Внеклассное мероприятие "Эмоции и здоровье"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Урок “Эмоции и здоровье” построен по чёткому плану: вводная часть, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов. Построение детей в круг в начале занятия, проговаривание приветствия является психологическим настроем их на совместное общение, взаимопомощь. При подготовке к занятию дети получают задание выучить стихотворение, при этом учитываются индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка. При проведении занятия используются различные формы и методы, элементы арттерапии, сказкотерапии, песочной терапии, просмотр фрагмента мультфильма “Просто так” с последующими ответами на вопросы, самостоятельная работа с карточками. Все задания ориентированы на развитие эмоциональной выразительности, творческих способностей, самостоятельности. Дети учатся выражать свои эмоции и управлять ими, делить эмоции на положительные и отрицательные, понимать эмоции других людей. В конце урока дети приходят к выводу, что для здоровья необходимо выбирать положительные эмоции. Приобретённые умения помогут им контролировать своё поведение, будут способствовать положительной коммуникации, сохранению психического здоровья, а в дальнейшем успешной адаптации в обществе.

Для эффективного освоения материала урок проходит с использование мультимедийной презентации, что позволяет улучшить наглядность, усилить мотивацию обучения, индивидуализировать процесс обучения. У учащихся развивается наглядно-образное мышление, что обеспечивает основательное запоминание материала, более глубокое осознание его сущности, развивается познавательный интерес, умение обобщать, сравнивать. Активизируется творческая деятельность школьников.

Данная презентация состоит из 14 слайдов. Начало воспроизведения каждого слайда настроено по щелчку. На слайдах размешены объекты, которым задана анимация таким образом, что бы информация открывалась постепенно.

Для удобства работы педагога под слайдами расположен конспект урока.

Цели урока:

  • cформировать у учащихся понятие о видах эмоций (положительных и отрицательных);
  • вести работу по развитию мимики и эмоционально-выразительных движений;
  • расширять знания о приёмах снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения психического здоровья;
  • воспитывать культуру общения.

Оборудование: карточки со словами, разноцветные шары, мультимедиа оборудование, маркеры, большой платок, коробки с песком, влажные салфетки

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд №1

Воспитатель: Сегодня у нас очередной урок здоровья. Но вначале давайте поздороваемся друг с другом:

Ты пришёл и я пришёл,
Вместе нам хорошо.
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.

Я очень рада видеть вас, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (Ответы детей). Я надеюсь, что после сегодняшнего занятия настроение у вас будет ещё лучше, потому что мы сделаем ещё один шаг в направлении к здоровому образу жизни.

Слайд №2

Девизом нашего занятий станут слова:
Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для здоровья, то и буду выбирать.

Слова написаны на доске, прочитываются хором.

– Сегодня мы будем говорить о чувствах и состояниях человека, о том как их можно выразить и как ими управлять.

– Для начала я предлагаю вам встретиться с героями мультфильма.

М/ф “Просто так”, просмотр первых кадров.

Вспомнили этот мультфильм? (Ответы детей).

Кто герои этого мультфильма? (Ответы детей).

– Если наша цель выбирать, то давайте выберем название тому чувству, которое испытывает мальчик. (Радость).

– А ослик какое чувство испытывает? (Грусть.)

– Сможем мы с вами изобразить эти чувства? (Ответы детей).

– Давайте все вместе попробуем изобразить радость. (Используется зеркало.)

А теперь – грусть. Молодцы!

II. Изучение нового материала.

Слайд №3

Воспитатель:

– Вы молодцы, правильно определили чувства и состояния героев мультфильма. Все чувства, переживания можно назвать одним словом – эмоции.

– Сейчас мы поговорим о тех чувствах, которые может испытывать человек.

Дети по очереди читают стихи и отвечают на вопрос: О какой эмоции идёт речь?

Слайд№4

Весела я, весела,
Ножками я топаю.
Я танцую и пою
Ив ладошки хлопаю

И. Лопухина

– Какое чувство испытывает девочка? (Радость).

Слайд№5

Зайку бросила хозяйка –
Под дождём остался зайка.

