Внеклассное мероприятие по физике. Аукцион "Творцы науки"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цель мероприятия:

  • активизация познавательной деятельности учащихся,
  • расширение их кругозора, развитие их творческих способностей,
  • формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества.

Оформление кабинета: на стенах кабинета плакаты с текстами:

“Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия” (Р. Фейнман)

“Наука нас привела и к гибели от атомных и водородных бомб. Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения” (Ф. Жолио – Кюри)

“Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись, Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет”. (Фирдоуси)

Вступительное слово учителя.

(Выступление учителя, сопровождается показом слайдов на экране).

Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук.

Многие величайшие достижения в области науки и техники непосредственно связаны с физикой .В один ряд с прекрасными творениями человеческого разума и умелых человеческих рук, известными как “семь чудес света” можно поставить следующие четыре величайшие достижения XX века, связанные с физикой и техникой:

  1. Открытие атомной энергии.
  2. Освоение космоса.
  3. Создание лазера.
  4. Возникновение кибернетики и электронно-вычислительной техники.

С физикой связаны и множество других замечательных открытии изобретении (хронология открытий демонстрируется показом слайдов).

Кто же является творцом всех этих достижений и открытий? Человек\ Именно тем, кто расширял границы человеческих знаний об окружающем мире шаг за шагом раскрывая все новые и новые тайны природы, ее законы, тем кто своим кропотливым и плодотворным трудом, пытливым умом много сделал для прогресса науки и техники, и их широкого внедрения на службу человека посвящается наше мероприятие аукцион “Творцы науки”.

Правило игры. В аукционе принимают участие 2 и более команд произвольной численности. Участники должны определить имя и фамилию ученого раньше соперника, используя сведения о нем, которые последовательно приводит ведущий . В каждом случае учащимся дается 5 подсказок. Если правильный ответ получен после первой подсказки на счет команды поступает 5 баллов, если после второй – 4, после третьей – 3, после четвертой – 2, пятой – 1 балл.

Подсчет баллов ведут члены жюри.

Лот № 1Самый справедливый”

  1. Среди товарищей он приобрел репутацию самого справедливого. Говорят, будто в Мюнхене один из учителей сказал ему “ Из вас, ..., никогда ничего путного не выйдет”. Но уже в это время он становится первым учеником по точным наукам.
  2. Свой трудовой путь он начал в качестве школьного учителя, а в дальнейшем, выполнял роль эксперта в патентном бюро Берна.
  3. После установления власти фашистов этот ученый подвергся преследованиям и был вынужден покинуть Германию.
  4. Письмо ученых США и с его подписью президенту САШ в 1939 году стимулировало организацию ядерных испытаний в этой стране.
  5. Этот ученый – один из основателей современной физики, создатель общей теории относительности. Лауреат Нобелевской премии. (Ответ: Альберт Эйнштейн)

Лот № 2. “Инженер и конструктор своего времени

  1. Этот ученый был первым представителем математической физики, стремящийся воплотить законы механики в действующие конструкции.
  2. Он просил своих родственников поставить на его могиле цилиндр, включающий в себя шар, и подписать отношение их объемов.
  3. Основы гидростатики были заложены именно этим великим физиком.
  4. Одна из легенд рассказывает, как благодаря предложенной им системе блоков одним движением руки был спущен на воду большой, роскошный корабль. Это и послужило поводом для его крылатых слов “ Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю”.
  5. В память об этом гений древности потомки через века пронесут радостный возглас, боевой клич науки “ Эврика! – Я нашел”.
    (Ответ: Архимед)

Лот № 3 Самый универсальный”

  1. Основоположник советской теоретической физики Его имя связано почти со всеми ее разделами: ядерная физика и физика элементарных частиц, квантовая механика и термодинамика,....
  2. В возрасте 14 лет он становится студентом физика – математического факультета Бакинского университета.
  3. За разработку теории сверхтекучести и сверхпроводимости в 1962 г. Этот ученый был удостоен Нобелевской премии.
  4. На приглашение нескольких иностранных университетов на постоянную работу он неизменно и твердо отвечал “ Нет! Я вернусь в свою рабочую страну, и мы создадим лучшую в мире науку”.
  5. Он считал Н. Бора своим учителем в физике, а Н. Бор его своим лучшим учеником.
    (Ответ: Лев Давидович Ландау)

Лот № 4 Ученый рыцарь”

