
15-20 человек.
В процессе обучения определяются наклонности и возможности ребят, происходит переход в профильные кружки.
Основной формой работы в объединении является занятие. Программа предусматривает как обучающий, где в процессе познания происходит накопление знаний и умений, так и развивающий характер занятий, где включаются эмоции, воля, разум учащихся, осмысление своих действий. Содержание каждого занятия содействует развитию умения сравнивать, анализировать, выделять главное, развивать настойчивость.
Форма занятий предусматривает как фронтальную, так и индивидуальную работу. Объяснение педагога относится ко всем учащимся и воспринимается ими одновременно. При выполнении работы можно избрать индивидуальную форму, т. к. дети этого возраста требуют большего внимания. Занятие проводится целиком и группой, не разбивая группу по звеньям.
Каждое занятие состоит из теоретической и практической части. Преподавание нового материала проводится в форме бесед, инструктажей, демонстраций. Для закрепления теоретического материала применяется метод фронтального опроса. Практическая работа занимает большую часть занятия, где педагог осуществляет контроль за работой каждого ученика, оказывает детям индивидуальную помощь.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности;
- уровень творческой деятельности (репродуктивной, частично продуктивной, продуктивной), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Работа с бумагой, картоном и различными материалами имеет большое значение для всестороннего развития детей: ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
Значительное место отведено в программе изучению основ графической грамоты, простейших правил дизайна, приобретению навыка работы с чертежными и измерительными инструментами, умению подбирать нужный цвет, форму, размеры изделий.
Первые предлагаемые игрушки должны быть рассчитаны на одно занятие. По мере возрастания их сложности количество часов, затрачиваемых на изготовление игрушки, может быть увеличено вдвое.
В конце работы важно подвести итог, отметить лучшие поделки, подбодрить ребят, изделия которых выполнены пока не совсем качественно. При этом необходимо прививать детям навыки самостоятельного суждения и умения доказательно аргументировать свои оценки.
Изготовление моделей из бумаги и картона лучше чередовать с изготовлением игрушек из других материалов. Однообразная деятельность не только быстро утомляет младших школьников, она способна убить у ребят интерес к начатому делу.
Перед началом новой темы руководителю желательно изготовить образец изделия, к которому приступают ребята, так как готовый образец, точно и красочно выполненный обладает большей убедительной силой и доступней для понимания, чем любой чертеж, эскиз, рисунок или словесное описание. <Приложение 1>
В рамках отведенного учебного времени педагог может использовать часть занятия для проведения экскурсий на природу для сбора семян, плодов, листьев и других растительных материалов и в другие объединения для обобщения представлений детей о разновидностях рабочих мест, инструментов, изделий.
Виды и формы контроля и подведения итогов.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года. Для знакомства используется анкетирование, тесты, беседы с детьми и родителями и т. п.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии – важно подвести итог, отметить лучшие работы, подбодрить ребят, изделия которых выполнены пока не совсем качественно.
Работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;
- степень самостоятельности.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятии, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
По окончании изучения разделов проводится проверка усвоения материала предыдущих занятий.
Формы проверки могут быть различными: диагностические тесты, игры, самостоятельная работа, соревнование, выставка, творческая работа и т.п.
Итоговый контроль – в конце учебного года. По итогам обучения за учебный год проводится итоговое занятие, на котором каждый обучаемый представляет свою учебную работу по одному из разделов программы. Такой подход позволяет каждому ребенку проявить свои способности наиболее ярко в том виде деятельности, который ему ближе.
Воспитательная работа.
В программу заложены воспитательные мероприятия. Воспитательная работа – это сфера наибольшего благоприятствования для развития работы с учащимися и воспитанниками. В процессе организованного воспитательного процесса учащиеся овладевают разными ролями в сотрудничестве со сверстниками, педагогами, увеличивая тем самым свой арсенал познавательных стратегий, приобретают различные формы познавательной и коммуникативной деятельности, что приводит к более эффективной самореализации учащихся и сохранению их индивидуальности.
Работа с родителями.
Цель этой работы – расширение и укрепление связей с родителями, вовлечение родителей в процесс обучения.
Формы работы с родителями:
– индивидуальная работа с родителями
– для совместного поиска педагогически
оправданных методов и средств воспитания
учащихся, консультации, беседы.
– с коллективом родителей – родительские
собрания, круглые столы, информация об успехах
воспитанников, требованиях, предъявляемых
педагогом к учащимся и т.д.
Прогнозируя результаты реализации данной программы, к концу учебного года
учащиеся должны научиться:
- соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасного труда;
- экономить материал;
- рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом
- правильно использовать инструменты, применяемые при работе в объединении;
- производить сборку моделей при помощи “щелевых замков”, проволоки, клея;
- подбирать необходимый материал и инструменты, нужные для данной работы;
- выполнять простейшие модели по чертежам и схемам.
Учебно-тематический план
№ занятия | Название темы | Количество часов | ||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. | Вводное занятие. Материалы и инструменты | 2 |
1 |
1 |
2. | Игрушки из природного материала | 10 |
3 |
7 |
3. | Складные игрушки (оригами) | 16 |
4 |
12 |
4. | Игрушки из бумаги и картона | 36 |
9 |
27 |
5. | Игрушки из бисера | 36 |
9 |
27 |
6. | Мягкая игрушка | 8 |
2 |
6 |
7. | Игрушки из пластилина | 16 |
4 |
12 |
8. | Вторая жизнь вещей | 8 |
2 |
6 |
9. | Итоговое занятие | 2 |
2 |
- |
10. | Воспитательная работа | 10 |
- |
10 |
ВСЕГО | 144 |
36 |
108 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Вводное занятие. Материалы и инструменты
Всего 2 часа. Теория – 1 час. Практика – 1 час.
