Цель: создание условий для первичного знакомства со спряжением глаголов.
Задачи:
- На основе сравнения окончаний глаголов дать понятие о спряжении глаголов.
- Формировать умение различать ударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
- Развивать речь детей, их мышление, воображение.
- Воспитывать уважение к мамам, девочкам.
Оборудование: компьютерная презентация, карточки, вазы, цветочки, учебник.
(Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)
Ход урока
1. Организационный момент
– Давайте улыбнёмся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей. Вы готовы? Значит, начинаем!
2. Актуализация знаний
1) (Слайд 1)
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К.Г. Паустовский)
– Чем же интересен русский язык?
– Какое богатство скрыто в нём? (В русском языке
много интересных выражений, слов, много секретов
и тайн.)
– Каждый урок мы в этом убеждаемся, что ни слово,
то тайна, новый секрет.
– Какие секреты русского языка нужно знать,
чтобы грамотно написать эти слова?
2) (Слайд 2)
Из коло-ца, на камушк-, с полн--– вёдр---, к матер-, (объясняют написание пропущенных орфограмм).
– Над секретами какой части речи работаем в
последнее время? (Над глаголами.)
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе? (Составление
кластера.)
Дети в парах составляют кластер на листочках, затем на доске прикрепляются карточки.
Глагол |
||
обозначает действие предмета | что делает? что сделает? что сделал? Что будет делать? |
сказуемое по числам по временам |
по лицам | неопределённая форма глагола инфинитив нач. форма глагола |
? |
– Сегодня на уроке ваши знания о глаголе пополнятся. Будьте внимательны, чтобы в конце урока заполнить часть кластера с?
3. Осмысление новой учебной информации.
1) Самостоятельно измените глаголы по лицам и числам.
1 л.
2 л.
3 л.
Пою, лечу.ед. ч. мн. ч.
(проверка по слайду 3)
I
II
пою
поёшь
поётпоём
поёте
поютлечу
летишь
летитлетим
летите
летят
– Выделите окончания, сравните их.
– Любой глагол в личной форме будет иметь
определённые окончания: либо такие, как в
столбике под цифрой 1, либо такие, как в столбике
под цифрой 2.
– Откройте учебники на стр.76 и прочитайте, как
называется изменение глаголов по лицам и числам.
– Это и есть тема сегодняшнего урока.
Карточка спряжение глаголов
– Прочитайте ещё раз, что такое спряжение
глаголов.
– Друг другу расскажите правило.
– Попробуйте определить цель сегодняшнего урока
(познакомимся со спряжением глаголов).
2) – В русском языке существует 2 спряжения.
– Какие глаголы относятся к 1 спр., какие ко 2 спр.
(слайд 4)
4. Физкультминутка
5. Первичное закрепление
Работа по учебнику. С.79, упр.58. (Читают, отвечают на вопрос.)
– Найти и подчеркнуть глаголы в тексте (проверка).
– Будем записывать глаголы в тетрадь, выделять
окончание, определять спряжение (с
комментированием 5 глаголов, далее –
самостоятельно по вариантам)
(слайд 5)
Вариант 1 Вариант 2 вторит
поёт
спрашивают
идут
творитрассказывает
говоришь
спешит
идёт
распевает
(Взаимопроверка) (слайд 6)
Вариант 1 Вариант 2 Вторит (II спр.)
Поёт (I спр.)
Спрашивают (I спр.)
Идут (I спр.)
Творит (II спр.)рассказывает (I спр.)
говоришь (II спр.)
спешит (II спр.)
идёт (I спр.)
распевает (I спр.)
– У кого 1 ошибка, 2 ошибки?
– Как определяется спряжение глаголов по личным
окончаниям?
2) – Приближается праздник 8 Марта. На уроках технологии мы с вами изготовили составляющие детали поздравительной открытки. Сейчас мы определим, какой будет каждая из композиций (работа в группах). Каждой группе раздаются цветочки, дети их делят по типу спряжения и складывают в вазы (2 вазы)
1-я группа: жгут, любим, -ют, -ит.
2-я группа: изучим, льют, -ишь, -ёт.
3-я группа: дарим, получаете, -ите, -ёшь.
4-я группа: кормят, светит, -ете, -ем.
5-я группа: читаешь, холодит, -им, -ат.
(проверка работы), правило.
– На следующем уроке технологии мы с вами приклеим цветы, напишем поздравление для девочек, мам, учителей.
3) Самостоятельная работа.
– Из упр. 52 на стр.76 выпишите глаголы. Выделите окончания. Укажите спряжение.
– Для сильных (назвать) – запишите 4 глагола с ударными окончаниями, определить спряжение.
– Для остальных: запишите данные глаголы в 2 столбика.
(слайд 6)
Мочит, открывает, жгут, кричите, шуршит, везёт, скрипит, решает.
6. Домашнее задание
Р.т. стр.38, упр.1 (все глаголы).
Стр.79, упр.56 (желающие).
7. Итог урока
– Вернёмся к кластеру. Что можем указать?
– Что такое спряжение?
– Каким может быть спряжение?
– Как определить спряжение?
8. Рефлексия
– Для кого из вас этот урок был полезен? Чем? (я повторил орфограммы…; я узнал…; я вспомнил….; я научился….)
– Мне сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Я увидела заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали новое, значит стали умнее.