Цель: познакомить с животным миром Сибири, приспособлением животных к жизни в Сибири; показать бедность видов животных в Сибири, малую скорость их воспроизводства.
Оборудование: картинки, рисунки, фотографии, таблицы, творческие работы, карта мира.
Организация урока: группы по 3 – 4 человека.
Приёмы технологии развития критического мышления: сочинение синквейна, маркировка текста, составление кластера.
План урока:
стадия вызова – постановка познавательной задачи, сочинение синквейна по теме, составление кластера;
стадия осмысления – работа с текстами в группах по заданным направлениям, маркировка текстов, сообщение новой информации, постановка вопросов по содержанию текста;
стадия осмысления – исправление и дополнение кластеров, составление загадки – миниатюры.
Содержание урока:
I. Урок начинается с определения темы.
Группы получают задание: собрать из отдельных частей картинку животного (пазлы).
– Если вы правильно соберёте картинку, то узнаете тему нашего урока.
– Сегодня на уроке вы услышите много интересного о животных, обитающих в Сибири.
II. Стадия вызова.
– Я предлагаю сочинить синквейн на тему “Животные”. Представление работ.
Синквейн (фр. пятистишие)
1 строка – название стихотворения, тема – обычно имя существительное.
2 строка – описание темы: 2 прилагательных.
3 строка – действие: 3 глагола, относящихся к теме.
4 строка – чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.
5 строка – повторение сути: “синоним” 1 строки – имя существительное.
Животное.
Красивое, большое.
Летает, рычит, кусает.
Животных очень много вокруг.
Жизнь!
– Вспомните всё, что вы знаете о животных Сибири.
(Дети работают в группе, затем представитель группы сообщает, что они знают по данной теме. Можно дополнять и другим группам).
III. Стадия осмысления.1) Индивидуальная работа с текстом. Каждому раздаётся текст. Дети читают текст и делают на полях пометки:
V– уже знал эти сведения;
+ – новая для меня информация;
? – это мне непонятно, возник вопрос;
-– – думал иначе.
Животные Сибири.
Животный мир Сибири состоит из представителей различных групп позвоночных и беспозвоночных животных, связанных в своей жизни с разнообразными насекомыми и водными местами обитания.
Сибирь открыта для проникновения в неё наземных животных со всех четырёх сторон света и для водных – с севера и отчасти с юга.
В северных районах Сибири мир позвоночных представляют:
– копытные – дикий и домашний северный олень, лось;
– хищники – росомаха, бурый медведь, рысь, волк, лисица.
В лесах обитают: соболь, белка, горностай, заяц-беляк, колонок, белка-летяга, бурундук, ласка, песец. По берегам рек – выдра, водяная крыса.
Орнитологи (специалисты по изучению птиц и их расселению) Томской области насчитали 148 видов птиц – прилётных, 19 видов – перелётных, 25 видов – залётных, 49 осёдлых, 2 вида зимующих и негнездящихся, 4 сетующих и негнездящихся.
В тайге обитают многие хищные птицы: орёл-беркут, подорлик, орлан-белохвост, лесной сарыч, ястреб-тетеревятник, сокол-сапсан, филин, ушастая и ястребиная совы, сыч мохноногий. Широко распространены куриные – глухарь, тетерев, рябчик, куропатка. Воробьиные птицы представлены большим количеством зерноядных и насекомоядных: кедровка, ронжа, рыжеголовая сойка, снегирь, щегол, дятел, синица, поползень, дрозд. С реками, озёрами связаны водоплавающие птицы: утка, шилохвост, широконоска, чирки, красноголовый нырок, гусь, лебедь, лысуха. Весной и осенью количество этих птиц увеличивается в связи с остановкой на водоёмах Сибири во время перелётов.
Тайга бедна пресмыкающимися и земноводными. Ближе к югу Сибири можно встретить ядовитую гадюку, обыкновенного ужа, ящериц, сибирскую лягушку, зелёную жабу, сибирского углозуба и обыкновенного тритона.
В реках и озёрах Сибири много рыбы, около 30 видов. Только в озёрах и прудах живут карась и линь. Только в реках – нельма, муксун, осётр, стерлядь, а такие рыбы, как чебак, язь, окунь, щука, встречаются в реках и озёрах.
Таково многообразие животного мира Сибири!
(Текст составлен по материалам научно-популярных статей)
2) Фронтальный опрос
– Какие у вас возникли вопросы?
(Учим детей чётко формулировать вопрос. На простые вопросы ответ находим, снова обращаясь к тексту. Ответы на сложные вопросы ищем в дополнительной литературе и рассматриваем на следующем уроке).
– Что нового вы узнали о животных Сибири?
– О чём вы думали по – другому?
– С какими сведениями вы не согласны и почему?
3) Работа с картой.
Сибирь состоит из нескольких регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Северо – Восточная Сибирь, Дальний Восток. Границы Сибири – Урал, Северный Ледовитый океан, Енисей, Алтай.
Практическая работа с картой: показ территории Сибири, её рек, озёр, гор. Сначала показывает учитель, сопровождая свой показ объяснительным рассказом, затем это делают представители групп.
IV. Стадии рефлексии.
Исправление кластера, его дополнение. (см. приложение 1)
– Где мы ошиблись? Какие сведения можно добавить в кластер?
(Кластер исправляется в группах и на доске).
2) Составление загадки – миниатюры.
Послушайте рассказ – загадку, определите, о какой птичке идёт речь.
Держатся стайками, хотя часто ссорятся, даже дерутся во время гнездования. Гнездо – это кучка соломинок, сухих травинок, пёрышек, тряпочек. Питаются семенами сорных растений и зерновых культур, отбросами пищи человека. Птенцов выводят за лето до 3 раз, выкармливают их гусеницами бабочек, личинками мух и жуков. Этим приносят большую пользу. (Воробьи).
– Что интересного узнали о воробьях?
Загадка – миниатюра.
Летает, кормится. Сядет, обследует: стучит, вытаскивает, добывает, выколачивает. Помогает – лечит! (Дятел).
– Прочтите вступление, основную часть, заключение.
– Попробуйте сами сочинить свои загадки – миниатюры о животных Сибири.
Соблюдайте следующие условия:
- Сочинение должно быть загадкой.
- Миниатюра.
- Все слова – одна часть речи: глаголы или прилагательные.
- Выделите части: вступление, основную часть, заключение.
– Кто больше сочинит и лучше оформит свои сочинения – войдёт в “книгу рекордов класса” (“Большая книга маленьких рекордов”)
3) Оцените свою работу, работу группы.
– Какая работа вам понравилась?
– Где было трудно работать и почему?
– Чем запомнился урок?
– Что он в вас затронул?