Учебно-методическое обеспечение:
А.А. Вигасин. История Древнего мира: учебник для 5 класса для общеобразовательных учреждений. М., 2010.
Г.И. Годер. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. Выпуск 2. М., 2010.
О.В. Арасланова. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина. М., 2009.
Авторский медиапродукт: Microsoft Power Point, Microsoft Word
Технологический сценарий урока.
План занятия:
Этапы урока | Время реализации |
I. Организационный момент. | 2 минуты |
II. Проверка д/з. | 7 минут |
III. Новый материал. | 30 минут |
IV. Результаты и вопросы для закрепления. | 5 минут |
V. Подведение итогов, комментарии оценок. | 1 минута |
Цель урока: рассказать о театральном искусстве в Древней Греции.
Задачи занятия:
- Образовательные – познакомить учащихся с культурным наследием древней цивилизации, показать значение этого наследства в современном мире.
- Развивающие – развитие познавательных интересов, способности к самообучению.
- Воспитательные – воспитание информационной культуры.
Оборудование: компьютер, проектор
Презентация
1.Схема взаимосвязи кадров презентации:
2.Содержание кадров презентации:
- № 1 – титульный лист;
- № 2 – томский “Театр юного зрителя”;
- №3 – томский “Театр драмы”;
- № 4– томский театр “Скоморох”;
- № 5 – томский театр “Версия”;
- № 6 – задание на урок;
- № 7 – Дионис;
- № 8 – сатир;
- № 9 – изображение вакханалии;
- № 10 – изображение греческой трагедии;
- № 11 – элементы современного театра;
- № 12 – элементы древнегреческого театра;
- № 13 – сравнение греческого и современного театров;
- № 14 – изображение древнегреческого театра;
- № 15 – древнегреческий актер;
- №16 – маски древнегреческого театра;
- №17 – древнегреческое представление;
- № 18 – древнегреческое представление;
- № 19 – монеты-билеты;
- № 20 – трагедия;
- №21 – авторы трагедий;
- № 22 – комедия;
- № 23 – Аристофан;
- № 24 – награждение победителей;
- № 25 – задание на урок;
- №26 – использованные материалы;
- №27 – домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
На прошлом уроке мы с вами говорили об афинских школах, о том, как древние греки получали образование. А сегодня мы поговорим с вами о том, как они проводили свой досуг. Тема сегодняшнего нашего урока – “В театре Диониса” (слайд №1).
Каждый из вас получит оценку за работу на уроке (раздать рабочие листы). См. приложение.
II. Проверка домашнего задания
III. Новый материал:
1. Возникновение театра.
Каждый из вас, конечно, был в театре. Давайте вспомним названия томских театров (слайды № 2-5). Ученики предлагают свои версии названия театров.
Задача на урок.
Театр существует и в наши дни, но есть ли отличия современного театра от театра древнегреческого? И что между ними общего? (слайд № 6)
Чтобы вспомнить основные театральные понятия, выполним задание №1 на рабочих листах.
Задание № 1 на рабочих листах.
Объяснение учителя: жизнь греков невозможно представить себе без театральных представлений. Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса (слайд № 7).
? Чему покровительствовал бог Дионис?
На таких празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая всегдашним спутникам Диониса, сатирам (слайд № 8)
Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами– песнями, прославляющими Диониса. Это и были первые театральные представления (слайд № 9).
Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строители создавали театральные здания. И так уже появились театры – от греч. “место для зрелищ” (слайд № 10).
? Соответствует это определение современному определению театра?
2. Основные элементы театра.
? Какие элементы в строении современного театра вы можете выделить? (слайд №11)
Теперь сравним структуру древнегреческого театра (слайд №12).
Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: мест для зрителей, которые назывались театрон. Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Скене – постройка, примыкавшая к орхестре, на нее прикрепляли декорации, а внутри хранились костюмы и маски. Места для зрителей были разбиты на секции.
Сравните основные элементы современного и античного театра (слайд №13).
Задание № 2 в рабочем листе.
3. В древнегреческом театре.
Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города (слайд №14).
Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. Участниками представлений были только мужчины. Они обувь на высокой подошве (слайд №15)
На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись.
В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа (слайд №16).
Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек. Он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля (слад №17)
Что касается зрителей, то приходя в театр, они брали с собой узелки с едой и питьем. Представления длились весь день, и следовали один за другим. Занимали места с ночи, чтобы сидеть поближе к сцене. Театральные представления были настоящим праздником для греков, так как устраивались не ежедневно, а несколько раз в году (слайд №18).
Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. На билете из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место (слайд №19).
Задание №3 в рабочем листе.
4. Театральные жанры.
Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия. Греческая трагедия совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. В трагедии обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель (слайд № 20).
Расцвет афинской драматургии (V–IV вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы (слайд № 21).
Комедия – веселая и насмешливое представление. В таком представлении наряду с героями мифов были современники зрителей (слайд № 22).
Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами (слайд №23).
Награждали авторов так же по двум номинациям: автору лучшей комедии вручали корзину с инжиром и амфору вина. А автора лучшей трагедии награждали живым козлом (слайд № 24).
IV. Результаты и вопросы для закрепления.
Задание на урок.
? Что общего и различного между современным и античным театрами?
V. Подведение итогов, комментарии оценок.
Домашнее задание: §39 – читать. В тетради написать сочинение на тему: “Посещение античного театра”.
Использованные материалы:
- http://lesson-history.narod.ru/map.htm
- http://www.travel-info.ru/event.php?even
- http://www.travel-info.ru/event.php?event_id=41
- http://www.ionb.ru/cgibin/index.pl?sview=1&id=980&f_year=2010&f_mon=3&f_count=25
- http://adventuresofjens.wordpress.com/
- anti4teatr.ucoz.ru
- http://primafisha.ru/theatre/?uid=9b5914785a585b0ab9201b93e3c9f824
- nika14nika.beon.ru
- www.orpheusmusic.ru
- http://bookmix.ru/index.phtml?cid=-1&searchform=on&kauthor=Софокл=
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Лысый
- http://psi-journal.ru/2010/01/page/17/
- http://afisha.westsib.ru/text/read/3680
- http://aerotour.tomsk.ru/?id=3
- http://geoid.ru/city/206369/facts/50/
- http://oxymoron.tomsk.ru/?page_id=1361
- http://www.liveinternet.ru/photo/roen/post15422693/
- http://www.kolizejinfo.ru/forum/21-214-1