Обобщение знаний об имени существительном

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Проверять знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, числам и падежам; написание ь как показателя рода имен существительных; тренировать учащихся в определении падежа имен существительных.
  2. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, фонематического слуха.
  3. Прививать учащимся любовь к русскому языку, продолжить знакомство с традициями русского народа.

Ход урока

I. Организационный момент.

– С каким настроением вы пришли на урок?
– Каким вы хотели бы видеть наш урок?

II. Чистописание.

Запись на доске:

В..сенний дож..ь лишним (не) бывает.
Сне.. прил..пает к д..рев..ям – к т..плу.

– Прочитайте эти предложения.
– Что это за предложения?
– Чем отличается пословица от приметы?
– Спишите красиво, выделите все орфограммы.

III. Словарная работа.

– Для того чтобы вы узнали, какие будут на уроке словарные слова, вам придется отгадать кроссворд.

  1. На лесной полянке
    Красуется Татьянка –
    Алый сарафан,
    Белые крапинки. (Земляника)
  2. То он – блин, то он – клин,
    Ночью на небе один. (Месяц)
  3. Худеет с каждым днем толстяк
    И не поправится никак. (Календарь)
  4. Шагаешь – впереди лежит,
    Оглянешься – домой бежит. (Дорога)

IV. Постановка темы урока.

– Сегодня на уроке мы подводим итог по теме “Имя существительное”, потому что ненадолго расстаемся с этой частью речи.

А помогут нам все вспомнить об имени существительном разные игры.

V. Работа по теме урока.

1. Игра “Доскажи словечко”.

– Само название игры вам подсказывает, что надо делать:

Трактор водит – …(тракторист),
Электричку – …(машинист),
Стены выкрасит – …(маляр),
Доску выстругал – …(столяр),
В доме свет провел – …(монтер),
В шахте трудится – …(шахтер),
В жаркой кузнице – …(кузнец),
Кто все знает – …(молодец)!

– Что вы можете сказать об этих словах?

2. Игра “Расшифруй”.

Запись на доске:

пеакль
чагр
снижкнепод
жули
сокласьу

– Расшифруйте “весенние” слова, записав их столбиком, определите у них число и род. (Капель, грач, лужи, подснежник, сосулька.)

3. Физкультпауза.

4. Игра “Ь – хлопок”.

– Хлопни в ладоши, если пишешь Ь: трубач, москвич, ночь, мощь, матч, роскошь, крепыш, богач, речь, силач, тишь.
– От чего зависит написание Ь на конце существительных после шипящих?

5. Игра “Найди слово”.

– Из стихотворения-песни убежали существительные, найдите их, поставьте на место и определите у них число, род, падеж.

Запишите в тетради.

Запись на доске:

От ….. станет всем светлей:
И ….. и даже маленькой ….. .
Так пускай повсюду на …..,
Словно ….., включаются ….. .

– А кто может напеть эти строки? Кто их автор?

VI. Подведение итога урока.

– Вам понравились игры?
– Что помогли нам вспомнить игры об имени существительном?
– С каким настроением вы уходите с урока?