С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем детей дошкольного возраста в условиях Севера. Одним из приоритетных направлений работы ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них сознательного отношения к собственному здоровью. Однако решение данной проблемы невозможно без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом – это члены семьи ребенка-дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. В связи с этим педагогический коллектив ДОУ пропагандирует систему работы с воспитанниками и их родителями по приобщению к здоровому образу жизни.
Задачами совместной работы обозначены:
- Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, другими словами: осуществление индивидуального маршрута оздоровления ребенка в течение учебного года.
- Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей, профилактика заболеваемости и утомляемости детского организма.
- Активизация педагогического коллектива и родителей воспитанников к поиску новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления дошкольников.
Реализации данных задач предшествует огромная предварительная работа, которая включает в себя:
– изучение современных оздоровительных технологий;
– анкетирование родителей;
– мониторинг запросов и желаний родителей по осуществлению индивидуального маршрута оздоровления ребенка в ДОУ;
– системный контроль результатов заболеваемости и посещаемости детей в каждой возрастной группе;
– прослеживание динамики с учетом групп здоровья, осуществлением индивидуального маршрута оздоровления;
– подбор наглядной информации и оформление информационных стендов для родителей с конкретным материалом о здоровом образе жизни (“Советы психолога”, “Лучше предупредить, чем лечить”, “Здоровье в порядке – спасибо зарядке”, “Витаминный чай”, “Аллергия – это серьезно”, “О вредной и здоровой пище” и др.);
– составление планов совместных мероприятий с активным участием родителей в них;
– определение перспектив совместной работы в содружестве всех участников педагогического процесса.
В план проведения совместных мероприятий включены:
* Дни открытых дверей с показом физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренних, бодрящих, пальчиковых, зрительных, дыхательных гимнастик, подвижных игр в течение дня, оздоровительных мероприятий, познавательных занятий по формированию безопасности жизнедеятельности, “Минуток здоровья в “Росинке” – физкультминуток, музыкальных пауз, психодвигательных упражнений);
* совместные физкультурные занятия (взрослый + ребенок);
* активный отдых: прогулки и экскурсии;
* физкультурные досуги;
* музыкально-спортивные развлечения;
* дни здоровья;
* оздоровительные каникулы.
Совместные мероприятия являются наиболее эффективной формой работы. Подтверждением этого служат следующие факторы:
- совместная с детьми деятельность раскрепощает родителей, способствует сближению в общении “педагог – дети – родители”;
- родители знакомятся с физкультурно-оздоровительной работой дошкольного учреждения и охотно осваивают физические упражнения, тем самым у них формируются практические умения и навыки в области сохранения и укрепления здоровья детей, системного физического воспитания в семье;
- родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми (на фоне других детей), что позволяет оценить результаты своего воспитания и уровень физического развития ребенка в данный период;
- в процессе таких занятий устанавливается эмоционально-тактильный контакт, теплые, доверительные отношения между родителем и ребенком.
Предусмотрены консультации узких специалистов (участкового врача-педиатра, медсестры детского сада, воспитателя по физической культуре, инструктора по плаванию, музыкального руководителя, педагога-психолога), родительские собрания в разных возрастных группах на различные темы: “Воспитание здорового ребенка”, “Здоровье ребенка – в чьих руках?”, “Профилактика нарушений осанки и плоскостопия”, “Подвижные и спортивные игры”, “Активный отдых всей семьи”, “Развитие мелкой моторики”, “Физическая подготовка детей к обучению в школе”, “Мобильный телефон – польза или вред?”, “Компьютерные игры и просмотр телепередач”, “О здоровье всерьез”, “Я здоровье берегу, сам себе я помогу!”, “Организация безопасности жизнедеятельности детей – от кого она зависит?”, “Психологическое здоровье ребенка” и др.
Встречи с родителями в Семейном клубе “Росинка” организованы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, схожести проблем в здоровье дошкольников, уровня подготовленности родителей. Данное условие позволяет родителям стать активными участниками игровых практикумов и тренингов, предоставляет возможность получить консультации педагогов и узких специалистов, приглашает к решению педагогических ситуаций. Предполагает и обучение взрослых элементарным методам оздоровления (точечный массаж, релаксация, арттерапия, пальчиковая гимнастика, зрительные упражнения, элементы спортивных игр, общеразвивающие и основные упражнения, обмен рецептами полезной пищи для ребенка и способов ее приготовления).
