ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать, – мы отправимся путешествовать.
Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.
Круглый, румяный,
В печке печен,
На окошке стужен.
Дети. Колобок. Слайд 2
У. Как начинается сказка?
Дети вспоминают.
– Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в “математический лес”.
У. Скок да скок,
Скок да скок,
Покатился колобок,
Круглый да румяный,
Прямо на поляну.
Учитель вывешивает на доску план маршрута. Слайд 3
За каждый правильный ответ нам будет улыбаться солнышко.
III. Устный счет и минута чистописания
У. Катится, катится Колобок по лесу и докатился до поляны “Устный счёт и чистописание”. А главный на этой полянке Заяц. "Не пущу тебя дальше, – говорит Заяц, – пока не выполнишь мои задания. А не справишься – съем тебя". Ребята, давайте поможем Колобку выполнить зайкины задания. Посмотрите внимательно, что хотел записать зайка? Слайд 4
Д. Числовой ряд!
У. Получилось у него? А почему?
Д. Пропустил числа.
У. Давайте восстановим числовой ряд! Что получится?
Д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (в числовом ряду числа идут по порядку, в порядке возрастания). Слайд 5
У. Зайка не отпускает Колобка. Если в математическом лесу найдёшь цифру, похожую на тебя, я тебя отпущу. Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?
Д. Это ноль!
У. Конечно же, это цифра ноль. А на что еще похож ноль?
Ученик 1.
Ноль – дыра без бублика,
Ноль – богач без рублика,
Без страны своей король.
Ноль – ничто,
Нисколько,
Ноль.
Ученик 2.
Нолик – круглый, как Земля,
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль – ладонь пуста.
Пишем ноль,
И ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем!
Ученик 3.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Ученик 4.
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется нулем!
У. Давайте научим Колобка и Зайца писать эту замечательную цифру. Чем ноль отличается от Колобка?
Д. Колобок – круглый, ноль – овальный.
У. А чем отличаются печатный и письменный нули?
Д. Письменный надо писать с наклоном. Слайд 6
У. А какое число наименьшее в числовом ряду?
Д. 1
Длинноносой Единице
Дома, в строчке не сидится!
– Путешествовать хочу,
К двойке в гости полечу!
Соберу я чемодан,
Положу один стакан,
Книжку толстую одну,
Щетку с мылом заверну,
Я возьму одну матрешку
И одну большую ложку.
Ярко-рыжий апельсин
Я возьму с собой один.
Молока один пакет
И один мешок конфет!
Ничего я не забыла?
Ах! Себя не положила!
У. Давайте научим Колобка и Зайца писать и эту замечательную цифру. Слайд 7
У. А какое двузначное число можно записать, используя цифры 1 и 0? Слайд 8
Дети работают в буклетах (у каждого свой: первоклассник и дошкольник) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
На доске образец записи:
У. Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.
IV. Повторение материала
У. Следующая станция, на которой задержали
Колобка, – "Лесная стройка". И командует на
ней Серый Волк.
– И здесь ты должен выполнить мои задания,
иначе я тебя съем. В новых домах строители забыли
указать номера квартир! Но будь внимателен! У
каждого дома есть номер, а номера квартир в сумме
дают число, которое соответствует номеру домика.
Помогите Колобку. Слайд 9 (работают у доски по
рядам)
Д. 5 это 1 и 4; 5 это 3 и 2; 4 это 2 и 2; 4 это 3 и 1; 6 это 3 и 3; 6 это 4 и 2. Слайд 10
У. Молодцы! Справились с заданиями Серого Волка, можно путешествовать дальше.
V. Решение задачи
У. Катится, катится Колобок, а навстречу
ему Медведь с поляны "Сосчитай-ка". Слайд
11
– Колобок, Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, Медведь!
– Хорошо, только при одном условии. Реши
задачу про лесных жителей. Слайд 12
Как-то раз в лесу густом
Еж себе построил дом,
Пригласил лесных зверей.
Сосчитайте их скорей:
Два зайчонка, два лисенка,
Два веселых медвежонка,
Два бельчонка, два бобра.
Называть ответ пора!
Ребята, помогите Колобку. (решают задачу устно) Слайд 13, 14
VI. Физкультминутка
У. Теперь и отдохнуть можно немного.
Хомка
Хомка, хомка, хомячок, (Хлопки в ладоши.)
Полосатенький бочок. (Повороты туловища влево-вправо.)
Хомка раненько встает, (Руки вверх — потянулись.)
Щечки моет, шейку трет. (Массаж лица.)
Подметает хомка хатку (Наклоны вперед.)
И выходит на зарядку. (Ходьба на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки.)
Хомка хочет сильным стать. (Хлопки в ладоши.)
VII. Работа с геометрическим материалом
У. А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, и докатился он до “Геометрической поляны”. Слайд 15
Какие фигуры увидел здесь Колобок? Приготовьте 3 карандаша: зеленый, красный, желтый. И помогите ему выполнить ещё одно задание от Медведя: зеленым цветом обведите треугольники, круги – красным, а прямоугольники – желтым.
Дети работают в буклетах (у каждого свой: первоклассник и дошкольник) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проверка. Слайд 16
VIII. Графический диктант
У. Катится, катится Колобок, а навстречу
ему Лиса, а поляна – то у нее называется –
"Нарисуй – ка".
– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята
тебе не помогут.
Поможем, ребята? Слайд 17
Д. Да
У. Первоклассники будут выполнять графический диктант, а малыши будут работать с цветочками. Слайд 18
Дети работают в буклетах (у каждого свой: первоклассник и дошкольник) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проверка. Слайды 19 – 22
IХ. Итог урока
У. Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он решил на отлично. А помогли ему в этом вы, ребята. Как вы ему помогли?
Д. Думали, решали, рассуждали, считали.
Рефлексия. Самооценка.
У. А теперь оцените свою работу на уроке. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на уроке, у вас все получалось, то поднимите “солнышко”, а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – “тучку”. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Колобок благодарит вас за помощь, которую вы ему сегодня оказали, и вручает за хорошую работу отличные отметки и призы.
Слайд 23