Программа воспитания духовного начала школьников "Жизнь в гармонии"

Разделы: Внеклассная работа


В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по окружающей среде и развитию. На этой конференции была принята Концепция устойчивого развития. В книге “Наше общее будущее” (Н.М.Мамедов) отмечается , что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой”. XXI век может оказаться переломным в истории цивилизации, ибо на его протяжении должно решиться основное противоречие – быть или не быть человечеству.

Жизнь в гармонии со вселенной – это, пожалуй, и есть основная цель так нашумевшей в последнее время идеи устойчивого развития. Что же предполагает устойчивое развитие? Прежде всего, новую, экономически более безопасную модель социально – экономического развития и сохранение на этой основе жизни на планете. На пути к этому развитию следует изменить практическую направленность человеческой деятельности в сторону духовности. Духовные ориентиры должны составлять устойчивый стержень должного поведения человека в его деятельности. Одной из целей образования нужно считать объяснение жизни ,как драгоценного дара, данного нам природой. В побуждении беспрестанно ощущать красоту, добро, истину и в надежде на будущее и состоит значение образования. УР – процесс , целиком упирающийся в духовное качество человека и напрямую зависящий от его помыслов и действий. Именно в школе надо говорить об этике, морали, нравственности – категориях первостепенной важности, создающих прочный фундамент для реализации концепции УР.

В школьной, относительно чистой среде, не должно быть стремления к индивидуализму и конкуренции, цинизму и пессимизму. Любовь и гуманизм, дружба и щедрость, доверие и сострадание – вот те качества, которые необходимо культивировать в школьной среде. Они и есть залог устойчивого развития.

“В поисках устойчивого мира пройдёт совсем немного времени до того момента, когда даже самые жёсткие, рациональные и практичные люди, даже те, кого не воспитывали в духе гуманизма, заговорят о добродетели, морали, мудрости и любви”.
(Д.Х.Медоуз “За пределами роста”)

Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися 5–6-х классов, направлена на развитие духовной культуры подростков. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, правильного поведения в той или иной ситуации.

Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.

Цель программы: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, жизни в гармонии с окружающими их людьми и с природой.

Задачи:

  • закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
  • мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

Методы и формы работы:

  • беседа;
  • ролевая игра;
  • тренинги межличностной коммуникации;
  • классные часы
  • В основе программы лежат следующие принципы:
  • этичное отношение к личности;
  • эмпатическое понимание мира подростка;
  • конструктивное общение;
  • интерес к личному опыту подростка и его актуализация;
  • диалогичность;

Прогнозируемые результаты:

  • подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения;
  • подростки будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;
  • разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать;
  • подростки поймут принцип и значение понятия “гуманизм”, заговорят о добродетели, морали, мудрости и любви.

Тематический план.

I  Классные часы.

Тема Цели
1 Разрешите представиться Знакомство с курсом, принятие правил работы в группе.
Сплочение коллектива
2

3

Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь. от других.
День согласия и примирения.
Развитие навыков самопознания и самопринятия.

Воспитание толерантности, уважения к культурному и историческому наследию.
4

5

Я в мире людей, или живи в согласии с другими.

Единый правовой день “Право на мир”.

Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения друг к другу.
6 Поведение и культура. Стимулирование поведенческих изменений, обучение приёмам эффективного межличностного общения.
5 Общение в моей жизни. Формирование первоначального представления о значении общение в жизни человека.
7

8

Общение и уважение.

Широкая Масленица.

Формирование навыков эффективного повседневного общения.

Воспитание толерантности, уважения к традициям.

9

10

Конфликт – неизбежность или…

Книги – интеллектуальное богатство.

Обучению детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте.

Осмысление красоты письменной речи, привитие должного уважения к труду.

11 Комплимент – дело серьёзное? Развитие умений замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме.
12 Без друзей на свете трудно жить… Осмысление понятий “друг”, “дружба”, совершенствования навыков общения
13 Мы рыцари и джентльмены. Формирование знаний о должном поведении в обществе, о мужском этикете (беседа для мальчиков).
14 Царство женщины – это царство нежности, тонкости и терпимости. Формирование знаний о женском этикете (беседа с девочками).
15 На пути к гармонии. Закрепление полученных знаний.

II  Встречи с интересными людьми.

1 Встрева с ветераном ВОВ. Воспитание любви к Родине, взаимоотношение возрастных групп.
2 Встреча с представителями ассоциации “Солнечный груг”.  
3 Встреча со спортсменом. Воспитание воли, силы духа. Пропаганда здорового образа жизни.
4 Встреча в артистом театра “На Таганке”Олегом Ермоловым. Развитие чувства прекрасного, эстетического вкуса.

III  Выездные мероприятия.

1 Ленино – Снегирёвский мемориальный комплекс Музей защитников Москвы. Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за советский народ – победитель в ВОВ.
2

3

4

Музей– усадьба “Царицыно”.

Исторический музей.

Измайловский Кремль.

Приобщение к историческому наследию нашей страны.
5

6

7

8

9

Театр им. Моссовета.

Киностудия “Мосфильм”.

Театр им.Ермоловой.

Третьяковская картинная галерея.

Кинотеатр.

Воспитание эстетического вкуса, приобщение к культуре.
10 Посещение аквапарка.

Посещение ледового катка.

Укрепление физического состояния , силы духа, пропаганда здорового образа жизни.