Цели урока:
- Познакомить с различными видами многоугольников, с понятиями “многоугольники”, закрепить понятия “вершины”, “стороны”, “углы” геометрических фигур; продолжить работу по формированию умения сравнивать числа и числовые выражения с помощью знаков >, <, =
- Развивать логическое мышление, внимание и память
- Воспитывать культуру оформления тетради, общения на уроке
Оборудование: у учителя – модели геометрических фигур, карточки с выражениями, ножницы; у детей – модели геометрических фигур, ножницы, тетради, числовые веера
Ход урока
1. Организация класса
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём
Узнаете вы скоро.
– Ребята, у которых на партах лежат карточки, выйдите к доске. Станьте в порядке возрастания чисел. Если задание выполните правильно, получится слово. (число)
– На каком уроке мы изучаем числа? (математика)
2. Актуализация знаний
Устный счёт
2.1 Повторение числового ряда
– Вы знаете, что числа стоят в определённом порядке. Давайте повторим расположение чисел. Мальчики встаньте, посчитайте от 1 до 10, садитесь. Девочки посчитайте от 10 до 1.
– А теперь я проверю правильность ответов каждого ученика с помощью веера.
Назовите предыдущее число (4, 3), следующее число (2, 3),число, которое находиться между 3 и 5, 1 и 3, 2 и 4.
2.2 Сравнение чисел
– А чтобы показать, какое число больше или меньше, какие знаки вы используете? (>, <, =) Найдите эти математические знаки на доске.
а) Индивидуальная работа
– Кто попробует сравнить числа с помощью этих знаков? (2 ученика у доски)
3 и 4 |
1 и 2 |
2 и 5 |
4 и 3 |
1 и 4 |
5 и 4 |
б) Игра “Вставь нужный знак”
– А мы попробуем отыскать нужные знаки в выражениях:
2 1 = 3 |
5 1 = 4 |
5 – 1 3 |
3 – 1 3 |
(докажите правильность ответа)
– На какие 2 группы можно разделить полученные выражения? (равенства, неравенства) Какие математические понятия мы с вами повторили?
в) Проверка индивидуальной работы
Я зачитываю полученное выражение, а дети, если согласны, хлопают в ладоши.
– Какие умения вы закрепили, выполнив это задание? (сравнивать числа) А что ещё можно сравнивать помимо чисел? А на уроке математики? (показать модели геометрических фигур)
Умение сравнивать поможет вам в увлекательном путешествии по стране “Геометрия”. Но для путешествия нам нужны силы, поэтому сделаем зарядку.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
3. Новый материал
3.1Введение в тему
– Итак, мы с вами отправляемся в страну “Геометрия”. Каких жителей страны вы уже знаете? (Точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная). Отгадайте, о ком идёт речь:
Ты на меня, ты на него,
На нас всех посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
– Покажите ^. Почему он так называется?
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Всем угольникам я брат,
Ведь зовут меня...
– Покажите ¦. Почему его называют четырёхугольником?
3.2 Объяснение новой темы
Послушайте интересную сказку об этих братьях. (Начало сказки)
Жили-были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал ещё нежней:
“Неизвестно, кто важней!”
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
– Что же произошло с четырёхугольником? Мы с вами проделаем то же, что и ^, и увидим результат. (Повторить правила работы с ножницами)
– Возьмите ножницы и срежьте каждый угол.(показываю) Положите ножницы в сторону. Посчитайте стороны, углы, вершины. Как можно назвать эту геом. фигуру? Как вы думаете, обрадовался ^ своей проделке? Послушайте окончание сказки.
Уходя, сказал: “Приятных
Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснёшься без углов!”
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он, нет Квадрата,
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
– Но кроме восьмиугольника существуют и другие геометрические фигуры.
Работа по учебнику (стр.46)
– Откройте учебники на стр.46. На полях начерчены геометрические фигуры. Найдите треугольник. Сколько в нём вершин, углов, сторон? Как называется фигура под номером 4? Посчитайте количество углов, сторон, вершин № 1. Как она называется? Найдите у себя такую фигуру. Покажите №2. Как она называется? Почему? Какая фигура у нас осталась? Покажите. Сколько у неё углов, вершин и сторон. Выложите фигуры на парте в порядке увеличения углов. (на доске) А может быть углов ещё больше?
– А как мы можем назвать геометрическую фигуру, у которой много углов? (многоугольник) Тема нашего урока – многоугольники. Можно ли все геометрические фигуры, которые у вас на парте, называть многоугольниками. Найдите в классе многоугольники.
Физкультминутка
Рисуем большим карандашом геометрические фигуры.
(Нарисовать круг, какая фигура не является многоугольником)
4. Закрепление.
Работа в тетрадях (стр.12)
А сейчас я проверю, кто слушал меня внимательно. Откройте тетради.
№5. Найдите последнее задание. Нужно раскрасит пятиугольники. Какие геом. фигуры называются пятиугольниками?
Выполнение задания. Поднимите тетради.(исправление ошибок) Каким словом можно назвать каждую из этих фигур?
№4. (на доске результат)
-Найдите у себя в тетрадях ещё одно задание с геом. фигурами. Возле каждого числа нарисуйте столько же геом. фигур. Выполняем самостоятельно. (проверка – сверить с доской) Можно ли все эти фигуры назвать многоугольниками? (нет, круг не является многоугольником)
5. Подведение итога
– В какую страну мы путешествовали? Как по-другому можно назвать пятиугольники, треугольники, шестиугольники?
Покажите с помощью мимики лица, кому понравилась новая тема. А кому из вас было очень сложно выполнять задания?