Цель: изучение правописания имен собственных.
Задачи:
- Формирование навыков правописание заглавных букв в именах собственных.
- Разнообразие ситуаций, в которых пишется прописная буква.
- Расширение знаний об именах собственных.
I. Орг. момент.
II. Чистописание и словарная работа.
На доске запись:
__еловек без __одины, что соловей без песни.
- Прочтите, что записано на доске.
- Восстановите пословицу. Почему так говорят?
- Что необходимо знать, чтобы ее записать?
- В каких случаях мы употребляем заглавную букву?
- Какие заглавные буквы нам понадобились? (Ч, Р.)
- Пропишем эти буквы.
- Запишите пословицу.
- Как называется наша страна? (Россия.)
- Запишите название.
- Запишите название столицы. (Москва.)
- Запишите название улицы, на которой стоит наша школа. (Хорошевское шоссе.)
- Что мы сейчас записывали? (Географические названия.)
- Что заметили? (Пишутся с большой буквы.)
III. Новая тема.
1) На партах лежат заготовки стихотворного текста.
- Прочтите стихотворение.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
- Определите тему сегодняшнего урока.
- В каких случаях пишется заглавная буква?
- Приведите свои примеры.
2) Письмо под диктовку с объяснением.
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Нина, Алексей,
И Серёжа, И Андрей!
Никогда не забывайте,
Имя буквой выделяйте!
IV. Физкультурная разминка.
- Я называю слова. Если это имя собственное вы подпрыгиваете подняв руки вверх, если нарицательное, то приседаете.
Света, свет, гора, Воронеж, Мурзик, кот, щенок, Гав, Шарик, щенок Шарик, воздушный шарик и т.д.
3) На партах лежат заготовки стихотворного текста с пропущенными буквами. Индивидуальная работа.
- Ребята, в словах вставьте пропущенные буквы.
Кошка ___аришка,
Котёнок ____ишка,
Щенок ____ружок,
Цыплёнок ____ушок,
Корова ____урёнка,
Коза ____айдёнка,
Поросёнок ____рюша
И бычок _____аврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.
(Кошка Маришка,
Котёнок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка,
Коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша
И бычок Гаврюша
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной.)
- Объясните орфограммы.
4) Объяснительный диктант.
Запишем под диктовку предложения.
В вазу Роза поставила розу. Воздушный шарик ловил Шарик. В город Орел прилетел орел.
- В первом предложении найдите основу.
- Во втором предложении обозначьте части речи.
5) На доске записан текст. При чтении текста используется физическая карта Российской Федерации. Необходимо найти и показать все географические объекты, встречающиеся в тексте.
Границы России проходят по суше и по воде. На севере граница начинается в Баренцевом море. На самом Дальнем Востоке граница идет по водам Тихого океана. Величайшие реки России – Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире.
- Выпишите из текста имена собственные.
- Что обозначают эти слова?
V. Итог урока.
- Какие слова относим к именам собственным?
- Как пишутся имена собственные?
VI. Домашнее задание.
Написать 5 названий улиц нашего города, 5 имен великих людей, живших на этих улицах.