Традиционными в детском саду являются:
- проведение конкурсов на оформление семейной газеты “Мама, папа, я – спортивная семья”, которые способствовали активному обмену положительным опытом семейного воспитания и стимулированию малоактивных родителей, включению их в совместный педагогический процесс;
- проведение Хибинского спортивного фестиваля с участием детей и взрослых (легкая атлетика и плавание);
- организация передвижной библиотечки “Азбука для родителей”;
- организация работы “почтового ящика”: “Вы спрашиваете – мы отвечаем”;
- издание в ДОУ на протяжении нескольких лет красочного журнала для детей и родителей “Ладушки” с фотографиями и рубриками о жизни детей в детском саду, мини-консультациями, интересными заданиями для всей семьи, советами о здоровом образе жизни и значении примера родителей для ребенка;
- создание видеотеки “Минутки здоровья в “Росинке”.
Большое внимание уделяется созданию необходимых условий для качественного проведения:
– адаптационных мероприятий для детей и их родителей;
– физкультурных занятий в спортивном зале,
– игр на воде и обучения детей плаванию в бассейне,
– физкультурных занятий и подвижных игр на прогулке,
– музыкально-спортивных развлечений в музыкальном зале,
– различных видов гимнастик (утренней, бодрящей, пальчиковой, артикуляционной, зрительной, дыхательной),
– оздоровительных мероприятий (самомассаж, точечный массаж, закаливание, ходьба по массажным коврикам, ребристым дорожкам);
– “Школы мяча” – для детей, проявляющих интерес к спортивным играм с мячом (старший дошкольный возраст);
– спортивной секции “Золотая рыбка” для детей, проявляющих интерес к плаванию;
– гидромассажа стоп часто и длительно болеющих детей – “Жемчужные ванны”;
– системных упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки – “Топотушки” (по медицинским показаниям и рекомендациям врача);
– занятий с использованием тренажеров, что способствует не только тренировке организма ребенка, но и предусматривает решение лечебных и воспитательных задач;
– самостоятельной двигательной деятельности детей в режиме дня в групповых помещениях.
Бесспорно, что оформление предметно-развивающей среды в центрах здоровья способствует качественному улучшению самостоятельной двигательной деятельности. С целью активизации педагогов и родителей, побуждения их к совместной творческой деятельности, обмена педагогическим опытом и положительным опытом семейного воспитания, создания насыщенных центров здоровья в групповых помещениях, а также пополнения их нестандартным и современным стандартным оборудованием, проводится смотр-конкурс на лучшее оформление центра здоровья. Проведение конкурса традиционно включается в годовой план работы детского сада, совместная творческая деятельность педагогов и родителей стимулируется, что способствует более заинтересованному сотрудничеству и активности взрослых.
Особую роль в оздоровлении детей выполняет музыка. Использование ритмических упражнений, разучивание музыкальных утренних гимнастик, спортивных танцев, танцевальных упражнений, обеспечивают достижение наибольшего эмоционального комфорта детей, включение гиподинамичных детей в интересные виды деятельности – игры-гимнастики.
Большое внимание во взаимодействии всех участников педагогического процесса уделяется современным методам укрепления психологического здоровья и созданию условий для комфортного самочувствия ребенка. В настоящее время наблюдается интенсивное использование педагогами в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками различных психодвигательных гимнастик, коммуникативных игр, творческих сюжетных игр, театрализованной деятельности, народных подвижных и хороводных игр. При таком подходе не только обеспечивается возможность для полноценного развития ребенка, но и в значительной мере создаются условия для сбережения и укрепления психологического здоровья, активизируется общение детей и взрослых.
Результатами целенаправленной работы обозначены:
- разработка инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи по физкультурно-оздоровительному направлению работы ДОУ;
- участие родителей в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проявление ими активности и заинтересованности в повышении своей психолого-педагогической культуры, осознанного отношения к воспитанию здорового ребенка;
- разработка проекта “Топотушки” и участие в Конкурсе социально значимых проектов общественных и иных некоммерческих организаций гг. Кировска и Апатиты “Проблемы города решаем вместе” (2010 г.). Проект одобрен и профинансирован, что способствовало пополнению предметно-развивающей среды ДОУ современными спортивными играми, атрибутами, тренажерами, медицинской техникой;
- осуществление индивидуального маршрута оздоровления ребенка (с учетом пожеланий и запросов родителей);
- создание условий для организации двигательной активности ребенка;
- обеспечение положительной динамики по вопросам заболеваемости и посещаемости.
- обобщение опыта работы ДОУ по оздоровлению дошкольников в тесном содружестве с родителями воспитанников.