Цели урока:
- Тренироваться в определении главных и второстепенных членов предложения.
- Повторять словарные слова.
- Воспитывать бережное отношение к здоровью.
Ход урока
На доске девиз: “На добрый путь всегда готовым будь!”
– Все ли готовы к работе? (да)
1. Словарная работа
– Разгадываем кроссворд, отгадаем загадки, а отгадкой будет словарное слово: см. кроссворд в презентации (слайды 1-7)
(записываем в тетради, затем слово появляется на экране)
– Назовите ударный слог и опасные места.
Не сварить хороших щей
Нам без свежих … (овощей)
Плаванье полезно всем,
Посещаем мы …(бассейн)
Нам не нужен аспирин,
Принимаем …(витамин)
Вызывает оптимизм
Наш здоровый …(организм)
Рассчитавшись по порядку,
Дружно делаем …(зарядку)
Занимайся физкультурой,
Будет стройная …(фигура)
– Какое новое слово получилось? (осанка)
– Назовите ударный слог и опасное место.
2.
– Кто может объяснить, что обозначает это слово?
– В словаре Ожегова это слово объясняется так: (слайд 8.1)
– А словарь Даля дает другое объяснение этого слова (слайд 8.2) Как вы понимаете пословицу, приведенную Далем?
– Придумайте предложение со словом осанка.
3.
– Я вам приготовила свои предложения со словом осанка (слайд 9) Прочитайте 1-ое предложение. Запишите его. Прочитайте 2-ое предложение. Запишите.
4.
В предложении есть слова, без которых оно не может существовать.
– Какие же это слова? (Это главные члены предложения, его грамматическая основа)
Тема нашего урока: “Разбор по членам предложения” (слайд 10)
– А какие ещё члены предложения вы знаете? (второстепенные члены предложения)
Цель урока: уметь определять главные и второстепенные члены предложения.
– Какие члены предложения относятся к главным? (подлежащее и сказуемое)
– Что такое подлежащее? (слайд 11)
– Что такое сказуемое? (слайд 12)
– Какие относятся к второстепенным членам предложения? (слайд 13)
– О каком члене предложения говорится в определении? (слайд 14) На слайде запись: … – член предложения, выраженный именем существительным, отвечающим на падежный вопрос.
Аналогично слайды 15, 16
5.
– Вернёмся к нашим предложениям. (Слайд 17)
– Найдите предложение, в котором слово осанка является подлежащим.
– Как подчеркиваем подлежащее? Подчеркнуть (учитель на экране)
– Найдите сказуемое.
– Как подчеркиваем сказуемое? Подчеркнуть (учитель на экране)
– Каким членом предложения является слово осанка во втором предложении? (дополнением)
– Как подчеркиваем дополнение? (пунктирной линией) Подчеркнуть (учитель на экране)
6.
– У какого сказочного героя была нарушена осанка? (у Бабы-Яги) (слайд 18)
– Как вы думаете, почему у Бабы-Яги вырос горб? (Когда она училась в школе, неправильно сидела за партой)
– Какой совет можно дать Бабе-Яге и тем людям, у которых нарушена осанка? (Надо заниматься спортом, правильно сидеть и стоять за партой) (слайд 19)
– Чтобы девочки были стройным как берёзки, а мальчики были высокими, нам помогают ростовые парты.
Меняемся партами.
Чтобы нам не уставать,
Важно место поменять. (Собираем вещи с парты)
Смена положения –
С усталостью сражение. (Меняемся местами)
На уроке каждом
Это очень важно. (Раскладываем вещи на столе)
7. Физминутка
8.
– Предлагаю поработать с текстом.
– На экране и у вас на листочках текст. (см. презентацию слайд 20)
– Что вы заметили? (пропущены буквы, нет знаков препинания, заглавных букв)
– Задание: Списать текст, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.
*Все работают в тетради, один ребенок за компьютером (экран погашен).
– Проверим текст в тетрадях и на экране компьютера. (Поставить оценку ученику, выполнявшему задание).
9.
– Разберем первое предложение по членам (см. презентацию слайд 21) используя алгоритм. Один ребенок комментирует с места. Учитель “подчеркивает” на экране компьютера.
– Какой частью речи выражены члены предложения?
– Разберите по членам второе предложение самостоятельно (см. презентацию слайд 22). Ребенок, комментировавший с места, выполняет задание на компьютере (экран погашен).
– Проверим. (Поставить оценку ученику, выполнявшему задание).
– Сейчас мы работали с компьютером и экраном. Поэтому необходимо сделать упражнения для глаз.
10. Физминутка для глаз
11.
– А теперь вспомните, о каких растениях шла речь в тексте? (о лекарственных)
– Чем они полезны для человека? (приносят пользу)
– А у нас в классе есть растения? (Да. Фитомодуль)
– Для чего создан фитомодуль?
Фитомодуль служит для красоты, уюта, спокойной обстановки, для оздоровления воздушной среды. В нём есть лекарственные, красивоцветущие, экзотические растения.
– Да, с появлением зелёного уголка в классе дети стали меньше болеть и уставать. Стало комфортно и уютно. (слайд 23)
– А вы комфортно чувствовали себя на уроке? (да)
12.
– Давайте вспомним цель нашего урока? (уметь определять главные и второстепенные члены предложения) (слайд 24)
– Мы достигли поставленной цели? (да)
– Оцените свою работу на уроке. (Смайлики)