Цель урока: знакомство с традициями проведения семейных праздников в разных религиозных культурах.
Задачи урока:
- познакомить с этикетными правилами, распространенными в разных религиозных культурах;
- воспитывать чувство терпимости и уважения к традициям людей разных религиозных концессий;
- учить создавать презентации и выступать с сообщениями.
Форма: “Гостевание”, театрализованная игра “Приходите в гости к нам”.
Участники: обучающиеся, их родители, учителя.
Оборудование: костюмы, буклеты, календари, национальные мелодии.
Ход занятия
I. Вступительное слова учителя
(музыкальное сопровождение Приложение 1)– особый день – окончание изучения курса, который познакомил с основами мировых религиозных культур.
Россия – многонациональное государство, где проживают люди, принадлежащие к разным религиозным культурам. У представителей этих культур свои традиции, обряды, праздники, которым они следуют и которые соблюдают. С некоторыми из них мы сегодня вас познакомим, а именно с семейными праздниками мусульман, иудеев, буддистов и христиан.
II. Слайдовая презентация
(Приложение 3) четырех проектов по теме “Семейные праздники в жизни представителей разных религиозных культур” (выступление детей в национальных костюмах). Приложение 21. Шаббат – праздник субботы – семейный праздник правоверных иудеев:
– главные праздники иудаизма;
– праздничные обряды субботы;
– праздничный стол в субботу;
– любимые игры евреев.
2. Сагаалган (Шагаа) – буддийский Новый год:
– главные праздники буддизма;
– празднование Нового года у бурятов и тувинцев
(важнейшие обряды);
– взаимоотношение взрослых и детей во время
поздравлений и гостеваний;
– праздничные игры и развлечения.
3. Навруз – праздник весеннего равноденствия у мусульман:
– главные праздники ислама;
– Навруз – праздник цветов, весны,
гостеприимства в мусульманской семье;
– этикетные правила во время проведения
праздника, сервировка праздничного стола.
4. Именины (день Ангела) – праздник духовного рождения у христиан:
– главные праздники христиан;
– традиции празднования именин в России;
– этикетные правила приглашения на именины,
одаривания именинника, приема гостей;
– главные угощения именинного стола.
III. Праздничная трапеза
за общим столом, накрытым постепенно во время выступления детей, которые представили главные праздничные угощения:- обязательное еврейское угощение в Шаббат – две халы, приготовленные по специальной рецептуре;
- традиционное угощение буддистов – бурятские позы;
- любимое угощение мусульман – плов;
- щедрые угощения православных христиан – именинный пирог, пирожки с разной начинкой, праздничный торт.
(На столе находятся зеркало, два подсвечника со свечами, фрукты, конфеты, чай).
IV. Игровая программа.
1. Игра, популярная у иудеев:
- “Еврейский вопрос” (проводят Полозков С. и Минин А.).
2. Игры тувинцев:
- “конкурс едоков” (кто быстрее и больше съест пельменей);
- “борьба “Хуреш”;
- “скачки на лошадях” (проводит Ромашина Н.).
3. Игры калмыков:
- “метание в цель” (проводит Овчинников В.).
4. Любимые русские игры:
- “пирожок”;
- “дозор”;
- “странствующие лягушата” (проводит Ильина А.).
5. Игры, распространенные у мусульман:
- “турецкие пятнашки”
V. Подведение итогов занятия.
1. “Одаривание” памятными сувенирами гостей и участников праздника:
а) восточные сласти;
б) гороскоп-календарь на 2011 год;
в) календарь христианских праздников на 2010-2020 гг.
г) буклет “Именной календарь”.
2. Коллективное исполнение песен о дружбе и школе:
- “Вместе весело шагать…”
- “Голубой вагон”
- “Лучшая из школ”
3. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
Когда в стране совершаются преступления на религиозной почве (например, события в Карачаево-Черкесии, где сожгли три храма: 2 православных и 1 баптистскую церковь), мы должны понимать: чтобы такого не происходило, надо быть веротерпимым.
Что же необходимо, чтобы представители разных религиозных культур жили в мире и согласии?
(Дети предлагают варианты ответов: заполняют лепестки “ромашки дружбы”, помещают на стенде, школьной доске):
- Дружить и любить друг друга.
- Не устраивать войн и терактов.
- Идти на компромиссы.
- Соблюдать правила.
- Любовь, мир, поддержка.
- Не убий, не предавай, не обзывай.
- Не мешать жить.
- Жить по заповедям.
- Понимать и уважать чужую веру, культуру.