Применение информационно-коммуникационных технологий в работе мастера производственного обучения в целях активизации познавательной деятельности обучающихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.

Среди многих форм активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии с применением компьютерных средств.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, развивать интерес обучающихся к изучаемому материалу или предмету, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность обучающихся, формировать коммуникативные навыки, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.

Для активизации познавательной деятельности на уроках производственного обучения мастерами производственного обучения разработана и успешно применяется методика письменного инструктирования. В основе этой методики лежит самостоятельная мыслительная деятельность учащихся на этапе подготовки и выполнения учебно-производственного задания. С этой целью каждое учебное задание сопровождается разработанными мастером раздаточными методическими материалами: инструкционно-технологическими картами, схемами, таблицами, карточками-заданиями, вопросами для самоконтроля и др.

В настоящее время на уроках теоретического и производственного обучения мастера и преподаватели всё чаще стали использовать современные компьютерные технологии, к которым относятся технологии мультимедиа.

В своей практике я применяю компьютерные технологии уже четвёртый год, что позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся, повышает творческий потенциал личности и мотивацию, стимулирует мою деятельность, упрощая подготовку к занятиям в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования раздаточного материала к уроку. Появляются дополнительные возможности: развивать, модернизировать, накапливать электронные материалы

Технологии мультимедиа сочетают информационные и вычислительные возможности современных компьютеров, значительно расширяют возможности представления учебной информации.

Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и компьютерных технологий в обучении состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать требуемые таблицы, схемы, иллюстрации на доске, бумаге или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт с учащимися, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Например: на уроках производственного обучения в условиях технологической лаборатории, для подготовки поваров при изучении новой темы воспроизводятся в электронном виде такие инструктивно-методические материалы, как: схемы первичной обработки овощей, рыбы, мяса. Приложение 1, приложение 2. Таблицы видов нарезки и кулинарного использования овощей; видов и кулинарного использования полуфабрикатов из рыбы, мяса и др. продуктов; схемы приготовления блюд; инструкционные карты с указанием последовательности выполнения технологических операций и приёмов Приложение 3; карточки-задания, тесты Приложение 4, технологические карты и др.

Другое преимущество мультимедийной техники заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала. Большим достоинством использования мультимедийных систем обучения является помощь в заполнении дневников по производственному обучению (запись тем, практических заданий, схем, таблиц) Приложение 5, приложение 6. Дневник заполняется не только под диктовку или с помощью печатного на бумаге материала, но и с экрана; а также возможность показа электронных презентаций, слайдов, учебных фильмов, чередование в определённой последовательности просмотра фрагментов с практическим показом выполнения заданий.

Соответственно, большее количество времени на уроках производственного обучения уделяется практической деятельности обучающихся с целью формирования их познавательных интересов, решения обучающей задачи. Использование электронных презентаций делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Они могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, выполнении практических заданий и при организации текущего контроля знаний Приложение 7.

В зависимости от построения сценария урока я включаю в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.

Как правило, я использую технологии мультимедиа на вводном инструктаже при изучении нового и повторении пройденного учебного материала. Презентация позволяет не просто вести беседу с обучающимися, задавая вопросы по теме, и тем самым, заставляя их актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, почему, как, какой, для чего и т.д.). Анализ представленной информации способствует развитию мышления обучающихся. Например: при повторении пройденного материала на вводном инструктаже задаю вопросы по теме урока “Приготовление салатов”: “С каких последовательных операций состоит процесс приготовления салатов?” Обучающиеся отвечают. Затем, с использованием анимации и других возможностей программы MS Office Power Point, следует ответ на экране, и все сравнивают свой ответ с электронным. На вопрос: “Какие используют варианты оформления салатов?”, обучающиеся отвечают, а затем на экране воспроизводятся ответы в виде иллюстрированных слайдов и красочных фотографий блюд Приложение 8. В другом случае, обучающийся рассказывает технологическую схему обработки овощей, рыбы или мяса, затем правильность его ответа сопоставляется с ответом на электронной схеме. Таким образом, обучающиеся легче усваивают изучаемый материал, а мастер может объективно и наглядно оценить уровень их теоретической подготовки.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе урока большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи мастера, преподавателя. Однако элементы занимательности на занятиях, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово, вызывают неподдельный интерес к изучаемой теме, желание узнать и научиться большему; в дальнейшем формируют устойчивую мотивацию изучения данного предмета или овладения теми или иными практическими навыками.

