Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Математика


Задачи:

  • формирование интереса к математике;
  • повышение творческой деятельности учащихся;
  • развитие логического мышления;
  • развитие навыков общения;
  • сплочение коллектива.
  • формирование устойчивости внимания;
  • воспитание у учащихся культуры поведения, чувство ответственности;

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Форма занятия: с применением игровых технологий и ИКТ.

Подготовительный этап:

Занятие построено с использованием игровой технологии на примере популярной игры “Поле чудес”.

Для проведения игры: на экране мультимедийного проектора устанавливается первый слайд презентации.

Вступление

Мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов, улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира помогает нам геометрия. Ей мы посвящаем наш урок (слайды города, пирамиды – всё, что связано с геометрией). Сегодня мы начинаем игру “Поле чудес”.

Правила игры

Выбираются тройки игроков, которые проводятся в три отборочных тура. Участвуют в отборочном туре все – кто быстрее и правильно ответит на поставленный вопрос, тот и станет участником игры.

Для каждой тройки игроков подготовлено задание с указанием количества букв в отгадываемом слове.

Ход игры

На экране появляются слайды.

Задания для выбора участников I тура

Слайд 1 (см. Приложение 1) с вопросом к выбору игроков 1 тура.
Вопрос исторический. Вы знаете, что геометрия возникла очень давно, это одна из самых древних наук.
Вопрос: назовите страну, в которой зародилась геометрия. (Египет).

Слайд 2
Более двух тысяч лет по книгам этого учёного обучалась геометрии вся Европа.
Вопрос: Назовите основоположника геометрии как науки (Евклид).

Слайд 3
Вопрос: Что означает слово “геометрия”. (Землемерие.)

Отступление:

Слайд 4 (историческая справка). Геометрия зародилась в Древнем Египте. В переводе с греческого означает “землемерие”. Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами (разметка земельных участков, дорог, строительство сооружений). Создание “ русскими мастерами каменных дел” различных грандиозных сооружений (кремлевских стен, башни, храмы) говорит о том, что они обладали основательными познаниями в области геометрии. Слайды. Вряд ли без таких знаний можно было возвести храм Василия Блаженного в Москве(1560г) или Покрова на Нерли (слайды с фотографиями этих храмов).

Определились игроки первого отборочного тура. Они приглашаются за стол. Слайд 15 (см. прил.1) с вопросом к игрокам 1 отборочного тура. Вопрос: Геометрия, которая изучается в школе, называется евклидовой по имени Евклида, создавшего руководство по геометрии. Как называется труд Евклида, по которому изучают геометрию. (Начало.)

Объявляется победитель – первый игрок заключительного тура.

Задания для выбора участников 2 тура

  • Вопрос к зрителям: Назовите разделы геометрии (планиметрия, стереометрия). Обозначился первый игрок второго тура. Слайд (см. прил.1) с плоскими и объёмными фигурами.
  • Вопрос к зрителям (из терминологии геометрии): как называется рассуждение, которое устанавливает правильность утверждения о свойстве той или иной геометрической фигуры (доказательство). Обозначился второй игрок.
  • Вопрос к зрителям: Утверждения, содержащиеся в формулировках основных свойств простейших геометрических фигур, не доказываются и называются … (аксиомы). Выбран третий игрок второго отборочного тура.

Историческая справка
Правильность утверждения о свойстве той или иной геометрической фигуры устанавливается путём рассуждения. Это рассуждение называется доказательством. А само утверждение, которое доказывается, называется теоремой. В геометрии наряду с такими словами как аксиома, теорема, доказательство используется слово “определение”. Дать “определение” чему-либо значит объяснить, что это такое.

Второй отборочный тур – три игрока за столом. Вопрос: Как называется приём, используемый для “проведения” длинных отрезков прямых на местности. (Провешивание.) Слайд 23

Обозначился второй игрок отборочного тура.

Задания для выбора участников III тура

  1. Вопрос к зрителям: Как называется мера длины, которая изображена на слайде (сажень, локоть). Определились два участника третьего отборочного тура.
  2. Вопрос к зрителям: Простейший прибор, используемый для измерения углов на местности называется…..(астролябия).

Определился третий игрок.

Третий отборочный тур игры

Вопрос к игрокам: В Англии за основную меру длины было определено расстояние от носа короля до конца среднего пальца его вытянутой руки. Назовите эту меру длины (ярд).

Финальная игра

Определились три игрока финальной игры. Они приглашаются за круглый стол. Вопрос к игрокам финальной игры: В Риме мерой полей служила эта единица измерения площади. Слово это происходило от латинского “югум” – ярмо, деревянная рама, которую надевали на шею двум волам. Этой мерой обозначали участок земли, вспахиваемый за день плугом, в который впряжена пара волов. Как называется эта мера измерения (Югер).

Игра окончена. Поздравления победителя. Всем участникам игры СПАСИБО!