Цели урока:
- Проверять знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, числам и падежам; написание ь как показателя рода имен существительных; тренировать учащихся в определении падежа имен существительных.
- Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, фонематического слуха.
- Прививать учащимся любовь к русскому языку, продолжить знакомство с традициями русского народа.
Ход урока
I. Организационный момент.
– С каким настроением вы пришли на урок?
– Каким вы хотели бы видеть наш урок?
II. Чистописание.
Запись на доске:
В..сенний дож..ь лишним (не) бывает.
Сне.. прил..пает к д..рев..ям – к т..плу.
– Прочитайте эти предложения.
– Что это за предложения?
– Чем отличается пословица от приметы?
– Спишите красиво, выделите все орфограммы.
III. Словарная работа.
– Для того чтобы вы узнали, какие будут на уроке словарные слова, вам придется отгадать кроссворд.
- На лесной полянке
Красуется Татьянка –
Алый сарафан,
Белые крапинки. (Земляника) - То он – блин, то он – клин,
Ночью на небе один. (Месяц) - Худеет с каждым днем толстяк
И не поправится никак. (Календарь) - Шагаешь – впереди лежит,
Оглянешься – домой бежит. (Дорога)
IV. Постановка темы урока.
– Сегодня на уроке мы подводим итог по теме “Имя существительное”, потому что ненадолго расстаемся с этой частью речи.
А помогут нам все вспомнить об имени существительном разные игры.
V. Работа по теме урока.
1. Игра “Доскажи словечко”.
– Само название игры вам подсказывает, что надо делать:
Трактор водит – …(тракторист),
Электричку – …(машинист),
Стены выкрасит – …(маляр),
Доску выстругал – …(столяр),
В доме свет провел – …(монтер),
В шахте трудится – …(шахтер),
В жаркой кузнице – …(кузнец),
Кто все знает – …(молодец)!
– Что вы можете сказать об этих словах?
2. Игра “Расшифруй”.
Запись на доске:
пеакль
чагр
снижкнепод
жули
сокласьу
– Расшифруйте “весенние” слова, записав их столбиком, определите у них число и род. (Капель, грач, лужи, подснежник, сосулька.)
3. Физкультпауза.
4. Игра “Ь – хлопок”.
– Хлопни в ладоши, если пишешь Ь: трубач, москвич, ночь, мощь, матч,
роскошь, крепыш, богач, речь, силач, тишь.
– От чего зависит написание Ь на конце существительных после шипящих?
5. Игра “Найди слово”.
– Из стихотворения-песни убежали существительные, найдите их, поставьте на место и определите у них число, род, падеж.
Запишите в тетради.
Запись на доске:
От ….. станет всем светлей:
И ….. и даже маленькой ….. .
Так пускай повсюду на …..,
Словно ….., включаются ….. .
– А кто может напеть эти строки? Кто их автор?
VI. Подведение итога урока.
– Вам понравились игры?
– Что помогли нам вспомнить игры об имени существительном?
– С каким настроением вы уходите с урока?