Цели урока: познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); учить детей различать травянистые и древесные формы растений; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру
Ход урока
– Ребята, давайте настроимся на работу. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю!
– Ребята, а теперь откройте глаза, улыбнёмся друг другу и начнём работать.
– Прочитаем тему нашего урока. (Какие бывают растения?)
– А почему в конце предложения стоит вопросительный знак? Нам на уроке нужно найти ответы на этот вопрос.
– Внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает?
– На какие две группы можно всё это разделить? (Природа и всё, что сделано руками человека).
– Найдите лишний объект: ель, белка, ландыш, холодильник, солнце, луна, синица.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … (природа)
– На какие ещё две группы можно разделить природу? Какая она бывает? (Живая и неживая).
– Разделите объекты на 2 группы: ель, белка, ландыш, солнце, луна, синица.
– А как вы думаете, на какие группы можно разделить эти объекты живой природы? (Бактерии, грибы, растения, животные и человек).
– Признаки живой природы. (Рождение, дыхание, питание, рост, размножение, старение и умирание).
– Отгадайте загадку:
Дышит, растёт,
А ходить не умеет. (Растение)
(Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю).
(Тело большинства растений можно разделить на подземную и надземную части. Подземная часть образована корнями. Они закрепляют растения в почве и поглощают воду и минеральные соли.)
Работа в парах:
– Ребята, у вас на партах рисунки растения. Найдите на рисунке части растения, рядом со стрелками поставьте соответствующие цифры. Работаем парами.
– Определите, о каком растении идёт речь:
- У него зелёные листья. Что это может быть?
- У него зелёные листья и корень. О чём речь сейчас?
- У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что же это такое?
(Дерево).
– Чем деревья отличаются от остальных растений? (У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви).
– Назовите главные существенные признаки, которые помогут вам определить кустарник.
Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.
Сообщение ученика о калине: Калину очень любили в старину; народ сложил о ней песни и сказки. Это одно из самых любимых его растений. Во время цветения стоит калина торжественная, в белом кружевном наряде. А осенью её украшают красивые розовые, пурпурные, бордовые листья и гроздья красных плодов. За их окраску, напоминающую раскалённый металл, народ и дал ей такое имя.
– Чем травы отличаются от других растений? (Травы обычно имеют мягкие зелёные стебли. Травы живут значительно меньше, чем деревья и кустарники. Осенью некоторые из них полностью отмирают. Травы ниже кустарников. Но есть и очень высокие – кукуруза, подсолнечник).
– Продолжим нашу цепочку. На какие группы мы разделили растения? (Травы, кустарники, деревья).
– Приведите примеры: деревьев, кустарников, травянистых растений.
– Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? А на следующих, поднимаясь вверх? (Травы, кустарники, деревья).
-Теперь немножко отдохнём и отгадаем загадки:
1. Что же эта за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Ель – хвойное дерево. Хвоинки опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.
Ель влаголюбива, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса темные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет.
2. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Сосна менее прихотлива к почве, может расти и на песчаных почвах. Она – светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Из сосновых брёвен строят дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны.
3.Что за дерево стоит,
Ветра нет,
А оно дрожит? (Осина)4.Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички .(Ромашки)
Физкультминутка. (Учитель называет различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост – кустарники, руки вверх – деревья.) – слайд 25
5.Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт,
А когда проходит лето,
Мы едим его “конфеты”,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, дети, зубки! (Орешник)6.И высок я, и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.(Дуб)
Дуб – долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго удерживаются на ветвях осенью, а иногда и всю зиму дуб стоит с поблекшими тёмно – коричневыми листьями.
7. Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Берёза).8.Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – серёжки;
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. (Подорожник)9.Он стоял на гибкой ножке
В круглой шапке у дорожки.
Ветерок чуть набежал
И – развеял шапку-шар (Одуванчик)10.Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опаданием хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20 – 60 хвоинок. Лиственница необычайно крепкое и тяжёлое дерево, оно даже тонет в воде. Срубы домов, построенные из лиственницы, стоят по 300 – 400 лет и только темнеют от времени.
11.Ты растение не тронь–
Жжётся больно, как огонь. (Крапива)
12.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
– На какие группы можно разделить эти растения: берёза, одуванчик, смородина, ель, клён, сирень, мак, ромашка, шиповник. (Травы, кустарники, деревья).
– На какие две группы можно распределить эти деревья: берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа. (Лиственные и хвойные).
– Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?
– Почему хвойные деревья круглый год зелёные? (Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые.)
– Зачем нам нужны растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей)
– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких. В нашей стране она утверждена в 1974году. Красная книга Чувашии.
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость.
Подведение итогов урока
– Ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Какие бывают растения?
Источники: