Урок технологии по теме "Выполнение ручных швов"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Закрепить знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ;
  • Формировать представления о приёмах безопасной работы;
  • Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к труду, аккуратность, внимательность при работе;
  • Развивать интерес к профессии “портной”.

Материально-техническое оснащение: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, экран, набор игл для ручных работ, ножницы, линейки, наперстки, презентация к уроку <Приложение1>, электронные тесты.

Ход урока

I. Организационная часть.

Учитель: Здравствуйте! Запишите тему урока … Все сегодня присутствуют на уроке?

Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас любит путешествовать. Верно, ребята?

Сегодня же я предлагаю отправиться в путешествие по морю. Вы готовы?

А какие моря вы знаете? ….

Молодцы! Но, к сожалению, море, по которому мы будем путешествовать, нет на карте, но пусть оно будет нашей мечтой, выдумкой, фантазией.

А называется оно ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОГО ДЕЛА.

Давайте представим, что мы на палубе корабля, с вашего разрешения я буду капитаном корабля, вы – юнгами.

Девизом путешествия возьмем такие слова:

Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
(Ф.Сеф.)

Итак, отдать швартовы!

II. Актуализация прежних знаний.

Чтобы наше путешествие было успешным, мы не сели на мель и не разбились о скалы нам необходимо повторить организацию рабочего места и технику безопасности при выполнении ручных работ.

Посмотрите на слайд, здесь дается начало предложения, его надо дополнить.

Ответы:

- Правильная организация рабочего места влияет на производительность труда и качество выполняемой работы.

- Поверхность стола должна гладкий, без заусенец.

- Рабочая зона должна быть освещена хорошо. Свет должен падать на рабочую поверхность сверху слева.

- Расстояние от глаз работающего до изделия должно быть не менее 30 см.

Молодцы, ну а теперь давайте мы с вами найдем правильный ответ. Обратите внимание на доску, читаем начало предложения в левой колонке, а дополняем с правой колонки.

- Иглы и булавки хранить в подушечке игольницы;

- Нельзя брать иглы и булавки в рот, вкалывать в свою одежду;

- Передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия кольцами вперёд.

Работа портного требует старания и терпения. Качество изделий зависит от многих факторов: от ткани, выкройки и т.д. но если все эти операции сделаны безупречно, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаще всего такое изделие испорчено. Чтобы такого не случилось с нашими работами, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными. Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек. А сейчас давайте вспомним, что такое стежок? (Стежок – это законченный процесс переплетения ниток на ткани. -2). Обратите внимание на доску, какой цифрой он отмечен?

А что такое строчка, (Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани. – 1), какой цифрой она отмечена?

А что называют длиной стежка? (Это расстояние между одинаковыми проколами иглы).

III. Изучение новых понятий и способов действия.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Скажите, из какого произведения эти строки? (Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане)

Впереди я вижу остров, он называется “сметочные стежки”, да, не раз я бывала на нем.

Вот мы подошли к острову, давайте погуляем по нему и ближе познакомимся с технологией выполнения сметочной строчки.

Выполняют ее в одну нитку, справа налево, лучше хлопчатобумажными нитками контрастного цвета, только кроме черного и красного. Как вы думаете, почему нельзя этими цветами выполнять ручные швы? (Они могут полинять). Эти ниточные ручные строчки непрочные, легко удаляются из ткани. А служат они для временного соединения деталей, их называют строчками временного назначения. Рекомендуется длина стежков при ее выполнении от 0,7 до 1,5 см. После соединения деталей строчками постоянного назначения нитки строчки временного назначения удаляют.

Эту строчку применяют при изготовлении любого изделия.

Например: можно сметать детали, заметать низ изделия, приметать одну деталь на другую.

IV. Учебно-тренировочная часть.

Посмотрите внимательно, как можно выполнить эту строчку (Включается видеопросмотр <Приложение2>).

V. Формирование умений и навыков (Практическая часть).

После видеопросмотра ученицы приступают к выполнению сметочной строчки.

Впереди я вижу новый остров, он называется “копировальные стежки”. Вот мы подошли к острову, давайте здесь погуляем.

