Тип урока: изучение и первичного закрепление знаний.
Вид урока: комбинированный с элементами исследования, фронтальной лабораторной работой, с компьютерной поддержкой.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая (парная).
Цели урока: Рассмотреть особенности равномерного движения по окружности. Ввести понятия центростремительного ускорения, периода и частоты обращения.
Задачи.
Образовательные:
Повторить виды механического движения. Познакомить с новыми понятиями: движение по окружности, центростремительное ускорение, период, частота. Выявить на практике связь периода, частоты и центростремительного ускорения с радиусом обращения.
Использовать учебное лабораторное оборудование для решения практических задач.
Развивающие:
Развивать умение работать самостоятельно и в группе, умение сравнивать и делать выводы; мышления на всех уровнях познания (восприятия, анализа, синтеза); познавательную деятельность при постановке и проведении эксперимента.
Воспитательные:
Воспитание интереса к предмету и окружающему миру через призму знаний; трудолюбие, дисциплинированность.
Воспитание коммуникативной (умение работать в парах) и информационной культуры учащихся.
Оборудование: цифровой секундомер, линейка и тело на нити, ПК, мультимедиа проектор, презентация.
План урока
Этапы урока | Организационные формы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный момент. Слайд 1 | Фронтальная (2 мин.) | Приветствует учеников; сообщает план проведения урока. | Приветствуют учителя; слушают, осмысливают план проведения урока |
2. Проверка домашнего задания | (3 мин.) | ||
3. Актуализация знаний. Слайд 2-5 | Фронтальная (3 мин.) |
Задает вопросы. Сообщает тему урока | Отвечают на вопросы |
4. Изучение нового материала. Слайд 7-15 | Фронтальная (10 мин.) |
Сообщение нового материала в виде рассказа, беседы. | Смотрят слайды, слушают, отвечают на вопросы, делают записи в тетради |
5. Закрепление материала. Слайд 16-20 | Индивидуальная (10 мин.) | Сообщает и показывает на слайде
условие задачи. Предлагает одному ученику у доски решить задачу, затем обсуждают решение |
Индивидуально решают задачу, один ученик выходит к доске для решения задачи, обсуждают решение |
Парная (10 мин.) | Предлагает проведение эксперимента исследовательского характера | Выполняют фронтальную работу и делают записи в тетради в виде задачи и вывода | |
6. Контроль и самопроверка знаний. | Фронтальная (4 мин.) | Предлагает устно выполнить мини тест | Читают вопрос, показывают ответ |
7. Подведение итогов. Домашнее задание | 1 мин. | параграф 18, № 33, 34, 35 в рабочей тетради |
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний:
Сегодня мы продолжим изучение видов движения в механике.
- Назовите два вида движения, которые уже изучили (слайд 2).
(Равномерное прямолинейное и равноускоренное прямолинейное движения)
- Хорошо. Вспомним, что называется траекторией (слайд 3).
(Траектория – линия, вдоль которой движется тело)
- Верно. Какие виды траекторий вам известны? (слайд 4).
(Прямолинейная и криволинейная траектории)
- Если внимательно рассмотреть криволинейное движение, то можно, разбив его на небольшие участки, описать такое движение, как движение по окружностям разных радиусов (слайд 5).
Тема нашего урока (слайд 6) “Равномерное движение по окружности”
4. Изучение нового материала
В природе и технике криволинейное движение достаточно распространено (слайд 7): по кривым траекториям движутся спутники Земли, и спутники других планет, (слайд 8) на Земле круговое движение на дорогах, (слайд 9) детских аттракционах, (слайд 10) движение по выпуклым мостам, полета самолетов и даже стрелок на циферблатах часов. Приведите свои примеры движения по окружности ( приводят примеры).
На файер-шоу искры, отрываясь от факелов, раскрученных фаерщиком, отлетают по касательной к окружности – траектории движения факела, что хорошо видно на фотографиях. Аналогично движутся брызги и камушки из под колес мотогонщика (слайд 11).
Итак, равномерное движение точки по окружности - движение точки с постоянной по модулю скоростью (v=const) по траектории, представляющей собой окружность. Но, скорость – это векторная величина, для векторной величины одинаково важны модуль и направление. Т.к. при движении по окружности скорость всегда направлена по касательной к траектории движения, то по направлению она изменяется. Если есть изменение скорости (точнее её направления), значит, есть ускорение (слайд 12).
Точка совершает перемещение с постоянной по модулю скоростью, следовательно:. v=
В этом случае скорость точки называется линейной скоростью (l – длина дуги). Изменение вектора скорости v по направлению характеризуется нормальным ускорением an, которое называется также центростремительным ускорением.
Рассмотрим направление вектора ускорения (слайд 13). Для начала построим векторы скорости в двух точках траектории при движении по окружности. Знаем, что ускорение – это отношение изменения скорости за промежуток времени. Построим разность векторов скоростей. Видим, что вектор разности (значит, вектор ускорения) направлен к центру описываемой окружности.
В каждой точке траектории вектор an направлен по радиусу к центру окружности, а его модуль равен:
Движение по окружности – это периодически повторяющиеся движение. И нам необходимо определить еще несколько характеристик нового вида движения.
Период (слайд 14) - время одного полного оборота по окружности Т (с)
Т =
t – время движения, n – число оборотов.
Частота (слайд 15) – число колебаний за единицу времени (секунду) по окружности v (с-1= Гц)
v =
t – время движения, n – число оборотов.
Сопоставим формулы периода и частоты. Какой вывод можно сделать? (Частота – величина обратная периоду)
Верно,
5. Закрепление материала.
Сейчас решим задачу: На арене цирка лошадь скачет с такой скоростью, что за 1 минуту обегает 2 круга. Радиус арены цирка 6,5 м. Определите период и частоту, скорость и ускорение вращения. (слайд 16)
- Проверим решение. (слайд 17)
Перейдем к практической задаче (слайд 18). (Работа в парах)
У вас на столах есть оборудование: цифровой секундомер, линейка и тело (игрушка киндер) на нити. Задача: Определите период, частоту, скорость и центростремительное ускорение вращательного движения. Для этого:
Измерьте время t 10 полных оборотов вращательного движения, радиус R вращения.
Вычислите период Т и частоту v, скорость вращения v, центростремительное ускорение ац.
Оформите в виде задачи (слайд 19).
Измените радиус вращения (длину нити), повторите опыт, стараясь сохранить прежней скорость, прикладывая прежнее усилие.
Сделайте вывод о зависимости периода, частоты и ускорения от радиуса вращения (чем меньше радиус вращения, тем меньше период обращения и больше значение частоты).
6. Контроль и самопроверка.
Сейчас на слайде вы увидите тестовые задания, выполните их и покажите ответ так, что число показанных пальцев вашей руки равно номеру ответа
Подведение итогов и выдача домашнего задания и инструктаж по выполнению д.з.: сбор тетрадей с лабораторным опытом, выставление оценок. Д.з.: параграф 18, № 33, 34, 35 в рабочей тетради.
Спасибо за урок!