Система работы по организации взаимодействия дошкольного учреждения и социума

Разделы: Работа с родителями


1. Интеграция общественного и семейного воспитания.

Современное дошкольное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого взаимодействия с общественными объединениями и без интеграции общественного и семейного воспитания.

Взаимодействие регламентируется следующими документами:

– Законом РФ “Об образовании”, ст.12, п.8;

– Приказом Минобразования и науки РФ № 655 от 23.11.09.

В статье № 18 Закона РФ “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте”

В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается, что семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт – интимно-личностную связь и начальное единство с родными.

Признание приоритета семейного воспитания требует таких воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребёнка.

Наш ДОУ осуществляет интеграцию общественного и семейного воспитания дошкольников с такими категориями родителей:

– семьи воспитанников ДОУ;
– семьи детей, посещающих группы кратковременного пребывания ДОУ;
– семьи будущих воспитанников ДОУ;

Основные направления этого взаимодействия:

– изучение потребностей родителей на образовательные услуги для определения перспектив содержания работы и форм организации. С этой целью проводятся анкетирование, социологические исследования, опросы родителей с последующей обработкой и анализом
– просвещение родительской общественности с целью повышения правовой и педагогической культуры: родительские семинары-практикумы, Дни семьи, дни открытых дверей, создание Полезной Книги для родителей, создание Управляющего Совета для привлечения, использования и контроля внебюджетных средств, и др.

Профессиональный уровень педагогов и творческий потенциал сотрудников ДОУ позволяет вести работу с семьями воспитанников в социуме по различным направлениям:

– рекламная и маркетинговая деятельность;
– реализация программы “Здоровье”;
– психолого-педагогическое консультирование родителей, в том числе и посредством Интернет (на сайте ДОУ);
– обеспечение преемственности между ДОУ и школой на основе договора, которое предполагает не только традиционные формы взаимоотношений, но и сопровождение ребёнка на протяжении начального образования в школе.

2. Цели и задачи управления взаимодействием с семьями воспитанников

  • Модернизация системы воспитания и образования в ДОУ.
  • Создание нового содержания в работе с семьей, новых технологий взаимодействия двух социальных институтов, методов, форм организации воспитательно-образовательной деятельности и адекватной им системы управления.
  • Формирование единого образовательного пространства “Детский сад-семья”.

Концепция взаимодействия ДОУ и семьи

  • Семья – центр жизни ребенка.
  • Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.
  • Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.
  • Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.
  • Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.

3. Взаимодействие ДОУ, семьи и общественной организации Ктос (комитет территориального общественного самоуправления)

Цели и задачи управления взаимодействием с КТОС:

  • Обеспечение связи с общественным социальным институтом, направленной на гармонизацию отношений между разными поколениями.
  • Воспитание в семьях воспитанников толерантности, умения проявлять чувство заботы и ответственности за близких, старших.
  • Создание нового содержания в работе с социумом, новых технологий взаимодействия двух социальных институтов, методов, форм организации воспитательно-образовательной деятельности и адекватной им системы управления.
  • Формирование единого образовательного пространства “Детский сад-семья-общество”.
Мероприятие Сроки Ответственные
1 Праздничный концерт ко Дню пожилого человека. Чаепитие с ветеранами войны и труда. Сентябрь-октябрь Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС
2 Изготовление творческих детско-родительских работ “Мои бабушка и дедушка” (ко Дню пожилого человека)
3. Совместное с родителями изготовление подарков старикам из КТОС ко Дню пожилого человека.
4 Родительский семинар “Родительский дом – начало начал”: знакомство родителей с формами воспитания в детях любви и заботы о близких. Совместное с детьми изготовление поздравительных открыток ко Дню матери (мамам, бабушкам, близким) Ноябрь Педагоги групп, семьи воспитанников
5. “Рождественская ярмарка” – экспозиция изделий, сделанных руками пенсионеров из КТОС: знакомить детей с результатами труда взрослых, изделиями из различных материалов, сделанными руками взрослых. Декабрь Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС
6. Изготовление новогодних подарков силами детей и родителей для социально необеспеченных пожилых людей. Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС
7. Приглашение ветеранов из КТОС на развлечение “Бабушкины посиделки” – знакомство детей с устным, песенным фольклорным творчеством. Январь Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС
8. Приглашение ветеранов-членов КТОС в жюри на детско-родительский спортивный конкурс ДОУ “Сильные, смелые, ловкие” Февраль Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС
9. Праздничный концерт, организованный при поддержке и участии семей воспитанников, посвящённый 8 марта для членов КТОС. Март Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС
10. Организация праздничной программы, посвящённой празднованию Великой Победы, с приглашением ветеранов из КТОС. Май Педагоги групп, семьи воспитанников, члены КТОС

Представленные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников практикуются в ДОУ с прошлого года. Опыт показал, что планомерное, систематическое вовлечение родителей в образовательный процесс позволяет выявить потребности семьи, основные затруднения в воспитании детей, оказать своевременную адресную помощь родителям по конкретной проблеме. Работа с родителями ведётся в системе, все мероприятия проводятся согласно годовому плану. Данная разработка реализована полностью, ведётся работа по расширению и поиску новых, более эффективных форм взаимодействия с семьями.

Одной из таких форм явилось взаимодействие ДОУ с КТОС № 1

(Комитет Территориального Общественного Самоуправления) – управляющий Копытко Г.В. Проект взаимодействия находится на этапе реализации, но есть результаты взаимодействия:

  • Семьи воспитанников в 2009-2010 учебном году приняли активное участие в проведении акции ко Дню пожилого человека – дети совместно с родителями и педагогами изготавливали подарки социально необеспеченным пожилым людям своими руками, вручив их на празднике, организованном КТОС.
  • Ко Дню Победы педагоги с детьми организовали выездной концерт, поздравив ветеранов города и вручив им памятные подарки. Также ветераны были приглашены в ДОУ на праздник, посвящённый Великой Победе.
  • Ветераны труда были гостями и участниками на празднике, посвящённом Всемирному Дню ребёнка.

Итогом совместной работы стало награждение коллектива ДОУ Благодарственным письмом от руководителя КТОС. В дальнейших планах взаимодействия мы предусматриваем совместные детско-родительские проекты “Пожилым везде у нас почёт”, “Полезные прогулки”, “Сильные, смелые, ловкие”; а также приглашение участников КТОС на “Встречи с интересными людьми”, “Гость вечера”, где пожилые люди поделятся с дошколятами своим жизненным опытом и увлечениями, коллекциями и хобби.

4. Заключение

В своей работе мы опираемся на то, что родители, педагогический персонал и общественные организации являются партнёрами с единым пониманием целей и задач педагогического процесса. Наш коллектив, максимально используя воспитательный потенциал семьи и ДОУ в совместной работе с детьми, ставит для себя целью реализовать в ближайшем будущем следующие перспективные направления:

  • Создание консультативного центра по вопросам воспитания и образования дошкольников для жителей микрорайона
  • Расширение содержания работы с социумом
  • Привлечение средств массовой информации к проблемам дошкольного воспитания
  • Организация мастер-классов педагогов и специалистов для родителей воспитанников (по запросу родителей)

Приложение