Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Что может быть важнее хорошо развитой речи? Хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он заключается в развитии её гибкости, точности, выразительности, разнообразии. В ведении начальной школы находятся важные аспекты языка.
- Во-первых, усвоение литературного языка, умение отличать литературный, “правильный” язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов.
- Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты.
- В-третьих, это доведение речевых умений детей до определённого минимума, это совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.
В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя по развитию речи. Особое значение она приобретает в младшем школьном возрасте, который является оптимальным для усвоения и расширения активного словарного запаса учащихся, для осознанного включения новых слов и словосочетаний в свою речь.
К.Д. Ушинский считал, что самый маленький шаг к воспитанию культурной речи учащихся – это воспитание внимания к слову. Исследования показывают, что к 6–7 годам у ребенка сформирована готовность запоминать от 3–7 тыс. слов и связно говорить на определенные темы. Но на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами бедными в лексическом отношении, поэтому актуальность этой проблемы не снижается. Для этого необходима систематическая работа по актуализации лексического опыта учеников с использованием эффективных способов формирования умений объяснять значение новых слов и выражений. Работая по развивающей системе Л.В. Занкова и опираясь на её методические принципы, сделала вывод, что работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас и фразеологические обороты. Большое внимание фразеологическому материалу уделял К.Д.Ушинский. Он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с “Азбуки”, с тем чтобы, “ученик взглянул на предметы зорким глазом народа и выразился метким словом”. Наличие их в активном словаре придает речи особую яркость, меткость, образность.
Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования, а программа начальной школы не предусматривает специальных уроков для работы над фразеологией. А что можно сделать у нас, в условиях начального обучения? Все ли мы делаем для развития познавательного интереса детей? Хорошо ли готовим к изучению русского языка в старших классах? Эти и другие вопросы заставляют задуматься о том, что же надо сделать, чтобы процесс обучения был творческим, активизировалась познавательная деятельность школьников.
Анализ содержания учебников по русскому языку А.В.Поляковой (1–4 кл., по системе Л.В.Занкова), свидетельствует: авторы предусматривают в том или ином объеме специальные задания и упражнения по фразеологии. Обучение фразеологии складывается в учебниках из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: обогащение словаря учащихся фразеологизмами, его уточнения и активизации, усвоение учащимися понятия “фразеологизм” и формирования умения пользоваться фразеологическим словарем. В целом работа носила эпизодический характер и сводилась к толкованию значения фразеологизмов. Сейчас важность данной работы очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц – постепенный, длительный процесс. Знакомство с ними должно быть целенаправленным элементом работы в системе развития речи, что дает огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребенка.
При изучении фразеологизмов я поставила перед собой следующие задачи:
Первая задача: Показать сочетаемость слов в выражениях, смысл которых легко раскрывается, не составляет труда их объяснить.
Вторая задача: Объяснить некоторые фразеологизмы, т.е. неразложимые по смыслу фразеологические единицы, в которых слова компоненты непонятны для восприятия.
Третья задача: Провести смысловую грань между свободными и устойчивыми словосочетаниями в прямом и переносном значении.
- Ловить на лету. (Усваивать, понимать быстро.)
Никуда не годиться. (Очень плохо.)
Вертеться под ногами. (Мешать своим присутствием.)
Зарубить на носу. (Запомнить крепко – накрепко.)
- Бить баклуши. (Что это значит? Непонятное
слово – баклуши. Бездельничать.)
Чесать языки. (Непонятное слово – чесать. Заниматься пустой болтовней.)
Как зеницу ока. (Непонятное слово – зеницу. Заботливо, бдительно беречь.)
Сбоку припека. Непонятное слово – припека. Лишний, ненужный.)
- Играть в прятки. (Скрывать, утаивать.)
Копать яму. (Вредить, причинять неприятности.)
Махнуть рукой. (Перестать обращать внимание.)
Больное место. (Уязвимая сторона.)
В учебниках А.В.Поляковой представлены различные приемы объяснения значения фразеологизмов, большая часть стимулирует самостоятельный поиск учащихся. Так значение фразеологизма выясняется по картинке – иллюстрации, устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований, находится по его значению или значение выясняется по фразеологическому словарю. Предлагаю детям любой фразеологический словарь. Это позволяет говорить об определенной исследовательской работе младших школьников: они учатся обращаться с разного вида словарями, вслушиваться в звучание фразы. А так как мои ученики ведут словарики для фразеологизмов, стараюсь отрабатывать у учащихся технологию построения словарной статьи:
1. Правильно написать фразеологический
оборот, указать место ударения и роль в
предложении.