Подумайте, и скажите мне, пожалуйста, вот у меня деталь фартука. На лицевой стороне детали должны быть намечены линии притачивания двух карманов. С одной стороны на изнаночной стороне мы наметили линии пришива кармана при раскрое, а с другой стороны ее нет? Как быть? Как наметить на лицевой стороне линии? Кто подскажет?… Вот для этого то и необходима копировальная строчка.

Служит она для переноса линий на детали. Рекомендуется длина стежков при ее выполнении 0,7 – 1,0 см. Высота петли 0,5 – 1,0 см. После выполнения копировальную строчку растягивают между тканей и разрезают нитки посередине. Вот так остается линия пришива кармана с обеих сторон детали и ее видно с лицевой стороны. Посмотрите внимательно, как можно выполнить эту строчку (Включается видеопросмотр <Приложение3>. Приложение не помещено из-за большого объема).

После видеопросмотра ученицы приступают к выполнению копировальной строчки.

Снова на корабль и в путь. Ой, что-то качка увеличилась на корабле, давайте выполним несколько упражнений, чтобы вас не укачало во время путешествия:

Физкультминутка

  • Упражнение № 1. Исходное положение - основная стойка. На счет “раз” - руки подняли вверх, поработали пальчиками. На счет “два” - перевели в стороны, поработали пальчиками, на счет “три” руки вперед, на счет “четыре” - вниз стряхнули руки.
  • Упражнение № 2. Исходное положение - основная стойка. Поднялись на цыпочки, опустились в исходное положение– повторить 2 раза.
  • Упражнение № 3. Медленно покрутите головой: вправо, влево – повторить 2 раза.
  • Упражнение № 4. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы – повторить 2 раза.

Молодцы. Наше путешествие продолжается. Мы добрались до острова “петлеобразные стежки”. Давайте здесь тоже погуляем.

Петлеобразные стежки применяют для пришива пуговиц. Пришивают пуговицы нитками, сложенными вдвое. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц. По способу пришива пуговицы подразделяют на бельевые и декоративные. Обратите внимание: бельевые пуговицы с 4-мя отверстиями пришивают только параллельными линиями, а вот декоративные пуговицы можно пришить по-разному и цвет ниток выбрать любой. Эти способы пришива пуговиц вам могут пригодиться при изготовлении творческой работы, т.е. творческого проекта. Пуговицы со стойкой пришивают нитками в цвет ткани.

Посмотрите внимательно, как можно пуговицу пришить (Включается видеопросмотр <Приложение4>. Приложение не помещено из-за большого объема).

После видеопросмотра ученицы пришивают пуговицу.

Наше путешествие скоро подойдёт к концу, вы узнали, технологию выполнения ручных работ. Практически все из вас справились с заданиями: швы получились ровными, аккуратными, в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним. Вот и в будущем, в процессе изготовления любого изделия, не забывайте соблюдать технологию выполнения ручных швов, даже если они временного значения.

VI. Заключительная часть.

Ученикам предлагается пройти электронные тесты по теме и сохранить на рабочем столе.

Работа состоит из четырех заданий, которые выполняются последовательно одно за другим. Результат будет засчитан только после выполнения всех заданий.

Учащиеся на персональных компьютерах выполняют тесты.

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Научились ли вы чему-нибудь новому на уроке?

- Понятна ли вам технология выполнения ручных швов?

- Возникали у вас какие-нибудь затруднения при выполнении практической работы?

- Понадобятся ли вам знания и умения, приобретенные на этом занятии, в дальнейшее вашей деятельности?

- Мне захотелось…

Хочу вас порадовать, через несколько минут будем дома.

- Я всех юнг перевожу в матросы, то есть ставлю за активную работу на уроке и за практическую работу оценку “пять”, а за тесты поставлю позже, как проверю их.

Учитель комментирует объективность оценивания результатов работы каждого ученика, выставляя отметки в журнал.

- Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, все остались довольны результатами своей работы, а те, кто сегодня потрудился не совсем удачно, на следующем занятии будет работать лучше.