Цели урока:
- сформировать понятие относительной и абсолютной адресации в электронных таблицах Excel;
- учить решать практические задачи;
- развивать представления об электронных таблицах как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
- развивать познавательный интерес, навыки анализа, синтеза и обобщения;
- развивать умение работать с источниками информации;
- воспитывать познавательную потребность учащихся, интерес к предмету;
- прививать учащимся навыки самостоятельной работы.
Оборудование: технические средства – персональный компьютер, проектор; раздаточный материал.
Структура урока.
- Сообщение темы и цели урока (2 мин).
- Актуализация опорных знаний (5 мин).
- Изложение программного материала (20 мин).
- Выполнение упражнений (5 мин).
- Постановка домашнего задания (10 мин).
- Подведение итогов урока. (2 мин)
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
Сформировать понятие относительной и абсолютной адресации в электронных таблицах Excel; научиться применять абсолютную адресацию для решения практических задач.
2. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.
В демонстрационном слайде последовательно выводятся определения различных понятий, изученных ранее по теме “Табличный процессор Excel”. Презентация (слайд2)
Задача учащихся – определить понятие. Такой приём позволяет быстро в течение 2-3 минут проверить уровень усвоения предмета.
3. Изложение программного материала.
4. Выполнение упражнений.
Учащимся предлагается выполнить тренировочные упражнения.
Презентация (слайды30-32)
5. Постановка домашнего задания
Учащимся раздаются карточки с вариантами заданий. Цель работы - расчёт по формулам с использованием абсолютной адресации. Предлагается выработать стратегию решения поставленной задачи. В индивидуальном порядке с каждым учащимся проводится обсуждение выбранного решения. Осуществить решение задачи посредством табличного процессора Excel предлагается самостоятельно в качестве домашнего задания. Презентация (слайд33)
Варианты заданий | |
Вариант 1 | Построить таблицу расчёта оплаты за электроэнергию по показаниям счетчика. Стоимость одного 1 кВТ-часа 1,92 руб; показания счётчика выбрать самостоятельно. Таблицу заполнить на 10 значений. В качестве абсолютного адреса ячейки использовать ячейку со стоимостью 1 кВт – часа. Найти сумму затраченных средств за указанный период. |
Вариант 2 | Построить таблицу расчёта оплаты труда по количеству изготавливаемых деталей. За изготовление одной детали рабочий получает 2,75 руб. Таблицу заполнить для 10 рабочих. В качестве абсолютного адреса ячейки использовать ячейку со стоимостью изготовления одной детали. Найти сумму выплаты для всех 10 рабочих. |
Вариант 3 | Построить таблицу расчёта оплаты за водоснабжение по значениям показаний счётчика. Стоимость 1 м3 воды 21,87 руб; показания счётчика выбрать самостоятельно. Таблицу заполнить для 10 значений. В качестве абсолютного адреса использовать ячейку со стоимостью 1 м3 воды. Найти сумму затраченных средств за указанный период. |
Вариант 4 | На предприятии почасовая оплата труда. 1 час работы оценивается в 127,87 руб. Сколько заработает работник предприятия за отработанные дни? Таблицу заполнить для 10 работников. Кол-во отработанных дней и часов выбрать самостоятельно. В качестве абсолютного адреса использовать ячейку с оплатой 1 часа работы. Найти сумму выплаты для всех 10 рабочих. |
Вариант 5 | Построить таблицу расчёта выручки за день от продажи капусты на торговых точках. Стоимость 1 кг капусты 11,34 руб. Таблицу заполнить для 10 торговых точек. Кол-во поставленных овощей и остаток на конец дня выбрать самостоятельно. В качестве абсолютного адреса использовать ячейку со стоимостью 1 кг капусты. Найти суммарную выручку за весь день. |
6. Подведение итогов урока.
О каких возможностях электронных таблиц вы сегодня узнали?
Когда применяются абсолютные и смешанные ссылки?
Используемая литература.
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Л.А.Залогова, М.А.Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
- Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания/Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону:Легион-М, 2009.