2. Дать объяснение, используя какой- либо
фразеологический словарь.
3. Найти или нарисовать иллюстрацию к
фразеологизму.
С целью активизации словаря младших школьников предлагаю следующие упражнения:
1) составление предложений и текстов с
указанным фразеологизмом,
2) подбор фразеологизмов определенной тематики
или соответствующих основной мысли текста,
3) подбор и запись фразеологизмов выступающих в
роли ключевых фраз к тексту.
4) сравнение вариантов предложений с
фразеологизмом и словом синонимом.
Следуя общим методическим принципам и рекомендациям А.В.Поляковой, можно выделить конкретные упражнения по фразеологии для учащихся 2- 4 классов.
1. Упражнения, направленные на повторение и
закрепление знаний о значении фразеологизмов.
2. Упражнения, способствующие усвоению
школьниками категориального признака
фразеологизма – устойчивости.
3. Упражнения, направленные на формирование
образности речи младших школьников.
4. Комплексные задания:
Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы. (Задание может быть предложено в игровой форме: “Кто больше найдёт фразеологизмов в тексте?” Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Каково их значение? О значении каких фразеологизмов вы догадались? Назовите их и объясните значение.
“Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему всё нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились, и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй- в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Всё с него как с гуся вода, всё ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют…
- Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы.
(Засучив рукава. В поте лица. Палец о палец не
ударит. Не покладая рук. Сложа руки. Пальцем не
пошевелит.)
(Сломя голову. И дело с концом. И след простыл.
Дело в шляпе. Поминай как звали. Во всю прыть.)
- Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению из второго.
За тридевять земель.
Повесить голову.
С гулькин нос.
Выйти из себя.
Хоть пруд пруди.
Взять себя в руки.
Воспрянуть духом.
Рукой подать.
- Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?
(Вася красиво, как курица лапой, написал письмо. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. У лягушки дух захватило от страшной высоты. Яшка, сломя голову, остановился.)
- Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких имеются ошибки?
(Беречь, как зеницу глаза. В стать не с той ноги. Покраснеть до кончиков волос. Губы заговаривать.)
- Допиши фразеологизмы, выбрав нужное слово.
Держать … востро. (уши, ухо).
Смотреть сквозь … очки. (розовые, темные).
Делать из… слона. (комара, мухи)
- Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете?
Вы не слушайте Серёжу: он всегда делает из мухи слона. – Вы не слушайте Серёжу: он всегда преувеличивает.
- Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.
(Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но
Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал. Мы
догадывались, что он нас обманывает.)
Первого сентября Оля проснулась очень рано.
Справочный материал: (Повесить нос. Водить за нос. Ни свет ни заря. Бить баклуши. Пропустить мимо ушей.)
С увлечением проходит работа на уроках русского языка с фразеологическими оборотами, когда я провожу игру “Фотоглаз”. На доске записан фразеологизм. Дети читают и записывают в тетрадь только выделенное слово. Оно является словарным. А при проверке следует вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так говорят. Например: Ворона в павлиньих перьях. (Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства.) Ищи ветра в поле. (Не вернешь обратно.) Ждать у моря погоды. (Надеяться на что-либо.) Изучая словарные слова – глаголы в 4 классе дети отводят отдельную страничку в словаре для записи фразеологизмов с этим глаголом. Например: вертеть (Вертеться как белка в колесе.), держать (Держать язык за зубами.), взять (Взять себя в руки.)
Ученики с большим интересом увлекаются такими видами работы, они не только внимательны во время поиска фразеологизмов, объясняют их смысл, но и используют их затем в своей речи.
В процессе изучения частей речи, в подборе синонимов и антонимов можно предложить ряд упражнений, но их недостаточно в учебике. Предлагаю несколько своих заданий:
1. Подбери к данному фразеологизму синоним.
2. Замени в выражениях глаголы антонимами.
3. Замени выражения глаголом-синонимом.
4. К данному фразеологизму подбери глагол
неопределённой формы.
5. Замени более точным наречием. (на вопрос как?)
6. Подбери антонимы.
Например:
1) Подбери к данному фразеологизму синоним.
Витать в облаках. – Строить воздушные замки.
Во все глаза. – В оба глаза.
Мухи не обидит.- Тише воды и ниже травы.
На посылках. – На побегушках.
2) Замени в выражениях глаголы антонимами.
