Сегодня представляя свой вам свой опыт работы, мне бы хотелось начать свою статью со слов Пассова Е.И “учитель может сформировать личность лишь при условии, что он, будучи сам творческой личностью, для этого должен знать - хотеть учить - суметь творить – хотеть работать”.
А творит учитель на уроке, при условии, если он умеет создавать мотивационное поле урока, и поэтому вначале мне хотелось остановиться на условиях создания этого Мотивационного поля (МПУ). Учитель создает такие условия, когда учащемуся хочется слушать иноязычную речь, говорить на иностранном языке, когда ему нравится выполнять упражнения и задания по ситуациям, теме и тексту, когда ученик чувствует внимание учителя и одноклассников к себе, когда он вовлечен в иноязычную деятельность и испытывает чувство удовольствия, радости, от того что он делает и что он может делать на иностранном языке.
МПУ складывается из следующих факторов: благоприятного психологического климата на уроке; методов педагогики сотрудничества; эмоционального отклика; веры в успех; организация общения; использование современных технологий, нестандартных средств обучения, форм и приемов; нестандартных форм оценивания учащихся. Остановимся немного поподробнее на каждом из них.
“Благоприятный климат”. Мне очень близки идеи педагогики сотрудничества, так как она отрицает авторитарность преподавания, помогает учить детей в общении, сотрудничестве. Преобладающими методами ее являются: проблемно-поисковый, творческий, диалогический, игровой. Все эти методы применяются мной на практике.
Очень важным фактором становления себя как педагога я считаю знакомство с системой работы Ш.А.Амонашвили. Она как нельзя лучше подходит для изучения ИЯ. По его мнению настоящий учитель это тот, кто может воодушевить ребят и повести за собой. А для этого нужно разбудить фантазию детей, вызвать эмоциональный отклик, желание детей общаться друг с другом, что может быть более благодатной основой для обучения?
Одним из непременных факторов создания Мотивационного поля урока является обоюдная вера в достижении успеха: учитель верит в то, что он научит учащихся ИЯ, а учащиеся в то, что они овладеют ИЯ. Т.е. установление доверительных, благоприятных взаимоотношений учителя и класса, учащихся друг с другом.
Также необходимо учитывать коммуникативный характер деятельности учащихся, и рассаживать их так, чтобы учащиеся видели друг друга. Это и есть следующий фактор - “Организация общения”.
Одной из целей обучения ИЯ является развитие речевой компетенции. Поэтому вовлечение учащихся в активную речевую деятельность на уроке путем использования современных средств обучения, методов и приемов, а также различных организационных форм работы на уроке может служить одной из главных побудительных причин к изучению ИЯ. И вследствие этого следующим условием для создания Мотивационного поля урока является выбор и использование нестандартных средств, форм и приемов работы, которые являются составляющими таких технологий как: проектная, игровая, интерактивная, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.Мой главный принцип, которым я руководствуюсь при подготовке к уроку, чтобы мне самой было интересно. Я творю свой урок, как творит режиссер, создавая спектакль. А мои любимые актеры – это мои ученики. Мы с ними друзья – единомышленники. Практика показала, что нестандартные формы и приемы работы наиболее действенны, так как при их применении, учащиеся охотно, активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал, и главное умеют им практически пользоваться.
И, наконец, созданию благоприятного климата способствуют нестандартные формы оценивания учащихся и само речевое поведение учителя. Большое влияние на изучение предмета и его усвоение, оказывают его одобряющие реплики.
Конечно это не полный перечень факторов, повышающих мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому предмету, но, по моему мнению, и как показывает практика именно за счет этих факторов создается Мотивационное Поле Урока.
Методология построения уроков и организация внеурочной деятельности учащихся позволяет добиваться определенных результатов и способствует дальнейшему совершенствованию учителя и учащихся. И самое главное, когда виден результат твоей работы. Когда ученику хочется творить и создавать. Участие ребят в различных Всероссийских конкурсах, олимпиадах, где они становятся лауреатами, призерами и победителями. Когда учитель получает дипломы, грамоты, свидетельства за свой труд, и к тому же находит своих детей и себя в книге “Ими гордится Россия”, это все подтверждение того, что учитель на правильном пути.
Но останавливаться на достигнутом не стоит. Мы – педагоги, должны постоянно самосовершенствоваться и повышать уровень своего мастерства, ведь хороших методов и технологий существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.
И самое главное сохранить в себе детство, любить детей и верить в успех, тогда у Вас непременно все получится.
Урок в 4-м классе по теме “Еда”.