А. Барто

– Какое чувство испытывает герой? (Грусть.)

Слайд№6

Гуси и Люся.

На дороге гуси ущипнули Люся,
И болела долго у неё нога.
– Я вам, злые гуси! – погрозила Люся.
А они в ответ ей: “Га-га-га”!

Л.Успенская

– Какие гуси? (Злые).

Слайд№7

Лепит девочка из глины
Ушки, лапки, хвостик длинный.
Удивляется братишка:
Вышла серенькая мышка.

Мариджан

– Какое чувство испытывает братик? (Удивление).

Слайд №8

У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: “У-у-х!”, Филин: “У-у-х!”
У старушек замер дух:
“Жутко!”

Е.Благинина

– Какое чувство испытывают старушки? (Страх).

Слайд №9

Кролики.

В старой корзине на кухонном столике
Смирно сидели пушистые кролики.
Мама сказала: “Их трогать не нужно.”
Только, наверно, им, бедненьким, душно,
Маленьким крошкам жарко и тесно.
Сколько их там – посмотреть интересно.

З. Александрова

– Какое чувство испытывает герой? (Интерес).

Слайд№10

Мама недовольна

Ваза синяя разбита,
Лужа на паркете...
Мать на мальчиков сердита:
— Отвечайте, дети,
Кто из вас с цветами вазу
Уронил с окошка?
Может быть, ответить маме:
“Виновата кошка”?
И Володя, и Сережа
Покраснели сразу.
Мама спрашивает строже:
—Кто же трогал вазу?
Младший прячется за брата,
Старший смотрит прямо, Говорит:
— Прости нас, мама,
Оба виноваты.

З. Александрова

– Какое чувство испытывают мальчики? (Стыд, вину).

Слайд№11

– Давайте ещё раз повторим, о каких эмоциях мы говорили. (Ответы детей). Попробуйте самостоятельно поделить эти эмоции на две группы.

Детям раздаются карточки с названиями эмоций.

Радость

Грусть

Интерес

Страх

Удивление

Вина

 

Злость

Как вы назовёте эмоции 1-й группы? (Хорошие, приятные.)

– Их принято называть – положительные. А эмоции другой группы как можно назвать? (Плохие, неприятные). Отрицательные.

Слайд №12

При общении очень важно уметь определять, какие эмоции испытывает человек в данный момент. Сейчас мы узнаем, можете ли вы это делать, а для этого заглянём в волшебный теремок, в котором живут герои разных сказок.

Посмотрите на это окно. Какое лицо на нем нарисовано? Какой герой живёт в теремке? (Ответы детей)

Выражение лиц: испуганное, грустное, злое, радостное.

– Правильно! Молодцы, вы хорошо умеете определять эмоциональное состояние других.

Слайд№13

– Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели волшебные воздушные шары. Давным-давно в одной сказочной стране жили-были волшебные воздушные шары. Кто-то был веселым, кто-то грустным, один шарик был злой, а другой всего боялся. Все они были разные, и им друг с другом было интересно. Но вот однажды случился сильный-сильный дождь, и личики шариков смыла вода. И теперь они стали одинаковые и неинтересные. Сделайте их снова разными.

Дети с помощью маркера рисуют на шарике.

– Молодцы, ребята, шарики очень обрадовались, а теперь им пора улетать. Шарики улетают под музыку.

– Дети, а под какую музыку улетели наши шарики? (Ответы детей),

– Музыка тоже может выражать эмоциональное состояние. Давайте послушаем несколько мелодий и определим, какие эмоции вы испытываете?

Звучит грустная, страшная, весёлая мелодии. (Ответы детей).

– А сейчас мы поиграем в игру “Мои цыплята”. Вы будете не просто мальчиками и девочками, а маленькими цыплятами, а я буду вашей мамой-курицей. Внимательно слушайте и выполняйте то, что я вам буду говорить.

Воспитатель вместе с детьми садится на пол и накрывает всех “волшебным платком”.

– Раз, два, три, четыре, пять!
Будем мы в цыплят играть.
Желтые, хорошие,
На солнышко похожие.

