Классный час "Механизмы формирования зависимого поведения"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (782 кБ)


Я работаю психологом в приюте третий год и в своей деятельности сталкиваюсь с тем, что воспитанники быстро пресыщаются, предпочитают наглядную информацию, имеют низкий словарный запас, поэтому основной формой проведения классного часа я выбрала презентацию к уроку.

Часто проводимые акции о вреде курения, алкоголизма и наркомании дети начинают воспринимать как развлечение. В таких мероприятиях делается акцент на то, к чему приводит? О механизмах формирования зависимости говорится очень мало. Подростки с большим интересом приняли материал.

Возраст: учащиеся 6-8 классов.

Цель урока: профилактика аддиктивного поведения.

Задачи урока:

  1. Ознакомить подростков с понятием “зависимое поведение” и механизмами формирования аддиктивного поведения.
  2. Дать представление подросткам о коварстве зависимого поведения.
  3. Научить детей предвидеть последствия своих решений и оценивать эти последствия.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, интерактивная доска.

Форма проведения: лекция, презентация к уроку.

Добрый день. Сегодня мы с вами поговорим о проблеме зависимости. Самое страшное, что на сегодняшний день все чаще жертвами этого бедствия становятся дети в возрасте 11-15 лет и даже 7-10 лет. Поэтому оставаться в стороне нельзя. Вот почему мы посвятили этой проблеме классный час.

Аддиктивное, зависимое поведение – форма деструктивного поведения, направленного на уход от реальности, на искусственное изменение психического состояния, что создаёт иллюзию безопасности, равновесия, вызывает интенсивные эмоции. Зависимость – это болезненный повтор, вынуждающий человека совершать поступки, от которых бы он в другом состоянии с большим удовольствием отказался.

Как же происходит формирование зависимого поведения? Ведь ни один человек, выпивая первую рюмку алкоголя, не предполагает, что он со временем станет алкоголиком, ни один подросток не думает о последствиях первой выкуренной сигареты, ни один человек не может себе представить, что попробовав одну дозу – он сможет превратиться в наркомана. Механизм формирования любой зависимости от вещества представляет собой цепочку поступков, ведущих к зависимому поведению: контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение.

Этап первых проб формирования зависимого поведения является началом зависимого поведения.

Впервые пробуют какое-либо средство чаще всего в компании или под влиянием приятеля. В большинстве случаев первым для опробывания выбирается алкоголь, иногда курение табака или ингалянты; реже – препараты опия, стимуляторы или галлюциногены. Затем может последовать отказ от употребления или его повторения в определенном ритме, а нередко и учащающиеся. Причиной отказа могут быть неприятные ощущения, вызванные интоксикацией, или угроза суровых наказаний.

Этап поиска формирования зависимого поведения, наступает именно тогда, когда вслед за первичными пробами следуют повторные. Попеременно употребляют то алкоголь, то различные токсические вещества, включая доступные наркотики. Обычно это происходит в компаниях, которые собираются не только для совместного употребления наркотиков. Предпочитаются те из средств, которые облегчают общение. За пределами своей компании ни алкоголь, ни иные токсические вещества не употребляются.

Выбор предпочитаемого вещества завершает этап поиска. Подросток останавливается на одном из нескольких веществ и предпочитает именно его. Но зависимости еще нет. На данном этапе выявляется желание получить определенные приятные ощущения. Стремление к получению удовольствия и развлечениям называется гедонизмом. В современной подростково-молодёжной среде гедонизм предполагает: потребление психоактивных веществ, азартные игры, ранний секс, бессмысленное непродуктивное времяпрепровождение.

Этап групповой психической зависимости, или 3-й этап формирования зависимого поведения, возникает тогда, когда потребность в употреблении психоактивного вещества ощущается немедленно при сборе "своей" компании. Вне этой компании влечение еще не возникает. Индивидуальная психическая зависимость, как первый признак заболевания, пока отсутствует. Для пробуждения влечения требуются стимулы, запускающие условно-рефлекторные механизмы.

При этом формируется три типа зависимостей: социальная, психологическая, химическая зависимость. Последовательность формирования этих типов зависимостей зависит от конкретных условий и вида ПАВ.

Для того, чтобы лучше понять характер вхождения человека в зависимость, воспользуемся традиционалистской моделью, которая наиболее детально описала генезис зависимости. Это модель колеса сансары в буддизме (см. презентация).

Колесо сансары имеет символическое воплощение, показывающее череду символических повторов в трёх окружностях. На внутренней окружности колеса изображены петух, свинья и змея, вращающиеся в бесконечной череде, уцепившись за хвосты друг друга. Петух символизирует сладострастие, свинья – невежество, змея символизирует гордыню. Внешний круг колеса сансары в двенадцати картинках изображает поэтапное формирование человеческой зависимости, приводящей к страданию, смерти и перерождению и новой череде страданий.

На первом рисунке изображён слепой старец, который идёт, опираясь на посох. Он символизирует неведение, сходное с заблуждением. Это звено порождает все остальные звенья. То есть, если в путь отправляется слепец, у которого к тому же очень мало сил, он обязательно будет натыкаться на препятствия, падать в ямы и идти в неверном направлении. Точно так же, если в нашем сознании будет присутствовать неведение, мы будем совершать очень много ошибок, которые приведут нас к большим страданиям.

