Работа по формированию патриотизма у детей дошкольного возраста объемная и включает в себя множество направлений. Одно и достаточно серьезное направление деятельности воспитателя в ДОУ – это ознакомление детей с историей своей страны, с историческими датами, которые имели решающее значение в жизни страны, жизни простых людей.
65 лет отделяют нас от того памятного дня в истории нашей страны, когда великий народ одержал Великую Победу.
Подрастает новое поколение детей уже XXI века. Для них Великая Отечественная война – это далекая история. Но историю своей страны необходимо знать и ради будущего ничего не забывать.
Мы ставим перед собой следующие задачи в процессе формирования патриотических чувств у дошкольников:
- Воспитывать уважительное отношение к воинам, защищавшим страну в годы войны.
- Дать детям представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники. Сформировать представление о героизме.
- Организовать сотрудничество с родителями, оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
Год от года сложнее донести до сознания современных детей события тех героических лет. И хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют большую роль в становлении личности.
В рамках подготовки мероприятий к празднованию Дня Победы педагогическим коллективом был разработан комплексный план для воспитанников, родителей и педагогов. Лейтмотив всех проводимых мероприятий – дань памяти защитникам нашей Родины: воинам, сражавшимся в боях, рабочим, которые обеспечивали фронт оружием и продовольствием, врачам, спасавшим жизнь раненым фронтовикам, детям-героям, всем, кто выстоял в суровой схватке и не отдал Родину врагу.
Великая Победа... Все, что стоит за этими словами, понятно людям старшего поколения. А как объяснить дошкольникам, что такое Великая Отечественная война, как донести до их понимания величие и самоотверженность нашего народа, завоевавшего Победу? Конечно же, мы обратились к тому материалу, что хранит воспоминания о прошлом: песни, книги, картины, музеи, встречи, общение с очевидцами событий. Работа началась с проведения цикла бесед “Никто не забыт, ничто не забыто” о героях Великой Отечественной войны, о славных победах наших солдат, о героизме.
Стоит не только рассказывать детям о войне, но и показывать им фильмы и книги на военную тему. Для родителей был составлен примерный перечень книг о войне. Помимо известных детских книг, таких, как “Мальчиш-Кибальчиш” А.П.Гайдара, “Сын полка” В.П.Катаева, “Дорогие мои мальчишки” Л.А.Кассиля, которые знакомят детей с боевым прошлым нашей страны, можно показывать вполне “взрослые” фильмы о войне. По опросу проведенного среди родителей воспитанников был создан список наиболее популярных фильмов о войне. Нами был проведен ретроспективный показ фильмов, рассказывающих об этом тяжелом периоде истории.
Для оформления “Уголка знаний” мы использовали: фотографии известных мемориалов, посвященных ВОВ; репродукции картин на военную тематику; оформили тематическую подборку книг; фотографии военных лет. Предложили ребятам разнообразные творческие задания: композиция “Вечный огонь” в мозаичной технике и объемная аппликация “Гвоздика”, работа “Военная техника” в стиле штриховка.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в проведении музыкально-спортивных праздников. Музыкальные произведения и спорт ненавязчиво, часто в веселой игровой форме вызывают интерес детей к военным профессиям, интерес к армии, формируют представление о воинском долге, приносят радость детям, создают хорошее настроение. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре были проведены музыкально-спортивные праздники с участием пап и старших братьев.
Никто не забыт, ничто не забыто… Сколько раз мы слышали эти слова. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, необходимо прививать детям такие понятия, “долг перед Родиной”, “трудовой подвиг”. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев.
К празднованию 65-летия со Дня Победы ребятам и родителям было предложено найти информацию о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Дети приносили фото, маленькие рассказы о своих прадедах и с большим интересом стали заниматься оформлением стенгазеты. Мы бережно собрали информацию о прадедушках и прабабушках, принимавших участие в боях, жителях блокадного Ленинграда, несовершеннолетних узниках фашизма, врачей и медсестер полевых госпиталей, тружениках тыла, словом, обо всех тех, кто приближал нашу Победу. Подобрали фотографии военных лет, отсканировали, подретушировали их, для того чтобы можно было использовать в оформлении газеты. Работа кропотливая, но результат, превзошел ожидания. Ребята с удовольствием рассказывали друг другу о своих родственниках, прошедших тяготы войны. Газета “Никто не забыт.. И ничто не забыто” была представлена на районном конкурсе, посвященном 65-летию Победы.
О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и мы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, мы предлагаем показать ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди родственников ребенка и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, мы можем показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.
Мы надеемся, что воспитанники нашего детского сада в результате проведенной работы знают, какой ценой были получены боевые награды, какое уважение они, дети, должны оказывать пожилым людям, ветеранам войны и труда. Дети, отдавая дань памяти всем погибшим в той, такой далекой для них войне, будут произносить: “Никто не забыт, ничто не забыто”. Эстафету памяти храним!