В 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла Конференция ООН по окружающей среде и развитию. На этой конференции была принята Концепция устойчивого развития. В книге “Наше общее будущее” (Н.М.Мамедов) отмечается , что “стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой”. XXI век может оказаться переломным в истории цивилизации, ибо на его протяжении должно решиться основное противоречие – быть или не быть человечеству.
Жизнь в гармонии со вселенной – это, пожалуй, и есть основная цель так нашумевшей в последнее время идеи устойчивого развития. Что же предполагает устойчивое развитие? Прежде всего, новую, экономически более безопасную модель социально – экономического развития и сохранение на этой основе жизни на планете. На пути к этому развитию следует изменить практическую направленность человеческой деятельности в сторону духовности. Духовные ориентиры должны составлять устойчивый стержень должного поведения человека в его деятельности. Одной из целей образования нужно считать объяснение жизни ,как драгоценного дара, данного нам природой. В побуждении беспрестанно ощущать красоту, добро, истину и в надежде на будущее и состоит значение образования. УР – процесс , целиком упирающийся в духовное качество человека и напрямую зависящий от его помыслов и действий. Именно в школе надо говорить об этике, морали, нравственности – категориях первостепенной важности, создающих прочный фундамент для реализации концепции УР.
В школьной, относительно чистой среде, не должно быть стремления к индивидуализму и конкуренции, цинизму и пессимизму. Любовь и гуманизм, дружба и щедрость, доверие и сострадание – вот те качества, которые необходимо культивировать в школьной среде. Они и есть залог устойчивого развития.
“В поисках устойчивого мира пройдёт совсем немного времени до того момента,
когда даже самые жёсткие, рациональные и практичные люди, даже те, кого не
воспитывали в духе гуманизма, заговорят о добродетели, морали, мудрости и
любви”.
(Д.Х.Медоуз “За пределами роста”)
Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися 5–6-х классов, направлена на развитие духовной культуры подростков. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, правильного поведения в той или иной ситуации.
Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.
Цель программы: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, жизни в гармонии с окружающими их людьми и с природой.
Задачи:
- закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
- мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
- способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.
Методы и формы работы:
- беседа;
- ролевая игра;
- тренинги межличностной коммуникации;
- классные часы
- В основе программы лежат следующие принципы:
- этичное отношение к личности;
- эмпатическое понимание мира подростка;
- конструктивное общение;
- интерес к личному опыту подростка и его актуализация;
- диалогичность;
Прогнозируемые результаты:
- подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения;
- подростки будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;
- разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать;
- подростки поймут принцип и значение понятия “гуманизм”, заговорят о добродетели, морали, мудрости и любви.
Тематический план.
I Классные часы.
№ | Тема | Цели |
1 | Разрешите представиться | Знакомство с курсом, принятие правил работы в группе. Сплочение коллектива |
2 3 |
Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь. от
других. День согласия и примирения. |
Развитие навыков самопознания и самопринятия. Воспитание толерантности, уважения к культурному и историческому наследию. |
4 5 |
Я в мире людей, или живи в согласии с другими. Единый правовой день “Право на мир”. |
Развитие коммуникативных навыков, выработка доброжелательного отношения друг к другу. |
6 | Поведение и культура. | Стимулирование поведенческих изменений, обучение приёмам эффективного межличностного общения. |
5 | Общение в моей жизни. | Формирование первоначального представления о значении общение в жизни человека. |
7 8 |
Общение и уважение. Широкая Масленица. |
Формирование навыков эффективного повседневного
общения. Воспитание толерантности, уважения к традициям. |
9 10 |
Конфликт – неизбежность или… Книги – интеллектуальное богатство. |
Обучению детей поиску альтернативных вариантов
поведения в конфликте. Осмысление красоты письменной речи, привитие должного уважения к труду. |
11 | Комплимент – дело серьёзное? | Развитие умений замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме. |
12 | Без друзей на свете трудно жить… | Осмысление понятий “друг”, “дружба”, совершенствования навыков общения |
13 | Мы рыцари и джентльмены. | Формирование знаний о должном поведении в обществе, о мужском этикете (беседа для мальчиков). |
14 | Царство женщины – это царство нежности, тонкости и терпимости. | Формирование знаний о женском этикете (беседа с девочками). |
15 | На пути к гармонии. | Закрепление полученных знаний. |
II Встречи с интересными людьми.
1 | Встрева с ветераном ВОВ. | Воспитание любви к Родине, взаимоотношение возрастных групп. |
2 | Встреча с представителями ассоциации “Солнечный груг”. | |
3 | Встреча со спортсменом. | Воспитание воли, силы духа. Пропаганда здорового образа жизни. |
4 | Встреча в артистом театра “На Таганке”Олегом Ермоловым. | Развитие чувства прекрасного, эстетического вкуса. |
III Выездные мероприятия.
1 | Ленино – Снегирёвский мемориальный комплекс Музей защитников Москвы. | Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за советский народ – победитель в ВОВ. |
2 3 4 |
Музей– усадьба “Царицыно”. Исторический музей. Измайловский Кремль. |
Приобщение к историческому наследию нашей страны. |
5 6 7 8 9 |
Театр им. Моссовета. Киностудия “Мосфильм”. Театр им.Ермоловой. Третьяковская картинная галерея. Кинотеатр. |
Воспитание эстетического вкуса, приобщение к культуре. |
10 | Посещение аквапарка. Посещение ледового катка. |
Укрепление физического состояния , силы духа, пропаганда здорового образа жизни. |