1
. Интеграция общественного и семейного воспитания.Современное дошкольное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого взаимодействия с общественными объединениями и без интеграции общественного и семейного воспитания.
Взаимодействие регламентируется следующими документами:
– Законом РФ “Об образовании”, ст.12, п.8;
– Приказом Минобразования и науки РФ № 655 от 23.11.09.
В статье № 18 Закона РФ “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте”
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается, что семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт – интимно-личностную связь и начальное единство с родными.
Признание приоритета семейного воспитания требует таких воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребёнка.
Наш ДОУ осуществляет интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников с такими категориями родителей:
– семьи воспитанников ДОУ;
– семьи детей, посещающих группы
кратковременного пребывания ДОУ;
– семьи будущих воспитанников ДОУ;
Основные направления этого взаимодействия:
– изучение потребностей родителей на
образовательные услуги для определения
перспектив содержания работы и форм организации.
С этой целью проводятся анкетирование,
социологические исследования, опросы родителей
с последующей обработкой и анализом
– просвещение родительской общественности с
целью повышения правовой и педагогической
культуры: родительские семинары-практикумы, Дни
семьи, дни открытых дверей, создание Полезной
Книги для родителей, создание Управляющего
Совета для привлечения, использования и контроля
внебюджетных средств, и др.
Профессиональный уровень педагогов и творческий потенциал сотрудников ДОУ позволяет вести работу с семьями воспитанников в социуме по различным направлениям:
– рекламная и маркетинговая деятельность;
– реализация программы “Здоровье”;
– психолого-педагогическое консультирование
родителей, в том числе и посредством Интернет (на
сайте ДОУ);
– обеспечение преемственности между ДОУ и
школой на основе договора, которое предполагает
не только традиционные формы взаимоотношений, но
и сопровождение ребёнка на протяжении
начального образования в школе.
2. Цели и задачи управления взаимодействием с семьями воспитанников
Концепция взаимодействия ДОУ и семьи
- Семья – центр жизни ребенка.
- Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
- Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.
- Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
- Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.
3. Взаимодействие ДОУ, семьи и общественной организации Ктос (комитет территориального общественного самоуправления)
Цели и задачи управления взаимодействием с КТОС:
- Обеспечение связи с общественным социальным институтом, направленной на гармонизацию отношений между разными поколениями.
- Воспитание в семьях воспитанников толерантности, умения проявлять чувство заботы и ответственности за близких, старших.
- Создание нового содержания в работе с социумом, новых технологий взаимодействия двух социальных институтов, методов, форм организации воспитательно-образовательной деятельности и адекватной им системы управления.
- Формирование единого образовательного пространства “Детский сад-семья-общество”.
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | Праздничный концерт ко Дню пожилого человека. Чаепитие с ветеранами войны и труда. | Сентябрь-октябрь | Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС |
2 | Изготовление творческих детско-родительских работ “Мои бабушка и дедушка” (ко Дню пожилого человека) | ||
3. | Совместное с родителями изготовление подарков старикам из КТОС ко Дню пожилого человека. | ||
4 | Родительский семинар “Родительский дом – начало начал”: знакомство родителей с формами воспитания в детях любви и заботы о близких. Совместное с детьми изготовление поздравительных открыток ко Дню матери (мамам, бабушкам, близким) | Ноябрь | Педагоги групп, семьи воспитанников |
5. | “Рождественская ярмарка” – экспозиция изделий, сделанных руками пенсионеров из КТОС: знакомить детей с результатами труда взрослых, изделиями из различных материалов, сделанными руками взрослых. | Декабрь | Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС |
6. | Изготовление новогодних подарков силами детей и родителей для социально необеспеченных пожилых людей. | Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС | |
7. | Приглашение ветеранов из КТОС на развлечение “Бабушкины посиделки” – знакомство детей с устным, песенным фольклорным творчеством. | Январь | Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС |
8. | Приглашение ветеранов-членов КТОС в жюри на детско-родительский спортивный конкурс ДОУ “Сильные, смелые, ловкие” | Февраль | Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС |
9. | Праздничный концерт, организованный при поддержке и участии семей воспитанников, посвящённый 8 марта для членов КТОС. | Март | Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС |
10. | Организация праздничной программы, посвящённой празднованию Великой Победы, с приглашением ветеранов из КТОС. | Май | Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС |
Представленные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников практикуются в ДОУ с прошлого года. Опыт показал, что планомерное, систематическое вовлечение родителей в образовательный процесс позволяет выявить потребности семьи, основные затруднения в воспитании детей, оказать своевременную адресную помощь родителям по конкретной проблеме. Работа с родителями ведётся в системе, все мероприятия проводятся согласно годовому плану. Данная разработка реализована полностью, ведётся работа по расширению и поиску новых, более эффективных форм взаимодействия с семьями.
Одной из таких форм явилось взаимодействие ДОУ с КТОС № 1
(Комитет Территориального Общественного Самоуправления) – управляющий Копытко Г.В. Проект взаимодействия находится на этапе реализации, но есть результаты взаимодействия:
- Семьи воспитанников в 2009-2010 учебном году приняли активное участие в проведении акции ко Дню пожилого человека – дети совместно с родителями и педагогами изготавливали подарки социально необеспеченным пожилым людям своими руками, вручив их на празднике, организованном КТОС.
- Ко Дню Победы педагоги с детьми организовали выездной концерт, поздравив ветеранов города и вручив им памятные подарки. Также ветераны были приглашены в ДОУ на праздник, посвящённый Великой Победе.
- Ветераны труда были гостями и участниками на празднике, посвящённом Всемирному Дню ребёнка.
Итогом совместной работы стало награждение коллектива ДОУ Благодарственным письмом от руководителя КТОС. В дальнейших планах взаимодействия мы предусматриваем совместные детско-родительские проекты “Пожилым везде у нас почёт”, “Полезные прогулки”, “Сильные, смелые, ловкие”; а также приглашение участников КТОС на “Встречи с интересными людьми”, “Гость вечера”, где пожилые люди поделятся с дошколятами своим жизненным опытом и увлечениями, коллекциями и хобби.
4. Заключение
В своей работе мы опираемся на то, что родители, педагогический персонал и общественные организации являются партнёрами с единым пониманием целей и задач педагогического процесса. Наш коллектив, максимально используя воспитательный потенциал семьи и ДОУ в совместной работе с детьми, ставит для себя целью реализовать в ближайшем будущем следующие перспективные направления:
- Создание консультативного центра по вопросам воспитания и образования дошкольников для жителей микрорайона
- Расширение содержания работы с социумом
- Привлечение средств массовой информации к проблемам дошкольного воспитания
- Организация мастер-классов педагогов и специалистов для родителей воспитанников (по запросу родителей)