Терять силы. – находить
Выходить из тупика. – заходить
Тратить время. – беречь
Вбить в голову. – выбросить
3) Замени во фразеологизме глагол синонимом.
Болеть душой.- волноваться
Бить тревогу. – беспокоиться
Попасть в точку. – угадать
Дрожать как осиновый лист. – мерзнуть
Держать в уме. – помнить
4) Подбери к фразеологизму глагол неопределенной формы.
Всей душой. – любить, верить
Заговаривать зубы. – обманывать
Задать баню. – наругать
Спустя рукава. – бездельничать
Задеть за живое. – обидеть
5). Замени фразеологический оборот наречием. (как?)
Как снег на голову. – неожиданно
С минуту на минуту. – скоро, сейчас
В час по чайной ложке. – медленно
Пальчики оближешь. – вкусно
С горем пополам. – еле-еле
Писать как курица лапой. – небрежно, плохо
6). Подбери к данному фразеологизму антоним.
Брать себя в руки. – Выходить из себя.
Заварить кашу. – Расхлёбывать кашу.
Засучив рукава. – Спустя рукава.
Первым делом. – В последнюю очередь.
В лучшем случае. – На худой конец.
Упражнения для детей трудные, но интересные. Они способствуют качественному усвоению и закреплению частей речи.
А чтобы оживить работу по построению диалога, а программа по русскому языку предусматривает развитие навыков диалогической речи, уже с 1 класса, можно также использовать фразеологизмы.
1. Прочитайте выражения. Объясните их значение. Ответьте на вопросы.
– Твой друг живёт близко от тебя? (Да, в двух
шагах, от моего дома)
– Ты давно изучаешь английский язык? (Нет, без
году неделя.)
– По-моему, твой друг хорошо потрудился? (Нет, он
палец о палец не ударил.)
– Бабушка любит свою внучку? (Да, она в ней души не
чает.)
Закончите диалог одним из выражений: (как две капли воды, был на седьмом небе).
– Что ты подарил своему другу на день
рождения?
– Щенка.
– И как он его принял?
– Он… (был на седьмом небе).
– Мама, как тебе нравится мой новый друг?
– Ничего.
– Правда, он похож на своего папу?
– …(как две капли воды).
Большое количество фразеологизмов русского языка я предлагаю отнести к фразеологизмам “поведенческого плана”, они содержат образную характеристику личности и делятся на 2 группы: одна включает фразеологизмы положительной характеристики, другая – отрицательной.
- Стоять горой. (Отстаивать, защищать кого–либо.)
Не давать спуску. (Не прощать проступков, обид, уметь давать сдачи.)
Водой не разольешь. (Очень дружны.)
Душа нараспашку. (Добрый, честный человек.)
- Кривить душой. (Быть нечестным.)
Ворона в павлиньих перьях. (Человек, который напрасно старается казаться лучше, чем он есть на самом деле.)
Аника – воин. (Хвастливый драчун.)
Можно распределить фразеологизмы и по темам: “Школа”, “Труд”, “Отношение к животным”, “Отношение к труду”.
Такой подход в работе имеет важное методическое и дидактическое значение: расширяет представления младших школьников об эмоциональных возможностях фразеологизмов, синонимических и антонимических связях данных языковых единиц. Вся система работы над фразеологией в начальных классах помогает обогатить активный фразеологический запас учащихся, научить использовать богатство русской фразеологии, прививать любовь к родному языку, воспитывать любознательность и наблюдательность ребят.
Я считаю, что работа над фразеологизмами должна строиться по следующему алгоритму:
1) В каком классе можно предложить такие
упражнения (со 2 по 4 класс)
2) Сколько фразеологизмов на уроке следует
рассматривать. (во 2 класс – 2 фр., в 3 классе – 3
фр., в 4 классе – 4 фр.)
3) Соотнести фразеологический материал с
изучаемой темой.
4) Обязательно обеспечить закрепление
рассмотренных фразеологизмов.
Что же исследовать во фразеологии:
Во-первых, значение целого сочетания.
Во-вторых, значения входящих в него слов, взятых
отдельно.
В-третьих, его построение.
В-четвертых, употребление.
Так постепенно накапливается “банк фразеологизмов”, который при определенной обработке делает возможным создание своеобразного справочника. Познание фразеологии родного языка есть не только путь обогащения словаря учащихся, формирование образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации. Работа с фразеологизмами обращает учащихся непосредственно к языку, возбуждая интерес к нему, без чего не может быть решена задача развития речи.