Сформировать глубокий познавательный интерес к предмету у всех обучающихся невозможно. Важно, чтобы всем обучающимся на уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастёт в стойкий интерес к обучению.

Применение разнообразных форм обучения на уроках и во внеурочное время (упражнения, конкурсы, викторины составление и разгадывание кроссвордов, поиск интересной и нужной информации для рефератов, стенгазет, посещение факультативных занятий), создают положительный эмоциональный фон деятельности обучающихся. Все формы обучения, перечисленные выше, можно реализовать с помощью информационно-коммуникационных технологий.

При проведении конкурса профессионального мастерства я использую электронные презентации как наглядно-демонстрационный материал и для создания спокойной и приятной атмосферы для участников и присутствующих на конкурсе. На экране воспроизводится иллюстрированная схема приготовления горячего блюда и красочное слайд-шоу с различными вариантами оформления салатов. Демонстрация осуществляется музыкальным сопровождением, что способствует созданию благоприятного микроклимата в аудитории Приложение 9, приложение 10.

Использование мультимедийных технологий – есть применение наглядного метода иллюстраций, который во взаимосвязи с другими методами, позволяет не только сэкономить время на уроке, но и увеличить яркость восприятия материала, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте. Например, практикую в своей работе использование электронных плакатов по изучению технологического оборудования предприятий общественного питания Приложение 11.

Информация, размещённая на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, показа практических приёмов, операций воспитывает интерес к уроку, делает его более привлекательным.

Удивить, – значит заинтересовать. Необычность действий, фактов, явлений, парадоксальность опыта, демонстрируемого обучающимся, всё это вызывает у окружающих какие-то эмоциональные проявления, а значит и интерес. Ежегодно, занимаясь привлечением обучающихся первого курса к занятиям факультатива “Карвинг”, я использую электронную презентацию. Карвинг – это восточное искусство вырезания фигур, цветов из овощей и фруктов. Демонстрируя электронную презентацию факультатива “Карвинг”, я стараюсь снять равнодушие, вызвать заинтересованность, создать положительный эмоциональный фон, расположить к выполнению тех заданий, которые кажутся на первый взгляд трудными и даже непреодолимыми Приложение 12.

Обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования культуры личности.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области, предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с первого курса, обучающиеся получают задания для участия в конкурсах, предметных неделях, других внеклассных мероприятиях, по поиску дополнительной, занимательной информации для стенгазет, рефератов, электронных презентаций. Например: найти сведения об истории блюд, интересные старинные кулинарные рецепты, происхождение названий блюд, традиции, обряды, связанные с ними Приложение 13.

Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, так как приходится искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, компьютерной базе данных, в электронном документе, в интернете с использованием поисковых систем. Поиск и обработка информации могут рассматриваться, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучающихся с компьютером. При работе с большим объёмом информации у обучающихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность.

Работая с рейтинговой системой контроля качества учебно-воспитательного процесса в группе, я также, использую информационно-коммуникационные технологии. Основная цель рейтинговой системы оценки качества – стимулирование равномерной учебно-воспитательной деятельности обучающихся в течение всего учебного года, создание условий для проявления их творческих способностей, предоставление каждому возможности самостоятельно выбирать уровень подготовки. Результаты рейтингового контроля отображаю в электронных таблицах MS EXEL, что позволяет обучающимся объективно и открыто оценивать свои результаты и результаты товарищей Приложение 14.

Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательной работе педагога – это активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического и производственного обучения, внеурочных мероприятиях, развитие творческого потенциала, воспитание смелости мысли, уверенность в себе, в своих творческих силах.