А теперь разрешите мне представить вашему вниманию урок, проведенный в 4 классе по теме “Еда”. (см. Приложение 1) В начальной школе и соответственно в данном классе мы работаем по программе “Английский язык”, 2-4 классы, авторов Н.И.Быковой, М.Д.Поспеловой издательства “Просвещение” по УМК “Английский в фокусе”.
Тип данного урока – комбинированный. Готовясь к уроку, я ставила перед собой следующую цель: закрепить изученные лексические единицы и грамматические структуры по теме “Еда”. И задачи, соответственно вытекающие из цели урока: формирование навыков аудирования, монологической, диалогической речи; воспитание чувства уважения к своему собеседнику, развитие памяти и мышленияучащихся.
“Эмоциональный отклик”. Для создания мотивационного поля урока очень важным является момент введения в тему урока, которое одновременно способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. Поэтому в начале данного урока в форме игровой ситуации учащимся было предложено побывать на дне рожденье у девочки Лулу (персонаж учебника) и далее на всех этапах урока мы встречались с остальными героями данного УМК. В ходе урока старалась рационально использовать отведенное на все этапы урока время, делая логические связки между всеми его этапами. В соответствии с целью и типом урока, использовались различные формы работы: групповая, индивидуальная, парная.
“От звука к слову, от слова к предложению”. После приветствия, объявления темы и задач урока была проведена фонетическая зарядка, в ходе которой ребята повторили звуки, встречающиеся в изученной лексике и сами лексических единицы по теме “Еда”. Затем повторили грамматические структуры I like, I don’t like, My favourite food is, I’ve got some и подошли к проверке домашнего задания. При планировании урока были учтены способности сильных и слабых учащихся.
И вот поэтому на следующем этапе появляется “Волшебная шкатулка”. Детям было предложено на дом творческое задание: “сделать своими руками “Коробочку для завтрака” и нарисовать 5 наименований продуктов”. А на уроке необходимо используя свои изготовленные предметы, составить предложения о том, что им нравится, что не нравится и какое у них любимое блюдо. Но так как учащимся младшего школьного возраста составить предложения сложно, им были предложены опорные слова на доске. В результате этого каждый ребенок смог составить маленький рассказ, сильные учащиеся самостоятельно, а более слабые с опорой на доске.
“Речевой бумеранг”. Готовясь к уроку, были подобраны такие упражнения и задания, которые были направлены на развитие конкретных действий и операций, навыков и умений, а также использование полученных знаний в жизни. Для контроля навыка написания изученных ЛЕ по теме “Еда”, были подготовлены индивидуальные карточки с заданиями. Учащиеся познакомились с заданием, которое было представлено в форме игровой ситуации, и, справившись с ним (Мы идем в гости, но сначала зайдем в магазин и поможем няне Шайн сделать покупки, но названия продуктов таинственным образом перепутались, помогите ей прочитать эти названия) обменялись листочками и проверили друг у друга работы.
“Слушаем и повторяем”. Чередование и смена видов деятельности на уроке, дифференцированный подход к учащимся, использование проблемных ситуаций – все это помогало достичь поставленной цели и добиться положительного результата. На следующем этапе после проверки домашнего задания формируя навык аудирования (мама Мег рассказывала о том, что любят ее дети) мною был прочитан текст, а дети на индивидуальных карточках отмечали, что любят ее дети, а затем сами проверили свои работы, сравнив результаты на доске.
“Нестандартные средства, формы и приемы обучения”. Для того чтобы повысить эффективность преподавания, на уроке были использованы различные технологии: проектная, игровая, интерактивная, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая при проведении физминутки. Готовясь к уроку, были подобраны такие средства обучения, которые помогли раскрыть данную тему и дать положительный, развивающий эффект. Это и наглядность, мультимедийная презентация, магнитофон, аудиозапись для проведения физминутки. (пояснить)
“Оцени себя и других”. На уроке как уже было сказано ранее, применялись различные формы контроля: самооценка, взаимооценка, устный фронтальный и письменный опрос. Система оценивания предполагала оценивание знаний учащихся по ходу урока. Ребята могли получить оценки за разные виды деятельности, и для создания ситуации успеха выставлялись только хорошие оценки “4” и “5”, которые раздавались на цветочках
“Речевое поведение учителя”. Ребята очень активно работали на уроке и в ходе его проведения, комментировались оценки учащихся, не забывала и похвалить, если ребенок отлично справился с заданием и подбодрить, если что-то получалось не так, это также повышало мотивацию на уроке.