Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: путешествие по станицам книги Сильвы Вяльял “Семь друзей Юссике”.

Цели:

  1. Составить таблицы умножения семи и на 7, рассмотреть соответствующие случаи деления.
  2. Закрепить умение решать задачи и примеры.
  3. Формирование положительной мотивации учения.

Оборудование: мультимедийная установка, тетради с печатной основой Серебряковой М. Д., дидактическая наглядность, иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, приготовьтесь к плодотворному труду. Проведём минифизминутку.

Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из нас,
Чтобы не скучать, надо много знать
Видеть красоту, думать, рассуждать.

II. Минутка чистописания.

Запишем в тетрадях дату, выполним чистописание (письмо цифры 7).

III. Постановка темы, цели урока.

– Сегодня на уроке мы изучим таблицу умножения и деления на 7, будем решать задачи изученных видов, выполнять примеры на умножение и деление, на порядок действия, сравнивать выражения, решать уравнения.

IV. Мотивация.

У нас на уроке будет маленький помощник – Юссике, герой книги Сильвии Вяльял “Семь друзей Юссике”.

Юссик очень любит воскресенье. Он хочет найти ту страну, где живёт воскресенье, и попросить приходить его каждый день. Но есть проблема: он не знает дороги.

Пришёл Юссике к сове.

– Сова – сова – мудрая голова! Не скажешь ли мне, где живёт воскресенье?
– Сказать-то скажу. Но я должна знать, на сколько ты мудр. Сначала для любознательных сообщи, какую тайну хранит в себе цифра 7 .
– Ребята, давайте поможем мальчику.

7 цветов радуги: красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

7 чудес света:

Форосский маяк в г. Александрии,
египетские пирамиды в Гизе,
гробница царя Мавсола в турецком городе Галикарнасе,
статуя Гелиоса (так называемый Колосс Родосский),
висячие сады Семирамиды в Вавилоне,
статуя Зевса в Олимпии,
храм Артемиды в Эфесе,

7 дней в неделе.
7 жизней у кошки.
7 козлят у козы.
7 раз отмерь, один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.
Книга за семью печатями.
Семи пядей во лбу.
Согнать семь потов.
За семью замками.
Семь вёрст до небес.
Семь пятниц на неделе.

V. Открытие новых знаний.

Сова – До воскресенья отсюда ещё далеко. Но ты иди вперёд. Иди смело. И придёшь в страну Понедельника.

Учитель: Долго ли, коротко ли, добрался Юссике до страны Понедельника.

– Здравствуй, Понедельник, – сказал Юссике – Не можешь ли показать мне дорогу до Воскресенья.
– Здравствуй, здравствуй, Юссике! – ответил Понедельник.
– До страны, где живёт Воскресенье, шесть дней пути. Я покажу тебе дорогу, только сначала выполни задание.

– по 7 взять 1 раз и ещё 7;
– по 7 взять 2 раза и ещё 7;
– по 7 взять 3 раза и ещё 7;
– по 7 взять 4 раза и ещё 7;
– по 7 взять 5 раз и ещё 7.

– Одна ручка стоит а рублей. Сколько стоят 7 таких ручек? (а 7)
– За 7 ручек заплатили b рублей. Сколько стоит 1 ручка? (b : 7)
– У Тани было а рублей. Она купила 7 конфет по b рублей Сколько денег у неё осталось? (а – 7 b)

– К трём зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?

За хорошую работу Понедельник указывает дорогу ко Вторнику.

– Здравствуй, Вторник! Не покажешь ли дорогу к Воскресенью?
– До воскресенья пять дней пути. Показать дорогу можно, только сначала надо составить таблицы умножения семи и на 7, с соответствующими случаями деления.
– С какой цифры мы начнём? (7)
– Почему? (Другие случаи нам известны.) Коллективное составление таблицы.

VI. Воспроизведение нового материала.

Вторник – Молодцы! Теперь только хорошо её выучите. Вторник показывает Юссике как пройти в страну Среды.

– Здравствуй, Среда! Будь добра, укажи мне путь – дорогу к Воскресенью.

Но у Среды неотложное дело. Надо срочно решить примеры в тетрадях с печатной основой. На это даёт она 5 минут.

Дети выполняют примеры на стр. 54

Взаимопроверка.

Среда хвалит Юссике и детей за проворство и говорит:

– До воскресенья ещё четыре дня пути. Ты ступай к Четвергу. Он эту дорогу лучше знает.

VII. Практическая часть урока.

Четверг стоит возле бесплатной автостоянки, словно поджидает Юссике.

– Здравствуй, Юссике ! Слышал я, что ты славный парень и охотно всем помогаешь. Помоги мне узнать сколько мотоциклов на стоянке?

Решение задачи №2 стр. 67 учебника М. И. Моро.

1) 15 + 25 = 40 (м.) легковых
2) 40 : 5 = 8 (м.)

Ответ: 8 мотоциклов на стоянке.

(Обязательное составление краткой записи).

Гр. – 15

Л. – ? , на 25 больше

М .– ? , в 5 раз меньше

Четверг рассказал Юссике, что до Воскресенья осталось три дня пути, и проводил мальчика в дорогу.

Вскоре Юссике добрался до Пятницы. У той как раз была большая стирка. Малыш увидел, что Пятнице не достаточно верёвок для сушки белья.

– Начертите отрезок в 2 раза больше 5см.
– Начертите отрезок в 2 раза меньше 4см.

От Пятницы он узнал, что до воскресенья осталось два дня пути.

Пришёл Юссике к Субботе. А у Субботы забот не перечесть.

–Здравствуй, Суббота! Не покажешь ли ты мне, как до Воскресенья добраться?

– До Воскресенья идти всего один день! Помоги мне решить

№ 5 и № 6 стр. 67.

Перед началом работы ученики выполняют упражнения на снятие психофизического напряжения.

Живо взялись за дело. Раз – два и всё готово. Суббота привела Юссике к Воскресенью.

Воскресенье сказало, что у него в стране только тому хорошо, кто целую неделю был в работе молодцом. Если быть трудолюбивым, то все дни станут друзьями.

VIII. Подведение итогов.

IX. Домашнее задание.

Выучить таблицу умножения на 7 и соответствующие случаи деления, выполнить № 7 стр. 67.