Технологическая карта к уроку ОБЖ. Тема: "Лесные и торфяные пожары"

Разделы: ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Форма урока: обобщающе-иллюстрированный.

Тип урока: комбинированный.

Методика подхода к уроку: формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач.

Замысел урока: “Где это только возможно, обучение должно стать переживанием”. (А. Эйнштейн.)

Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.

Организационные условия: “В подростковом возрасте очень важно дать возможность взглянуть на вещи собственными глазами, стать участником и судьей событий”. (В. Сухомлинский.)

Убедительная мотивировка, четкая постановка цели деятельности и создание благоприятного психологического климата. Постепенное нарастание уровня знания и умений, то есть от уровня осознания до репродуктивного и конструктивного уровня.

Структура урока: сообщение темы, цели и задач урока; актуализация опорных знаний учащихся; ознакомление с инструкцией; подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работ учащихся под руководством учителя.

Цели и задачи урока:

Обучающие – закрепление знаний об окружающем мире – живой и неживой природе, обобщение единичных новых знаний в систему; активизация использования полученных знаний.

Развивающие – стимулирование мышления учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные – научить бережному отношению к природе; умению работать в коллективе; предвидеть и предупредить опасность.

Ожидаемые результаты по освоению содержания урока:

  • учащиеся должны усвоить виды лесных и торфяных пожаров;
  • сформировать представление о важности бережного отношения к природе;
  • осознать опасность и последствия от лесных и торфяных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии края.

Оборудование урока:

Для учителя: компьютер как источник учебной информации, активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся; диаграмма лесных пожаров в регионе за последние 10 лет.

Для учащихся: тетрадь, карточка с незаполненной схемой “Виды лесных и торфяных пожаров”; лист самоконтроля; две памятки.

Эпиграф к уроку:

Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия.

К. Э. Циолковский

Ход урока

Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

3 мин.
  • Приветствие.
  • Сообщение темы, цели и задач урока.

(См.слайд № 1)

 
  3 мин. Демонстрация видеосюжета Дорогие ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, вспомните, пожалуйста, с каким настроением, с какими намерениями вы приходите в лес. Если для того, чтобы отдохнуть от городской суеты, если идете с открытой душой и добрым сердцем для общения с природой, то милости просим, лесная сказка ждет вас.

Под спокойную мелодию идет демонстрация кадров документального видеофильма, посвященного жизни леса.

.. .И мы пройдемся медленно по лесу,
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
И будем над цветками наклоняться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтобы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. 3 мин Вопрос. Мир вокруг нас – какой он, что это такое?

Вопрос. Вспомните, что относится к неживой природе.

Вопрос. А что вы отнесете к живой природе?

Вопрос. Что же в окружающем нас мире является главным богатством природы?

Вопрос. Можем ли мы сегодня говорить о чистоте окружающей среды?

Вопрос. Почему? Перечислите, пожалуйста, природные опасности.

Вопрос. Назовите главную опасность для леса.

Ответы учащихся. Это живая и неживая природа.

Ответы учащихся. Вода, солнце, воздух, почва, полезные ископаемые...

Ответы учащихся. Человека, животных, птиц, рыб, насекомых и растения, лес. Ведь он тоже живой, это мы наблюдали, когда ходили в поход.

Ответы учащихся. Чистый воздух, чистая вода, цветущие леса.

Ответы учащихся. Нет

Ответы учащихся. Стихийные бедствия, лесные пожары, загрязнение вод, засухи, наводнения, степные пожары...

Ответы учащихся. Лесные пожары и вырубки, после которых остаются древесные отходы, сучья, сухие ветки, пни. И все это может в любой момент стать горючим материалом для пожара.

3.Изучение нового материала

(см. слайд 2-16)

15 мин. Изучение темы по слайдам №№ 2-16  
4.Физкультурная минутка 1 мин. Показ упражнений:

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон,
два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
Тихо сяду, улыбнусь
И работою займусь!

Контроль за выполнением команд

Выполнение физических упражнений
5. Обобщение знаний по теме. 5 мин (См. слайд №17)

Правильны ли эти утверждения:

  1. Лесной пожар – неконтролируемое, стихийно распространяющееся горение леса.
  2. Низовой и верховой пожары бывают устойчивые и беглые.
  3. Низовой пожар приносит больше вреда, чем верховой.
  4. Беглые низовые пожары чаще всего происходят весной – горит подсохшая лесная подстилка.
  5. Торфяные пожары называют ещё и подземными.
  6. Скорость торфяного пожара выше скорости лесных.
  7. Торфяной пожар возможен без доступа воздуха и даже под водой.
  8. Верховые пожары распространяются скачками.
  9. Низовые пожары распространяются скачками.
  10. Пирология – наука о лесных пожарах.

Вопросы по слайдам №№18-20

Учащиеся отвечают на вопросы
6. Подведение итогов урока. Заполнение листа самоконтроля. 7 мин. Итак, что мы с вами нового узнали? Узнали виды лесных пожаров, познакомились со статистикой лесных пожаров в нашей области. Теперь мы знаем, сколько стоит для нас пожар. Вспомнили правила поведения при лесных пожарах, а главное – осознали, что лес нужно беречь. Насколько полно каждый из вас усвоил новый материал, покажет “Лист самоконтроля”.

Объяснение выполнения заданий по листам самоконтроля.

Заполнение листа самоконтроля.
7. Заключение.

Сообщение домашнего задания.

3 мин. Составить листовку, обращение или памятку для учащихся нашей школы о правилах поведения в лесу в пожароопасный период.  

Приложение 1

Приложение 2