Разработка итогового занятия курса ОРКСЭ в 5-м классе по теме "Праздник в каждом доме"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: знакомство с традициями проведения семейных праздников в разных религиозных культурах.

Задачи урока:

  • познакомить с этикетными правилами, распространенными в разных религиозных культурах;
  • воспитывать чувство терпимости и уважения к традициям людей разных религиозных концессий;
  • учить создавать презентации и выступать с сообщениями.

Форма: “Гостевание”, театрализованная игра “Приходите в гости к нам”.

Участники: обучающиеся, их родители, учителя.

Оборудование: костюмы, буклеты, календари, национальные мелодии.

Ход занятия

I. Вступительное слова учителя (музыкальное сопровождение Приложение 1)

– особый день – окончание изучения курса, который познакомил с основами мировых религиозных культур.

Россия – многонациональное государство, где проживают люди, принадлежащие к разным религиозным культурам. У представителей этих культур свои традиции, обряды, праздники, которым они следуют и которые соблюдают. С некоторыми из них мы сегодня вас познакомим, а именно с семейными праздниками мусульман, иудеев, буддистов и христиан.

II. Слайдовая презентация (Приложение 3) четырех проектов по теме “Семейные праздники в жизни представителей разных религиозных культур” (выступление детей в национальных костюмах). Приложение 2

1. Шаббат – праздник субботы – семейный праздник правоверных иудеев:

– главные праздники иудаизма;
– праздничные обряды субботы;
– праздничный стол в субботу;
– любимые игры евреев.

2. Сагаалган (Шагаа) – буддийский Новый год:

– главные праздники буддизма;
– празднование Нового года у бурятов и тувинцев (важнейшие обряды);
– взаимоотношение взрослых и детей во время поздравлений и гостеваний;
– праздничные игры и развлечения.

3. Навруз – праздник весеннего равноденствия у мусульман:

– главные праздники ислама;
– Навруз – праздник цветов, весны, гостеприимства в мусульманской семье;
– этикетные правила во время проведения праздника, сервировка праздничного стола.

4. Именины (день Ангела) – праздник духовного рождения у христиан:

– главные праздники христиан;
– традиции празднования именин в России;
– этикетные правила приглашения на именины, одаривания именинника, приема гостей;
– главные угощения именинного стола.

III. Праздничная трапеза за общим столом, накрытым постепенно во время выступления детей, которые представили главные праздничные угощения:

  • обязательное еврейское угощение в Шаббат – две халы, приготовленные по специальной рецептуре;
  • традиционное угощение буддистов – бурятские позы;
  • любимое угощение мусульман – плов;
  • щедрые угощения православных христиан – именинный пирог, пирожки с разной начинкой, праздничный торт.

(На столе находятся зеркало, два подсвечника со свечами, фрукты, конфеты, чай).

IV. Игровая программа.

1. Игра, популярная у иудеев:

  • “Еврейский вопрос” (проводят Полозков С. и Минин А.).

2. Игры тувинцев:

  • “конкурс едоков” (кто быстрее и больше съест пельменей);
  • “борьба “Хуреш”;
  • “скачки на лошадях” (проводит Ромашина Н.).

3. Игры калмыков:

  • “метание в цель” (проводит Овчинников В.).

4. Любимые русские игры:

  • “пирожок”;
  • “дозор”;
  • “странствующие лягушата” (проводит Ильина А.).

5. Игры, распространенные у мусульман:

  • “турецкие пятнашки”

V. Подведение итогов занятия.

1. “Одаривание” памятными сувенирами гостей и участников праздника:

а) восточные сласти;
б) гороскоп-календарь на 2011 год;
в) календарь христианских праздников на 2010-2020 гг.
г) буклет “Именной календарь”.

2. Коллективное исполнение песен о дружбе и школе:

  • “Вместе весело шагать…”
  • “Голубой вагон”
  • “Лучшая из школ”

3. Заключительное слово учителя. Рефлексия.

Когда в стране совершаются преступления на религиозной почве (например, события в Карачаево-Черкесии, где сожгли три храма: 2 православных и 1 баптистскую церковь), мы должны понимать: чтобы такого не происходило, надо быть веротерпимым.

Что же необходимо, чтобы представители разных религиозных культур жили в мире и согласии?

(Дети предлагают варианты ответов: заполняют лепестки “ромашки дружбы”, помещают на стенде, школьной доске):

  • Дружить и любить друг друга.
  • Не устраивать войн и терактов.
  • Идти на компромиссы.
  • Соблюдать правила.
  • Любовь, мир, поддержка.
  • Не убий, не предавай, не обзывай.
  • Не мешать жить.
  • Жить по заповедям.
  • Понимать и уважать чужую веру, культуру.