Урок изучения и первичного закрепления новых знаний с использованием ИКТ на тему "Относительная и абсолютная адресация в электронных таблицах Excel"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (188 кБ)


Цели урока:

  • сформировать понятие относительной и абсолютной адресации в электронных таблицах Excel;
  • учить решать практические задачи;
  • развивать представления об электронных таблицах как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
  • развивать познавательный интерес, навыки анализа, синтеза и обобщения;
  • развивать умение работать с источниками информации;
  • воспитывать познавательную потребность учащихся, интерес к предмету;
  • прививать учащимся навыки самостоятельной работы.

Оборудование: технические средства – персональный компьютер, проектор; раздаточный материал.

Структура урока.

  1. Сообщение темы и цели урока (2 мин).
  2. Актуализация опорных знаний (5 мин).
  3. Изложение программного материала (20 мин).
  4. Выполнение упражнений (5 мин).
  5. Постановка домашнего задания (10 мин).
  6. Подведение итогов урока. (2 мин)

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

Сформировать понятие относительной и абсолютной адресации в электронных таблицах Excel; научиться применять абсолютную адресацию для решения практических задач.

2. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

В демонстрационном слайде последовательно выводятся определения различных понятий, изученных ранее по теме “Табличный процессор Excel”. Презентация (слайд2)

Задача учащихся – определить понятие. Такой приём позволяет быстро в течение 2-3 минут проверить уровень усвоения предмета.

3. Изложение программного материала.

  • Даётся понятие однотипных формул. На примере выполненной ранее практической работе рассматривается использование однотипных формул. Рассматриваются виды ссылок. Презентация (слайд3, слайд4).
  • Водится определение и правило относительной адресации. Демонстрируется использование относительной адресации. Презентация (слайды7-13).
  • Водится определение абсолютной, смешанной адресации. Презентация (слайды14-29).
  • На примере информационной задачи Приложение рассматривается применение относительной, абсолютной и смешанной ссылок для выполнения расчётов.

4. Выполнение упражнений.

Учащимся предлагается выполнить тренировочные упражнения.

Презентация (слайды30-32)

5. Постановка домашнего задания

Учащимся раздаются карточки с вариантами заданий. Цель работы - расчёт по формулам с использованием абсолютной адресации. Предлагается выработать стратегию решения поставленной задачи. В индивидуальном порядке с каждым учащимся проводится обсуждение выбранного решения. Осуществить решение задачи посредством табличного процессора Excel предлагается самостоятельно в качестве домашнего задания. Презентация (слайд33)

Варианты заданий
Вариант 1 Построить таблицу расчёта оплаты за электроэнергию по показаниям счетчика. Стоимость одного 1 кВТ-часа 1,92 руб; показания счётчика выбрать самостоятельно. Таблицу заполнить на 10 значений. В качестве абсолютного адреса ячейки использовать ячейку со стоимостью 1 кВт – часа. Найти сумму затраченных средств за указанный период.
Вариант 2 Построить таблицу расчёта оплаты труда по количеству изготавливаемых деталей. За изготовление одной детали рабочий получает 2,75 руб. Таблицу заполнить для 10 рабочих. В качестве абсолютного адреса ячейки использовать ячейку со стоимостью изготовления одной детали. Найти сумму выплаты для всех 10 рабочих.
Вариант 3 Построить таблицу расчёта оплаты за водоснабжение по значениям показаний счётчика. Стоимость 1 м3 воды 21,87 руб; показания счётчика выбрать самостоятельно. Таблицу заполнить для 10 значений. В качестве абсолютного адреса использовать ячейку со стоимостью 1 м3 воды. Найти сумму затраченных средств за указанный период.
Вариант 4 На предприятии почасовая оплата труда. 1 час работы оценивается в 127,87 руб. Сколько заработает работник предприятия за отработанные дни? Таблицу заполнить для 10 работников. Кол-во отработанных дней и часов выбрать самостоятельно. В качестве абсолютного адреса использовать ячейку с оплатой 1 часа работы. Найти сумму выплаты для всех 10 рабочих.
Вариант 5 Построить таблицу расчёта выручки за день от продажи капусты на торговых точках. Стоимость 1 кг капусты 11,34 руб. Таблицу заполнить для 10 торговых точек. Кол-во поставленных овощей и остаток на конец дня выбрать самостоятельно. В качестве абсолютного адреса использовать ячейку со стоимостью 1 кг капусты. Найти суммарную выручку за весь день.

6. Подведение итогов урока.

О каких возможностях электронных таблиц вы сегодня узнали?

Когда применяются абсолютные и смешанные ссылки?

Используемая литература.

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Л.А.Залогова, М.А.Плаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 2. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  4. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2010. Вступительные испытания/Под ред. Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону:Легион-М, 2009.

Приложение