  1. В 27 лет этот ученый получил кафедру математики и стал профессором Кембриджского университета
  2. В 1965 г. получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директор, ему было поручено чеканка всех монет страны.
  3. Его труд “ Начала” – вершина его научного творчества.
  4. Он умер в возрасте 84 лет. Надпись на его памятнике гласит: “ .... Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого”.
  5. Философ Г.Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко.
    (Ответ: Исаак Ньютон)

Лот № 5 “ Ученый учитель”

  1. Этот ученый родом с Новой Зеландии. Вырос в простой шотландской семье. В семье было 12 детей и только одного из ни – четвертого- судьба наградила так щедро.
  2. В 1895 г. Он с отличием заканчивает университет, и получив самую крупную стипендию как лучший ученик он отправляется в Англию и поступает в лабораторию выдающегося Д. Томсона, посвящает себя исследованиям радиоактивности, атомной и ядерной физике.
  3. Он знаменит не только как гениальный ученый, но и как выдающийся учитель. Научная школа этого титана науки не имела и не имеет на сегодня себе равных. Ученики любя называли его крокодилом, так как он как и это животное никогда не пятился назад.
  4. П.Л.Капица с любовью вспоминал о своем учителе, цитируя его слова “Совершенно достаточно работать до б вечера в лаборатории, остальное время надо думать. Плохи те люди, которые слишком много работают и слишком мало думают”.
  5. Он доказал, что атом не проблема, а планетарная система.
    (Ответ: Эрнест Резерфорд)

Лот № 6 Колумб неба”

  1. Первое систематическое образование этот ученый получил в монастыре. В 17 лет поступил на медицинский факультет Пизанского университета, затем работал преподавателем математике, был придворным философом.
  2. Именно от него берет начало физика как наука.
  3. Этого ученого можно считать изобретателем первого телескопа. За его открытия в области астрономии современники стали называть “Колумбом неба”.
  4. Как сторонник теории Коперника о вращении Земли этот ученый дважды привлекался к суду инквизиции. Согласно легенде после своего вынужденного “отречения” воскликнул : “А все -таки вертится!”.
  5. Легенда рассказывает. Что именно этот ученый использовал для своих опытов знаменитую наклонную башню.
    (Ответ: Галилео Галилей)

Лот № 7 Самый зрячий физик”

  1. Он стал в 1901 г. Первым нобелевским лауреатом.
  2. Немецкий физик экспериментатор член Берлинской АН.
  3. 8 ноября профессору Вюрцбургского университета не спалось. Он спустился в свою лабораторию и ... открыл Х-лучи, а кисть руки его жены с обручальным кольцом на пальце стала подтверждением его открытия.
  4. 20 января 1896 г. Американские врачи с помощью его лучей впервые увидели перелом руки человека.
  5. Открытые им X -лучи носят его имя и применяются для медицинской диагностики и лечения различных заболеваний.
    (Ответ: Вильгельм Рентген).

Лот № 8 Золотая медаль”

  1. Этот ученый родился в поселке Турьинском на Урале, в семье священника.
  2. После окончания Петербургского университета 17 лет проработал в военных заведениях Кронштадта, пока не был избран профессором кафедры физики.
  3. Для своего изобретения использовал открытия Герца.
  4. 7 мая 1895 на заседании Русского физико-химического общества он впервые демонстрирует свое великое изобретение.
  5. Президиум АН СССР учредил золотую медаль его имени за выдающиеся достижения в области радиофизики.
    (Ответ: Александр Степанович Попов)

Подведение итогов. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя.

Подводя итоги нашего мероприятия, я хочу напомнить вам, что великий английский физик И.Ньютон в 23 года открыл закон всемирного тяготения, а в 27 лет стал профессором Кембриджского университета. Известный французский ученый Луи Лагранж в 18 лет получил первые самостоятельные результаты в математических исследованиях, а в 19 лет стал профессором Артиллерийской школы. Знаменитый советский физик Лев Давидович Ландау в 14 лет становится студентом физико-математического Бакинского университета. Ребята, а вы только начинаете свое путешествие в мастерство, в науку, в жизнь, в творчество. Хочется надеяться, что сегодняшнее мероприятие разбудит и у вас жажду новых открытий, ведь как писал Р.Фейнман “ Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия”.

Дерзайте! Беритесь за большие дела, если вы боретесь всерьез. Большие открытия не всякому по плечу, но кто не решается пробовать, наверняка ничего не откроет.

Список используемой литературы:

  1. Храмов Ю.А. Физики. – М.: Наука, 1983.
  2. Дягилев Ф.М. Из истории физики и ее творцов. – М.: Просвещение. 1986.
  3. Республиканский научно-методический журнал. Физика в Казахстанской школе.