Форма урока: обобщающе-иллюстрированный.
Тип урока: комбинированный.
Методика подхода к уроку: формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, установление внутри предметных и меж предметных связей; развитие у школьников навыков решения учебных задач.
Замысел урока: “Где это только возможно, обучение должно стать переживанием”. (А. Эйнштейн.)
Создание условий, при которых учебная задача воспринималась бы учениками как личностно-значимая проблемная ситуация, требующая осмысления и решения. Завершить решение учебных задач самооценкой и коррекцией деятельности.
Организационные условия: “В подростковом возрасте очень важно дать возможность взглянуть на вещи собственными глазами, стать участником и судьей событий”. (В. Сухомлинский.)
Убедительная мотивировка, четкая постановка цели деятельности и создание благоприятного психологического климата. Постепенное нарастание уровня знания и умений, то есть от уровня осознания до репродуктивного и конструктивного уровня.
Структура урока: сообщение темы, цели и задач урока; актуализация опорных знаний учащихся; ознакомление с инструкцией; подбор дидактических материалов, средств обучения и оборудования; выполнение работ учащихся под руководством учителя.
Цели и задачи урока:
Обучающие – закрепление знаний об окружающем мире – живой и неживой природе, обобщение единичных новых знаний в систему; активизация использования полученных знаний.
Развивающие – стимулирование мышления учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные – научить бережному отношению к природе; умению работать в коллективе; предвидеть и предупредить опасность.
Ожидаемые результаты по освоению содержания урока:
- учащиеся должны усвоить виды лесных и торфяных пожаров;
- сформировать представление о важности бережного отношения к природе;
- осознать опасность и последствия от лесных и торфяных пожаров для людей, народного хозяйства, экологии края.
Оборудование урока:
Для учителя: компьютер как источник учебной информации, активизации и мотивации познавательной деятельности учащихся; диаграмма лесных пожаров в регионе за последние 10 лет.
Для учащихся: тетрадь, карточка с незаполненной схемой “Виды лесных и торфяных пожаров”; лист самоконтроля; две памятки.
Эпиграф к уроку:
Человек на то имеет разум и науку, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия.
К. Э. Циолковский
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. |
3 мин. |
(См.слайд № 1) |
|
3 мин. | Демонстрация видеосюжета | Дорогие ребята, прежде чем перейти к
изучению нового материала, вспомните,
пожалуйста, с каким настроением, с какими
намерениями вы приходите в лес. Если для того,
чтобы отдохнуть от городской суеты, если идете с
открытой душой и добрым сердцем для общения с
природой, то милости просим, лесная сказка ждет
вас. Под спокойную мелодию идет демонстрация кадров документального видеофильма, посвященного жизни леса. .. .И мы пройдемся медленно по лесу, |
|
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | 3 мин | Вопрос. Мир вокруг нас – какой он, что
это такое? Вопрос. Вспомните, что относится к неживой природе. Вопрос. А что вы отнесете к живой природе? Вопрос. Что же в окружающем нас мире является главным богатством природы? Вопрос. Можем ли мы сегодня говорить о чистоте окружающей среды? Вопрос. Почему? Перечислите, пожалуйста, природные опасности. Вопрос. Назовите главную опасность для леса. |
Ответы учащихся. Это живая и неживая
природа. Ответы учащихся. Вода, солнце, воздух, почва, полезные ископаемые... Ответы учащихся. Человека, животных, птиц, рыб, насекомых и растения, лес. Ведь он тоже живой, это мы наблюдали, когда ходили в поход. Ответы учащихся. Чистый воздух, чистая вода, цветущие леса. Ответы учащихся. Нет Ответы учащихся. Стихийные бедствия, лесные пожары, загрязнение вод, засухи, наводнения, степные пожары... Ответы учащихся. Лесные пожары и вырубки, после которых остаются древесные отходы, сучья, сухие ветки, пни. И все это может в любой момент стать горючим материалом для пожара. |
3.Изучение нового материала (см. слайд 2-16) |
15 мин. | Изучение темы по слайдам №№ 2-16 | |
4.Физкультурная минутка | 1 мин. | Показ упражнений: Я привстану на
носочки, Контроль за выполнением команд |
Выполнение физических упражнений |
5. Обобщение знаний по теме. | 5 мин | (См. слайд №17) Правильны ли эти утверждения:
Вопросы по слайдам №№18-20 |
Учащиеся отвечают на вопросы |
6. Подведение итогов урока. Заполнение листа самоконтроля. | 7 мин. | Итак, что мы с вами нового узнали? Узнали
виды лесных пожаров, познакомились со
статистикой лесных пожаров в нашей области.
Теперь мы знаем, сколько стоит для нас пожар.
Вспомнили правила поведения при лесных пожарах,
а главное – осознали, что лес нужно беречь.
Насколько полно каждый из вас усвоил новый
материал, покажет “Лист самоконтроля”. Объяснение выполнения заданий по листам самоконтроля. |
Заполнение листа самоконтроля. |
7. Заключение. Сообщение домашнего задания. |
3 мин. | Составить листовку, обращение или памятку для учащихся нашей школы о правилах поведения в лесу в пожароопасный период. |