Конденсация в природе. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


“Радость видеть и понимать
величайший дар природы”

Цель урока: повторить, обобщить изученный материал, показать практическое применение данного материала, развить активность, инициативность, творческие способности.

Оборудование:

  • стеклышки;
  • проектор мультимедиа;
  • презентация к уроку. – (Слайд.)

Ход урока

Сегодня встреча будет просвещена давно известному явлению конденсация, которое сегодня вы научитесь видеть по-новому.

Послушайте стихотворение:

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается… в море.
Моря пополняют запас океанов,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.

– Как весь процесс называют в народе?

Верно, круговорот воды в природе. (Слайд.)

Учитель: На столах у вас лежат предметные стеклышки. Подымите стеклышки. Что вы наблюдаете? Как называется наблюдаемое явление? Как и почему можно изменить “картину” на стеклышке?

Конденсация – процесс перехода молекул из пара в жидкость. (Слайд)

Это процесс происходит на поверхности жидкости или твердого тела.

Конденсация сопровождается выделением энергии.

Рассмотрим примеры конденсации в природе по загадкам: (Слайды)

– Живет в небе,
Гулять пойдет –
Ноги на землю спустит (дождь).

– Не снег и не лед, а серебром деревья уберет? (Иней.)

– Небо хмурится сердито, гонит со двора ребят,
У меня окно открыто,
Тучи в комнату глядят,
Хоть совсем я не трусишка,
Спрячусь быстро под полощем.
Тучи смотрят – нет мальчишки,
И заплакали …. (дождем).

Что за звездочка чудная на пальто и на платке.
Вся сквозная, вырезная, а возьмешь – вода в руке?

Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт? (Иней.)

Белая скатерть всю землю покрыла? (Снег.)

Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберет. (Град.)

Рассыпала Лукерья серебряные перья,
Закрутила, замела, стала улица бела. (Вьюга.)

Вечером наземь слетает,
Ночью землю пребывает,
Утром опять улетает. (Роса.)

По синему морю белые гуси плывут. (Облака.)

Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман.)

По пословицам и поговоркам. (Слайды.)

Подумайте и решите о каком физическом явлении говорится в пословице и поговорке. Каков физический смысл?

Снег глубок – хлеб хорош;
Снег на полях – хлеб а закромах;
После дождя бывает прохладно, после сказанной лжи бывает стыдно;
Веером тумана не разгонишь;
Первая пороша – не санный путь.

Мы сегодня говорим об конденсации. В нашем поселке измерением осадков занимается Опутина Мария Петровна. (Слайд.)

Она использует специальные приборы: высотометр, термометр и бочку Бахтьерева.

С Ритой Рябчевских мы проанализировали выпадение осадков в нашем поселке с сентября 2009 г. по август 2010 г. по временам года: осень, зима, весна, лето.

Дети анализируют какой месяц выпало больше осадков?

Также мы сравним число дождевых дней по месяцам за 1 год с 1 сентября 2009 г. по 1 сентября 2010 г. (Слайд.)

Проверка знаний и умений.

Решим следующие задачи по карточкам: (слайды)

– Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?
– Какая энергия выделяется при выпадении дождя? Массу выпавшей воды примите за 1 т.?
– Через кожу человеческой организм выделяет около 0,5 кг воды в сутки. Какую энергию при этом человек теряет?
– Какое количество тепла выделяется при конденсации водяного пара массой 200 г., имеющего температуру 1000 С и дальнейшем охлаждении воды до 20 0 С.
– Пар массой 300 г. при температуре 1000 С превратили в воду температурой 500 С. Какая энергия при этом выделилась?

Рефлексия. Итог урока.

Домашнее задание:

§ 15.

Найдите и запишите в тетрадь народные приметы, пословицы и поговорки, связанные с конденсацией. (Например: соль мокнет к дождь.)