Цели урока:
- Совершенствовать вычислительные навыки, , формировать умение составлять и решать простые задачи, , закрепить название компонентов и результата действий при вычитании; закрепить знания по нумерации чисел; развивать геометрическое мышление: представление о геометрических фигурах, их признаках и свойствах;
- Развивать познавательную активность; память, мышление, воображение; самостоятельность; самоконтроль; кругозор учащихся; умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- Воспитывать любовь к математике, к русским народным сказкам, к родной природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: учебник математики 1 класс М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др., раздаточный материал, сказочный герой Знайка, конверт с запиской, мультимедиа.
Приложение.Организационный момент и сообщение целей урока.
Прозвенел звонок на урок,
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс их в класс.
(в конверте записка.)
- Я - Кощей Бессмертный,
Похитил названия!
Хотите их узнать -
Выполните мои задания.
- Что, ребята, будем спасать задания?
Знайка желает вам удачи -
За работу, в добрый час.
Устный счёт.
Задание 1.
- Отгадайте, кого заколдовал Кощей?
Зимой - белый,
Летом - серый.
(Заяц.)
- Во что он его превратил?
- Сколько прямоугольников в зайчике?
- Сколько овалов в зайчике?
- Сколько кругов в зайчике?
- Сколько квадратов в зайчике?
- Сколько треугольников в зайчике?
- Молодцы, зайку освободили.
Задание 2.
- Назовите правильный ответ в математической цепочке.
- Молодцы, и с этим заданием справились!
Задание 3.
- Решите задачи.
Привела гусыня - мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек? (3)
На кустике перед забором
Шесть ярко-красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось? (2)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их - скажи-ка ты. (4)
- Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет Кощей любит больше всего? (3+2+4=9)
-А почему Кощей любит больше всего иголку? (потому что в ней его смерть).
- Но мы не будем ломать иголку, а выполним его задание и получим названия
Задание 4.
- Чтобы пройти к названиям, надо расселить животных в домики.
Задание 5.
- Вот и подошли к последнему заданию. У Кощея три сундука. В них хранятся золото, серебро, наши названия чисел. Отгадайте, что в каком сундуке, если во втором сундуке - серебро, а в первом - не золото.
- Взяли названия и быстро исчезаем, пока нас не заколдовали.
Физминутка.
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло - вперёд,
Левое крыло - вперёд.
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш самолёт.
Работа над темой урока.
(На доске слова Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.)
- Положите на парту 6 кружочков. Отодвиньте в правую сторону 2. Сколько кружочков осталось?
- Как эту операцию записать цифрами? (6-2=4)
- Какое из чисел самое большое? (6)
- Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.
- Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?
(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)
- Как вы думаете, а какое название у числа 6? (уменьшаемое)
- Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?
- Что мы делаем, скажите на математическом языке. (вычитаем)
- Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)
- А что такое цифра 4? (Разность)
- Или результат действия вычитания.
- Молодцы, проверим себя по учебнику.
Работа по учебнику с. 27.
- Посмотрим на рисунок.
- Какие птички сидели на ветке? (снегири)
- Сколько их было? (5)
- Сколько улетело? (2)
- Сколько осталось? (3)
- Как это записали? (5-2=3)
- Как называется самое большое число в записи? (уменьшаемое)
- Сравните с нашей записью.
- Мы оказались правы? (да)
- Как называется следующее число? (вычитаемое)
- А у нас? (Так же)
- Как называется число, которое получили в ответе? (разность)
- Что ещё называется разностью? (сам пример)
- Как же нам прочитать этот пример? (читают в учебнике)
- Прочитайте наш пример математическими терминами.
- Что можно сказать о нашей работе ?
(Дети оценивают свой труд)
Физминутка.
Мы считали и устали,
Дружно тихо мы все встали,
Ручками похлопали - раз, два, три,
Ножками потопали - раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.
Работа в тетради.
- А сейчас применим свои знания на практике. (3 человека у доски )
№ 1. 9-4=5
- Уменьшаемое равно 7, вычитаемое - 3. Запиши разность этих чисел и вычисли её. 7-3=4
- Чему равна разность чисел 10 и 2? 10 - 2 = 8
№ 2.
- Прочитайте задачу.
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать в задаче?
- Что значит числа 6, 4?
- Какие главные слова в задаче?
- Запишем краткую запись.
Лежало - 6 яб.
Съели - 4 яб.
Осталось - ? яб.
- Обведём вопрос, что нам надо узнать. Как найти, сколько осталось яблок?
6 - 4 = 2(яб.)
Ответ: 2 яблока осталось в вазе.
- Прочитайте разность.
Физминутка.
Зарядка для глаз.
Самостоятельная работа.
№ 5. Записать примеры и вычислить.
1 ряд - 1 столбик
2 ряд - 2 столбик
3 ряд - 3 столбик
3+4-2=5 | 10-3+1=8 | 8+2-1=9 |
4+3-3=4 | 9-2+2=9 | 7+3-2=8 |
5+2-4=3 | 8-1+3=10 | 6+4-3=7 |
2+5-5=2 | 7-0+4=11 | 5+5-4=6 |
- Проверьте себя, если верно, поставьте + на полях.
Итог урока.
- Какие новые математические термины вы узнали на уроке?
- Что запомнилось вам с урока?