Интегрированный урок (изобразительное искусство + музыка) по теме "В гостях у народных умельцев". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Провести путешествие по местам художественных промыслов с опорой на выставку. Освоить этапы росписи изделия. Показать связь устного, музыкального фольклора, воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству. Познакомить со сказом о Хохломе.

Оборудование урока: Учебные таблицы, готовые изделия хохломской росписи, заготовки под роспись. Для учеников – акварель, кисти, баночки с водой, палитра, тряпочки, подставка для кистей.

Ход урока

Учитель начальных классов: Народное декоративно-прикладное искусство результат творчества многих поколений мастеров.

Россия-это страна лесов, полей, голубых рек и озер. Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, когда шла полевая страда (пахота, сев, сенокос, уборка урожая), то все люди были заняты. А вот с наступлением осени.

(Осенняя песенка)

Учитель музыки: А поздней осенью и зимой длинными вечерами женщины ткали, пряли ткани, шили, вышивали. Мужчины занимались изготовлением глиняной посуды и деревянной, росписью и чеканкой, плетением из лозы.

(Песня “Пряха” в обработке С. Погребова)

Учитель начальных классов: Так родились народные промыслы. А так как мастерство передавалось от отца к сыну, то часто оно становилось семейным промыслом.

Народные промыслы сохранились до наших дней, они составляют культуру нашего народа. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза-это материалы, из которых народные умельцы изготавливают произведения искусства.

Учитель музыки: Но не только делали предметы быта, но и музыкальные инструменты. Их в мире столько, что никто до сих пор не смог назвать их точное число. Но некоторые мы с вами знаем:

  1. Трещотка (шумовой инструмент);
  2. Балалайка (струнный инструмент);
  3. Гармошка;
  4. Свирель;
  5. Бубен (ударный);
  6. Дудочка.

Мы сегодня поговорим о ложках. В древности на Руси крестьяне в основном пользовались деревянной или глиняной посудой, и нередко все, что оказывалось под рукой, становилось музыкальным инструментом. Неизвестно, кто первым попробовал играть на деревянных ложках, но как здорово было придумано! Давно было замечено, что у всякого дерева есть свой голос. Самые “музыкальные, звонкие” ложки получаются из клена. Играют обычно тремя или пятью ложками. Например, две ложки зажимают между пальцами левой руки, а третью держат правой, и этой ложкой бьют скользящим движением по двум другим. Иногда к ложкам приделывали бубенчики. Веселое пощелкивание ложек и звон бубенчиков когда-то сопровождали лихой перепляс на народных гуляньях.

Учитель начальных классов: Мы говорим “декоративное” от слова “декор” – украшение. Мы говорим “прикладное” это потому, что приложено к предметам нашей жизни (мебели, посуде, швейным изделиям). Искусство, о котором мы говорим, изначально формировалось в народной среде, как изготовление необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи профессиональным художником, кузнецом, гончаром. Эта посуда, ковры, одежда, обувь, сумки, скатерти, корзины и много других предметов быта.

– А какие предметы народных умельцев у вас есть дома?

– Ребята посмотрите на посуду. Предметы, какой росписи вы узнали? (Хохлома)

– Да это предметы хохломской росписи.

Время и место возникновения хохломской росписи никому не известно. Предполагают, что в 17 веке в деревнях на берегу Волги Большие и Малые Безлели, Макушино, Шабаши, Глибино крестьяне вытачивали и расписывали деревянную посуду и везли ее для продажи в село Хохлома, где был базар. Отсюда и пошло название “Хохломская роспись”. Давайте вспомним элементы хохломской росписи:

В хохломской росписи используют три, каких основных цвета? (красный, черный, золотой) Вспомогательными являются, какие цвета? (зеленый и желтый)

– Как наносится роспись? (без предварительной разметки).

– Какими красками рисуем травку? (красной или черной краской на золотом фоне) Ягодки, ребята, расположены вокруг стебелька. В росписи есть еще Кудрины? Что это за узор? (узоры с завитками)

– Ребята, а вы хотите стать народными умельцами? Тогда попробуем выполнить роспись на подготовленных ложках.

– Подготовим рабочее место (краски, палитра, тряпочка, вода, палочки). Приступим к работе.

– Ребята, а у вас на столах есть подсказки, расписные ложки. Но вы можете создать свою роспись и узор.

– Какой кисточкой будем рисовать стебелек, завитки, Кудрины? (тоненькой кисточкой, а еще тоненькой палочкой в старину рисовали).

– Каким методом мы будем рисовать ягодки? (Тычка)

(Дети приступают к работе)

Учитель музыки: А сейчас вы работаете и послушаете, как звучат ложки и некоторые инструменты. (Выступление ложкарей 2 минуты)

Вы сейчас слушали оркестр русских народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева – русский музыкант, виртуоз на балалайке, организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Он свободно владел скрипкой, изучал русское народное творчество, играл на различных народных инструментах (балалайке, гармошке, свирели, жалейке).

Оркестр русских народных инструментов был подлинным открытием в мире музыки.

Учитель начальных классов: Я хочу вам поведать сказ о хохломе. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы недовольный церковными нововведениями патриарха Никона и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные изделия, да писать иконы. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиняться Андрей и сжег себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство.

Искрами изошел, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

У хохломы два центра г. Семенов и село Каверино.

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте покажем, какие у вас получились ложки? Молодцы!

Но красивая хохломская роспись встречается и сегодня. Посмотрите, как расписали художники предметы современной жизни (компьютер, мышь, стулья, гантели, машину) Приятно видеть такие красивые вещи у себя дома.

И сегодня мастерицы выполняют роспись предметов, чтобы этой красотой любовались другие люди. Скажем спасибо хохломе:

Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!