Порядок и содержание работы объединения. Показ готовых поделок. Виды бумаги и картона. Демонстрация образцов материалов, применяемых на занятиях объединения (пластилин, бумага, картон, ткань, природный материал, бисер). Приемы работы с бумагой и картоном (разметка, складывание, резание, склеивание). Инструменты для разметки и обработки изделий (линейка, угольник, карандаш, ножницы, кисти и т.д.), их назначение и правила безопасной работы.
Практическая работа: Изготовление моделей лодочки, катамарана, осьминога.
II. Игрушки из природного материала
Всего 10 часов. Теория – 3 час. Практика – 7 час.
Приемы выполнения поделок из природного материала. Способы соединения деталей. Начальные основы композиции. Понятие о форме, цвете. Приемы отделочных работ.
Практическая работа: изготовление объемных игрушек, а также декоративных панно из природного материала.
III. Складные игрушки (оригами)
Всего 16 часов. Теория – 4 час. Практика – 12 час.
Материалы и инструменты, Сорта бумаги. Организация рабочего места. Техника оригами. Условные знаки, обозначения и схемы. Международные условные обозначения. Авторские права. Базовая фигура (форма).
Практическая работа: изготовление игрушек, игр, движущихся моделей оригами и т п.
IV. Игрушки из бумаги и картона
Всего 36 часов. Теория – 9 час. Практика – 27 час.
Беседа о технике безопасности при работе с ножницами и шилом. Сгибание и складывание бумаги. Правила резания ножницами (по прямой, кривой и вырезывание отверстий), фальцевание линий сгиба. Прокалывание отверстий шилом. Способы соединения деталей технических поделок из бумаги и картона. Подвижные и неподвижные соединения (клей, заклепка). Художественное оформление изделий из бумаги и картона с применением красок (акварель, гуашь), карандашей и фломастеров. Аппликация. Цветовые сочетания.
Практическая работа: Изготовление игрушек и сувениров к праздничным дням (снежинки, елочные украшения, фонарики, корзиночки, гирлянды, игрушки-дергунчики, силуэтные игрушки – сказочные зверюшки), а также изготовление макетов простейших технических объектов.
V. Игрушки из бисера
Всего 36 часов. Теория – 9 час. Практика – 27 час.
Материалы и инструменты, применяемые при работе с бисером. Азбука бисероплетения. Выполнение игрушек из бисера по схемам.
Практическая работа: Изготовление игрушек: пирамидка, змейка, зайчик, мышка, тигренок и т.п.
VI. Мягкая игрушка
Всего 8 часов. Теория – 2 час. Практика – 6 час.
Из истории народной игрушки. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки. Объемная игрушка (мягкая).
Практическая работа: Выкройка, шаблоны (понятие, назначение, правила применения). Подбор лоскутков по цвету и рисунку для выполнения игрушки. Расположение, раскрой, сметка, соединение деталей, художественное оформление изделий: мяч, игрушки-смешарики и т.п.
VII. Игрушки из пластилина
Всего 16 часов. Теория – 4 час. Практика – 12 час.
Изготовление базовых элементов. Смешивание.
Практическая работа: Изготовление объемных игрушек: удавчик, белый гриб, черепаха и т. п.
VIII. Вторая жизнь вещей
Всего 8 часов. Теория – 2 час. Практика – 6 час.
Способы обработки различных материалов. Способы соединения деталей из разнородных материалов. Приемы отделочных работ.
Практическая работа: Игрушки из алюминиевой фольги и из футляров от киндер-сюрпризов.
IX. Итоговое занятие
Всего 2 часа. Теория – 2 час.
Подведение итогов работы за год. Поощрение наиболее активных учащихся, авторов наиболее интересных работ.
X. Воспитательная работа
Всего 10 часов
Выставки, праздники, дни открытых дверей, мастер-классы, экскурсии, беседы.
Литература
- Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Москва, 1992.
- Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. М.: Просвещение, 1984.
- Барта Ч. 200 моделей для умелых рук. СПб.: Сфинкс, 1997.
- Основы художественного конструирования из бумаги. Сост. Копцев В.П. – Москва, 1988.
- Копцев В.П. Основы художественного конструирования из бумаги. М., 1988.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992.
- Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами в вашем доме. М.: Легпромбытиздат, 1994.
- Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей. М.: Просвещение, 1993.
- Самоделки из бумаги: доступно и просто. 50 моделей Роберта Нила. М.: Дрофа, 1995.
- Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. Ярославль: Академия развития, 1999.
- Долженко Г.И.“100 оригами”. Ярославль: Академия холдинг, 2003.
- Жадько Е.Г. Шешко Н.Б. Игрушки своими бумаги. Ростов-на-Д.:, Феникс, 2004.
- Рябченко А.М. Рекомендации разработчикам и экспертам программ дополнительного образования. г. Ростов-на-Дону, 1997.
- Шухова С. “Поделки из всякой всячины”. М.: Айрис-пресс, 2005.
- Бельтюкова Н.Б., Петров С.К., Кард В.А. “Учимся лепить”. М.: Эксмо, 2003.
- Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М., Просвещение, 1992.
- Давыдоова Г.Н. Поделки из бросовых материалов. М.: Скрипторий, 2006.
- Антонова М.Р. Лепим, клеим, вырезаем... М.: Эксмо, 2006.
- Большая энциклопедия поделок. М.: Росмэн -Пресс, 2005.
- Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. СПб.: Литера, 2001.