Спряжение глаголов. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: создание условий для первичного знакомства со спряжением глаголов.

Задачи:

  • На основе сравнения окончаний глаголов дать понятие о спряжении глаголов.
  • Формировать умение различать ударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
  • Развивать речь детей, их мышление, воображение.
  • Воспитывать уважение к мамам, девочкам.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки, вазы, цветочки, учебник.

(Приложение можно посмотреть, связавшись с автором статьи.)

Ход урока

1. Организационный момент

– Давайте улыбнёмся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей. Вы готовы? Значит, начинаем!

2. Актуализация знаний

1) (Слайд 1)

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К.Г. Паустовский)

– Чем же интересен русский язык?
– Какое богатство скрыто в нём? (В русском языке много интересных выражений, слов, много секретов и тайн.)
– Каждый урок мы в этом убеждаемся, что ни слово, то тайна, новый секрет.
– Какие секреты русского языка нужно знать, чтобы грамотно написать эти слова?

2) (Слайд 2)

Из коло-ца, на камушк-, с полн--– вёдр---, к матер-, (объясняют написание пропущенных орфограмм).

– Над секретами какой части речи работаем в последнее время? (Над глаголами.)
– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе? (Составление кластера.)

Дети в парах составляют кластер на листочках, затем на доске прикрепляются карточки.

Глагол

обозначает действие предмета что делает?
что сделает?
что сделал?
Что будет делать?
сказуемое по числам по временам
по лицам неопределённая
форма
глагола
инфинитив
нач. форма глагола
?

– Сегодня на уроке ваши знания о глаголе пополнятся. Будьте внимательны, чтобы в конце урока заполнить часть кластера с?

3. Осмысление новой учебной информации.

1) Самостоятельно измените глаголы по лицам и числам.

1 л.
2 л.
3 л.
Пою, лечу.
ед. ч. мн. ч.

(проверка по слайду 3)

I

II

пою
поёшь
поёт
поём
поёте
поют
лечу
летишь
летит
летим
летите
летят

– Выделите окончания, сравните их.
– Любой глагол в личной форме будет иметь определённые окончания: либо такие, как в столбике под цифрой 1, либо такие, как в столбике под цифрой 2.
– Откройте учебники на стр.76 и прочитайте, как называется изменение глаголов по лицам и числам.
– Это и есть тема сегодняшнего урока.

Карточка спряжение глаголов

– Прочитайте ещё раз, что такое спряжение глаголов.
– Друг другу расскажите правило.
– Попробуйте определить цель сегодняшнего урока (познакомимся со спряжением глаголов).

2) – В русском языке существует 2 спряжения.

– Какие глаголы относятся к 1 спр., какие ко 2 спр.

(слайд 4)

4. Физкультминутка

5. Первичное закрепление

Работа по учебнику. С.79, упр.58. (Читают, отвечают на вопрос.)

– Найти и подчеркнуть глаголы в тексте (проверка).
– Будем записывать глаголы в тетрадь, выделять окончание, определять спряжение (с комментированием 5 глаголов, далее – самостоятельно по вариантам)

(слайд 5)

Вариант 1 Вариант 2
вторит
поёт
спрашивают
идут
творит
рассказывает
говоришь
спешит
идёт
распевает

(Взаимопроверка) (слайд 6)

Вариант 1 Вариант 2
Вторит (II спр.)
Поёт (I спр.)
Спрашивают (I спр.)
Идут (I спр.)
Творит (II спр.)
рассказывает (I спр.)
говоришь (II спр.)
спешит (II спр.)
идёт (I спр.)
распевает (I спр.)

– У кого 1 ошибка, 2 ошибки?
– Как определяется спряжение глаголов по личным окончаниям?

2) – Приближается праздник 8 Марта. На уроках технологии мы с вами изготовили составляющие детали поздравительной открытки. Сейчас мы определим, какой будет каждая из композиций (работа в группах). Каждой группе раздаются цветочки, дети их делят по типу спряжения и складывают в вазы (2 вазы)

1-я группа: жгут, любим, -ют, -ит.
2-я группа: изучим, льют, -ишь, -ёт.
3-я группа:
дарим, получаете, -ите, -ёшь.
4-я группа:
кормят, светит, -ете, -ем.
5-я группа:
читаешь, холодит, -им, -ат.

(проверка работы), правило.

– На следующем уроке технологии мы с вами приклеим цветы, напишем поздравление для девочек, мам, учителей.

3) Самостоятельная работа.

– Из упр. 52 на стр.76 выпишите глаголы. Выделите окончания. Укажите спряжение.

– Для сильных (назвать) – запишите 4 глагола с ударными окончаниями, определить спряжение.

– Для остальных: запишите данные глаголы в 2 столбика.

(слайд 6)

Мочит, открывает, жгут, кричите, шуршит, везёт, скрипит, решает.

6. Домашнее задание

Р.т. стр.38, упр.1 (все глаголы).
Стр.79, упр.56 (желающие).

7. Итог урока

– Вернёмся к кластеру. Что можем указать?
– Что такое спряжение?
– Каким может быть спряжение?
– Как определить спряжение?

8. Рефлексия

– Для кого из вас этот урок был полезен? Чем? (я повторил орфограммы…; я узнал…; я вспомнил….; я научился….)

– Мне сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Я увидела заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали новое, значит стали умнее.