На втором рисунке изображение горшечника, из рук которого выходят разные горшки. Это значит, что мы, опираясь на неведение, накапливаем разнообразную карму, благую и не благую.

Третий рисунок – обезьяна, которая постоянно перескакивает с одного дерева на другое. Обезьяне трудно усидеть на одном месте. Так символически изображено наше сознание. Точно так же наш ум постоянно перескакивает с одного объекта на другой, у нас возникают различные мысли, они меняются, и нам трудно сосредоточиться на чём-то одном. Так же наше сознание не может удержаться в одном месте, перемещаясь из перерождения в перерождение. Обезьяна любопытна и хочет получить много впечатлений и удовольствий.

На четвёртом рисунке мы видим корабль, на котором человек перевозит какие-то вещи. Наше тело выполняет такую же функцию: берёт на борт сознание и перевозит его в следующее рождение.

На пятом рисунке мы видим пустующий дом с окнами. Он символизирует органы чувств: глаза, уши, нос и другие, но в нём ещё не функционирует сознание видимого, слышимого.

На шестом рисунке изображено соитие мужчины и женщины. Это состояние, в котором сознание уже функционирует, оно только-только начинает “проявляться”. И как только это происходит, сознание как бы встречается с объектами. У человека появляется сознание видимого, слышимого и т.д., и он получает возможность различать качества объектов, но при этом не испытывает ни страданий, ни блаженства.

На седьмом рисунке мы видим стрелу, которая вонзилась в глаз человека. На этом этапе мы можем ощущать страдание и блаженство. Сначала возникает сознание, потом формирует тело, затем в теле формируются органы чувств, затем они входят в контакт с сознанием, и в результате этого контакта начинают возникать двойственные ощущения страдания и блаженства. Например, если мы прикасаемся к чему-то, у нас возникает контакт, и мы распознаём объект как приятный или неприятный.

На восьмом рисунке – пьяница, который пьёт вино. Это вожделение. У человека появляется тяга к этим приятным объектам. Однажды ощутив что-либо приятное, он хочет испытывать это снова и снова. Таким образом, после появления чувства у человека возникает тяга к удовольствиям сансары, он начинает привязываться к ним. Алкоголик никогда не может остановиться на одной рюмке, ему хочется пить ещё и ещё, но удовлетворить свои желания невозможно. Вожделение начинает присутствовать постоянно. Сансарным счастьем нельзя насытиться, у человека постоянно будет возникать чувство неудовлетворённости. Он будет тянуться постоянно к сансарному счастью, принимая его за истинное, не понимая, что оно является иллюзией.

На девятом рисунке мы видим человека, собирающего фрукты в торбу у себя за спиной, что символизирует привязанность. Когда у человека возникает вожделение, то тяга к удовольствиям начинает расти всё больше и больше, и в конце концов вырастает в привязанность. Человек уже не может обходиться без этих удовольствий. У него возникает цель – достичь удовольствий, и он постоянно находится в их поиске, становится заложником этих удовольствий.

Десятое звено – становление. На этой стадии у нас полностью формируется наше тело в силу вожделения и привязанности к сансаре.

На одиннадцатом рисунке изображён ребёнок, который только-только появляется из чрева матери. Это звено рождения.

На двенадцатом рисунке изображён труп, которого несут несколько человек. Это старость и смерть, то есть тот факт, что родившись, мы сразу же идём к смерти.

Условиями возникновения зависимого поведения являются три звена: первое – неведение, восьмое – вожделение, девятое – привязанность. С ними и связаны символы петуха, змеи и свиньи.

В данной конструкции показан принцип поэтапного формирования зависимости: от неведения к осознанию чувств, от осознания к соприкосновению, от соприкосновения к формирования чувства приятного, от чувства приятного к желанию повторить это чувство – к страсти, от страсти к привязанности и зависимости. В буддийской традиции этот повтор происходит бесконечно, приводя к смерти и перерождению.

Распространение знакомого и привычного для России явления – алкоголизма – растёт с каждым годом, и дети начинают употреблять алкоголь во всё более юном возрасте. Возраст массового курения составляет 10-12 лет, к употреблению наркотиков также привлекаются дети и подростки. К тому же дело не ограничивается химическими видами зависимости. К ним прибавились игровые автоматы, азартные игры, Интернет-зависимость…

Итак, вы ознакомились с понятием аддиктивное поведение, механизмами формирования и видами зависимого поведения. Можете ли вы сознательно попасть в зависимость от табака, наркотиков, алкоголя?

Основная черта взрослого человека – ответственность за свои поступки, за свою жизнь и здоровье. Умение самому принимать решения, не поддаваясь давлению других людей и оценивая последствия своих действий, есть шаг к взрослению. Взрослый человек всегда может сказать “нет”, “я не хочу”.

Список литературы

  1. Магия повтора и зависимость/ Владимир Касаткин. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып. 28).
  2. Проектная деятельность детей как ресурс развития жизнестойкости. – М.: Благотворительный фонд “Женщины и дети прежде всего”, 2009. – 137 с.
  3. Трубицына Л.В. Предупреждение зависимостей у детей и подростков. – М.: Генезис, 2007. – 144 с.