Цели урока:
Обучающие:
– находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного
предложения;
– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными;
– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
– правильно употреблять в речи данные виды предложений.
Развивающие:
– развивать навыки исследовательской деятельности;
– развивать интерес к поэзии, помочь вызвать зрительные образы причтении стихов,
понять настроения, чувства поэтов.
Воспитывающие:
– воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского
языка;
– воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в
условиях работы в группах;
– воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.
Оформление и оборудование урока: компьютер, видеопроектор, мультимедиа, карточки для индивидуальной работы, запись на доске для орфоэпической и лексической работы.
Эпиграф:
Я люблю эти дни,…
Когда все так понятно в природе,
Так ясно и тихо кругом…
(Ю. Левитанский)
Ход урока
I. Слово учителя:
Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу своей загадочности и тайны. С одной стороны – величие, великолепие природы, буйство красок. С другой – печаль, пронизывающая сердце тоска.
Тема осени – это вечная поэзия, когда сердце природы и сердце человека сливаются. Описание осени позволяет людям творческим выразить сокровенное, потаённое. Сегодня мы, погружаясь в тайны осени, познакомимся с СПП с придаточными определительными и повторим орфограммы в различных морфемах.
1. Один ученик вызывается к доске, он вставляет пропущенные буквы в данные слова, объясняет устно встретившиеся орфограммы. (Презентация. Слайд 2.)
Словарная работа:
З..л..тые о..блески природы, застыли в ..цепенени.., ра..цвело последн..м цветом, надоедл..вый дождь, м..лчаливый лес, прощ..льный кру.. жур..влей, смывала д..ждями, ве..т покоем, светлая п..чаль, тихая рад..сть, совершенное оч..рование, взры.. эмоций и чу..ств, вдохновенный ТВ..рец, предн..значение, л..рическ..е время года, п..йзажная2 лир..ка.
2. В это время индивидуальная работа по карточкам (2 человека у доски):
- Я хотел, чтоб сердце глуше
Вспоминало сад и лето,
Где под музыку лягушек
Я растил себя поэтом. 5(пунктуационный разбор)
(С.Есенин)
Дополнительные вопросы:
– Определи тип первого придаточного.
– Расскажи о СПП с придаточными изъяснительными.
- Нечаянный лист прошуршит
И кратким паденьем внушит,
Что осень собой означает.4
(Ю.Гречко)
Дополнительные вопрос:
– В роли “скрепы” в твоем предложении выступило союзное слово что. Как отличить союз от союзного слова?
3. Индивидуальная работа по карточке (на месте). (Приложение 2)
4. Учитель:
– Как вы понимаете значение сочетания “пейзажная лирика”?
– А что такое пейзаж?Давайте обратимся к словарю. (Слайд 3,
4.)
(Реализация индивидуального задания ученика.)
По страницам словарей:
ПЕЙЗАЖ. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где paysage – суф. производное от pays< ср. -лат. pagensis “сельский”, суф. образования от pagus “село, деревня”. Пейзаж буквально – “сельская картина”.
(Этимологический словарь, 2004 г.)
ПЕЙЗА'Ж, а, м. [фр. paysage].
1. Картина природы, вид какой-н. местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный п. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание природы в литературном произведении (лит.). П. в романах Тургенева. В конце концов, чувствую, что я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив и фальшив до мозга костей. Чехов.
(Толковый словарь Ушакова, 1935–1940 г.)
II. Новая тема.
Сегодня мы познакомимся с еще одним типом придаточных – определительным. Давайте обратимся к тексту. (Слайд 5–14.)
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.
1. Работа с текстом:
– Какова тема текста? (В тексте говорится о великом композиторе.)
– Какова основная мысль? (Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь
в своей музыке.)
– Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его.
Комментированное письмо.
(Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)
– Докажите, что предложение сложное. Выделим грамматическую основу.
– Выделите главную и придаточные части графически.
– Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом.)
– От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи?
(От слова природа, это существительное.)
– На какой вопрос она отвечает? (Какой?)
– Построим схему предложения.
– Найдем другие СПП предложения в тексте. Проанализируем устно. Построим схемы.
– При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному? (Союзных
слов.)
– Возможно ли придаточное предложение и главное поменять местами? (Нет.)
2. Итак, заполним таблицу: (Слайд 15–20.)
1. Вид придаточного | определительное |
2. Вопрос. | какой? |
3. Контактное слово (часть речи) | сущ. |
4. Средства связи. | союзные слова: который, какой, кто, что, где, куда и др. |
5. Возможны указательные слова. | тот, такой |
6. Позиция по отношению к контактному слову | всегда постпозиция |
Составление опорной схемы и запись ее в Справочники. (Слайд 21.)
– Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.
III. Закрепление.
1. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему. (Приложение 3)
Карточка для 1-й группы:
- Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
- Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
- Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)
Карточка для 2-й группы:
- Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
- Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
- Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)
Карточка для 3-й группы:
- Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
- Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
- Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)
Карточка для 4-й группы:
- Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
- Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
- Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)
Результаты исследовательской работы учащихся. (Слайды 22–25.)
2. Работа устная: (Слайды 26–29.)
– Замените причастный оборот придаточным определительным, в качестве скрепы используйте данные союзы:
- Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (Которая.)
- Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (Что.)
- Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (Какие.)
Учитель: Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной. Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: “Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: “Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату”. Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”. Но нам никуда не деться от законов разговорной речи.
3. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ: (Слайды 30–33.)
- Художественные средства, которые были использованы при написании “Деревни”, тяготеют к классицистическим традициям.
- Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.
- Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
- Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.
(В 1–3 предложениях глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последние существительное, а в 4 предложении придаточную нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом.Даже если мы заменим глагол стремятся причастием, оно не будет характеризовать существительное края.)
V. Творческая работа. (Слайд 34.)
– Вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова? (Об осени, предложение СПП с придаточным определительным.)
– Прослушайте отрывок из стихотворения Юрия Левитанского, нашего соотечественника, который жил и работал в середине прошлого века, был участником Великой Отечественной войны.
Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
Что становится явной вся тайная суть естества, –
Все просторней, все глуше в осеннем лесу – музыканты уходят -
Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача –
И последняя флейта замрет в тишине – музыканты уходят –
Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча...
Я люблю эти дни, в их безоблачной, в их бирюзовой оправе,
Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,
Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе
И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.
– А о чем вам подумается, когда вы увидите непревзойденные полотна Левитана, посвященные осени и услышите композицию П.И.Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.
– Напишите сочинение-миниатюру на тему “Осень – вечная поэзия” или “Что я чувствую, погружаясь в тайны осени”. Используйте в качестве опорных слова из словарного диктанта. Хотелось бы, чтобы и СПП спридаточными определительными тоже нашли свое место в вашей работе.
(…, какие кружились вчера в незатейливом танце.
…, которые радуются последним теплым лучам.
…, что пестреет на увядающей траве.
…, что благоухают свежестью.
…, которое наполнено чувством безысходной грусти.
…, который словно жалеет о чем-то.)
– Ребята 1-й группы пусть составят 3–4 предложения, используя данные придаточные и вдохновляясь репродукцией картины Левитана. (Слайд 35.)
VI. Рефлексия и подведение итогов урока: (Слайд 36.)
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
- Что особенно понравилось?
Научились:
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного
предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно употреблять в речи данные виды предложений;
4) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
5) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
VII. Домашнее задание: (Слайд 37.)
Найти и выписать в тетрадь 3–4 СПП с придаточными определительными из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”