Долго-долго мама-наседка высиживала своих цыплят. И вот скорлупки начали трескаться, и цыплята стали появляться на свет.

Первый цыплёнок очень удивился:

Как просторно вокруг, а в скорлупке так тесно.

Ребенок изображает это соответствующей мимикой: брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты (удивление).

Воспитатель: Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел появиться на свет первым, но его опередили.

Ребенок передает это состояние: брови сведены к носу, глаза прищурены, рот закрыт, губы сжаты.

Воспитатель: Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в скорлупке, а тут всюду опасность.

Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сведены к носу, глаза и уголки рта опущены вниз.

Воспитатель: Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: “Какой чудесный мир вокруг!”

Ребенок повторяет слова: “Какой чудесный мир вокруг!” — улыбается и смеется.

Воспитатель: Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывал им в глаза, дотрагивался до них.

Ребенок выполняет действия, указанные воспитателем, при этом брови подняты вверх, глаза и рот широко раскрыты.

Воспитатель: Шестой цыпленок очень испугался, когда треснула скорлупка. Ему стало очень страшно, потому что он не знал, что будет дальше.

Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови приподняты, сведены к переносице, глаза очень широко открыты, он дрожит от испуга.

Воспитатель: Седьмой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало так стыдно, что он всех задерживал.

Ребенок передает состояние этого цыпленка: брови сдвинуты к носу, глаза опущены вниз.

Воспитатель: Мои хорошенькие цыплятки, я так рада видеть вас (улыбается). Вы все такие разные, но я всех вас очень люблю: и грустных, и весёлых, и удивлённых, и тех, кто боится. Воспитатель накрывает детей платком.

Раз, два, три, четыре, пять!
Поиграли мы в цыплят.
И сейчас хотим опять
Превратиться мы в ребят.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, влияют ли эмоции на состояние нашего здоровья? (Ответы детей). Конечно, влияют. Мы выяснили, что эмоции бывают отрицательные и положительные.

– Как отрицательные эмоции влияют на здоровье? (Человек может плохо спать, пропадает аппетит, болит голова и т.д.)

– Как положительные эмоции влияют на здоровье? ( Человек будет бодрый, весёлый, будет хороший сон, аппетит, может вылечится от болезней).

– Вот представьте, что у вас плохое настроение. Оно заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются дети и взрослые. А после того как злость ушла, вам бывает грустно или неприятно. Открою секрет – каждый большой и маленький человек имеет право злиться.

– Есть много способов, которые помогают нам избавиться от плохих эмоций. Вспомните, пожалуйста, какие способы и приёмы вы знаете. (Снеговик, подушка для битья, стаканчик, мирилочка без слов, разрывание бумаги, упражнения на расслабление).

– Правильно! Есть много игр, которые учат нас “сердиться правильно”, то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр вам подарит мокрый песок. Давайте с помощью песка вылепим собственную злость, а потом победим ее.

Дети работают с песком.

III. Итог урока.

Воспитатель: о чём мы с вами сегодня говорили?(Об эмоциях).Правильно, что такое эмоции? (Эмоции это чувства, состояния человека).

– На какие две группы оделяться эмоции? (Положительные, отрицательные).

– Итак, ребята, в жизни нам случается выражать и положительные, и отрицательные эмоции. Давайте вспомним наш девиз. Какие эмоции мы выберем для своего здоровья? Ответы детей.

Слайд№14

– А как сделать, чтобы положительных эмоций стало больше? Быть всегда весёлыми, делать друг другу больше приятного, сначала хорошо подумать, а потом сделать, больше улыбаться.

– Вспомним совет Кота Леопольда: “Давайте жить дружно!”

(Сюрпризный момент: в класс влетают воздушные шарики с нарисованными на них весёлыми мордашками, к шарикам привязаны конфеты.)

Учитель. Ребята, это сюрприз! Держите шарики, ешьте конфеты, вы их заслужили!

– А теперь я попрошу вас и гостей выразить эмоции от нашего совместного общения с помощью смайликов.